Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 01:26, курсовая работа
Исходя из актуальности указанной темы, целью данной работы является анализ теоретических и организационных вопросов форм государственного устройства на современном этапе, а также на примере Республики Беларусь рассмотрение основ реализации формы государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 5
ГЛАВА 2 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Понятие формы правления 9
2.2 Особенности белорусской республики 12
ГЛАВА 3 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 17
3.1 Форма государственного (политико-территориального) устройства 17
3.2 Особенности белорусского унитаризма 18
ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25
4.1 Понятие политического режима 25
4.2. Особенности белорусского политического режима 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Термин «полупрезидентская республика», хотя и получил распространение в научной литературе, нельзя признать удачным, а его широкое использование - оправданным. Безусловно, при его введении в научный оборот имелось в виду, что данная форма правления имеет черты как президентской, так и парламентской республики. Однако сама частица «полу-» имеет собственную смысловую нагрузку: «неполный», «частичный», «половинчатый». Исходя из этого, напрашивается вывод (особенно для неспециалистов), что полупрезидентская республика - это некая «ограниченная», «незаконченная» президентская республика. Соответственно создается впечатление, что власть главы государства в полупрезидентской республике слабее, чем в президентской.
Сравнительный анализ конституционного
законодательства различных стран
и мировой практики государственного
строительства показывает, что это
совершенно не так. Полномочия президента
в полупрезидентских
Поэтому названные выше недостатки термина «полупрезидентская республика» дают основания предложить постепенно вывести его из научного оборота, полностью заменив термином «смешанная форма правления». Данный термин более точно отражает правовую сущность рассматриваемой формы правления, акцентируя, в частности, внимание на широком спектре разновидностей данной формы правления: от приближающихся к чисто президентской до форм с сильным влиянием парламентаризма.
Следует подчеркнуть, что
в настоящее время отдельными
учеными-правоведами уже
Представляется целесообразным дать подобное определение и форме правления в Республике Беларусь. При всей многоаспектности проблемы определения формы правления в стране, единая, целостная формулировка, безусловно, воспринимается более четко и однозначно.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в Республике Беларусь сложилась одна из разновидностей смешанной формы правления, характеризующаяся ведущим положением Главы государства в системе органов государственной власти.Данное определение наиболее адекватно отражает сущность действующей в стране системы организации государственной власти.
В зависимости от размера
территории, географического положения
(наличие выхода к морю, гористой
местности, водных границ и т.д.), особенностей
исторического развития и плотности
населения каждое государство нуждается
в территориальной организации
публичной власти, отвечающей его
задачам и интересам, которые
обусловлены необходимостью осуществления
им внутренних и внешних функций:
экономической, политической, социальной,
военной, фискальной и т.д.Кроме того,
после определенных порогов численности
граждан и площади подвластных
земель появляется необходимость разделить
их на административно-
Существующие в мире державы
имеют различные виды государственного
устройства, под которым понимается
территориальная организация
Такое определение формы государственного устройства позволяет дать ответы на следующие вопросы:
В теории государства и права существуют различные подходы к градации политико-территориальной организации власти в государстве. Например, А.М. Осавелюк говорит об унитарной и федеративной форме государственного устройства[14, c.660]. В.Я. Любашиц дополняет этот перечень конфедерацией и содружеством[15, c.112].
В учебном пособии под редакцией В.К. Бабаева выделяется два вида территориальной организации государств: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации)[16, c.96].
Вместе с тем из данной классификации необходимо исключить конфедерацию, т.к. она представляет собой временный, переходный, надгосударственный союз суверенных государств, основанный на международно-правовом договоре, созданный для решения общих задач и целей (обороны, технического сотрудничества и т.д.), субъекты которого обладают правом сецессии (свобода выхода) и нуллификации (отмены, отклонения актов конфедерации на своей территории), имеют независимую систему органов власти и управления, самостоятельное гражданство, валюту, национальную армию, налоговую систему.
Прежде всего, необходимо
отметить, что сложные государства
представляют собой союз государств
или состоят из относительно самостоятельных
государственных образований; а
простые являются едиными государствами,
разделенными на административно-
Унитарное государство - это
единое государственное образование,
состоящее из административно-
Конституция Республики Беларусь1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г., определяет Республику Беларусь как унитарное демократическое социальное правовое государство, обладающее верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляющее внутреннюю и внешнюю политику.Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
К Административно-
Вся территория Республики
Беларусь подразделена на несколько
Административно-
Административно-
Как правило, унитарное государство
характерно для одно национальных государств,
где большинство населения
Унитарная форма характерна
для небольших (так как небольшая
территория легко управляема с помощью
обычных административных методов),
одно национальных (из-за отсутствия необходимости
осуществления права каждого
народа на самоопределение и
С точки зрения взаимоотношения местного самоуправления и органами государственными власти, унитарные государства можно разделить:
В заключении следует отметить,
что в демократических
Также в данном параграфе необходимо освятить и межгосударственные образования.
Особенности этого вида конфедеративных государств рассмотрим на примере Содружества Независимых Государств (далее СНГ) и роли в нем Беларуси.
Итак, Содружество Независимых Государств – это межгосударственное объединение, образованное Беларуссией, Украиной и Россией. В соглашении о создании СНГ, подписанном 8 декабря в Минске, эти государства констатировали, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада прекращает свое существование. Заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. 21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан ,Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Украиной и Россией в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.
Созданы органы СНГ: Совет
глав государств, Совет глав правительств,
Совет министров иностранных
дел, Межгосударственный экономический
совет, Межпарламентская ассамблея
с центром в Санкт-Петербурге
и другие. Постоянно действующий
орган СНГ – Координационно-
Информация о работе Форма государства:исторический опыт и современные проблемы