Форма Государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:28, контрольная работа

Описание работы

Серьезное
влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его
исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные
особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы
государства определяет также характер
взаимоотношений государства и его органов с негосударственными
организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и
другими организациями).

Содержание работы

1. Понятие формы государства,
ее структура
2. Форма правления :
2.1 монархия
2.2 республика
2.3 их виды,
тенденции развития

3. Государственное устройство
:
3.1 Унитаризм
3.2 Федерация
3.3
Конфедерация
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Формы государственного усройства.docx

— 97.69 Кб (Скачать файл)

высших органов государства  позволяет обеспечивать права и  свободы гражданина.

                   

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются

на :

               

-    монархические  ( единоличные,

наследственные)

 

               

-    республиканские  ( коллегиальные,

выборные)

2.1 Монархия    

       Монархия   - 

это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется

единолично и переходит, как правило, по наследству.

   Основными

признаками классической монархической формы управления являются :

               

-    существование  единоличного

главы государства, пользую-

 

                   

щегося своей властью  пожизненно (царь, король, импера-

 

                   

тор, шах);

 

               

-    наследственный  порядок

преемственности верховной 

 

                   

власти;     

 

              

-    представительство  государства

монарха по своему усмо-

 

                     трению;

 

              

-    юридическая безответственность

монарха.

      Монархия

возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала

основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе

сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты  монархического

управления.

 

    

 

       В свою  очередь

монархия делится на :

 

   

 

              -    абсолютную

 

              -    ограниченную(парламентарную)

 

              -    дуалистическую

 

              -    теократическую

 

              -    парламентарную

  Абсолютная монархия   - 

такая форма правления, при  которой верховная государственная  власть по

закону всецело принадлежит  одному лицу.

 

       По формуле

Петровского Воинского устава   — “

самовластный монарх, который  никому на свете о своих делах  ответу дать не

должен”. Основным признаком  абсолютной монархии является отсутствие каких-либо

государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

 

        Возникновение

абсолютизма связано с  процессом зарождения бур-жуазных отношений и начинающимся

процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К  наиболее

существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация или  полный упадок

сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть

монарха, наличие в его  непосредственном подчинении и распоряжении постоянной

армии, полиции и развитого  бюрократического аппарата.

 

        Власть  в

центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут

назначаться и увольняться  монархом.

     

Государственное вмешательство  в частную жизнь в эпоху  абсолю-тизма

приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя

попрежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были

Россия XVII - XVII и Франция  до революции 1789 года.

 

    

 

     Конституционная  монархия представляет собой  такую форму

правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным

органом. Обычно это ограничение  определяется конституцией, утверждаемой

парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.

 

     Как форма

правления, конституционная  монархия возникает в период становления  буржуазного

общества. Формально она  не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии

и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).

      

Конституционная монархия бывает парлапментарной и дуалисти-ческой.

 

       Парламентская

монархия характеризуется  следующими основными признаками :

                      

-    правительство  формируется из

представителей   определенной партии (или

партий) получивших большинство  голосов на выборах в парламент;

 

                     

-    лидер партии, обладающий

наибольшим числом депутатских  мест, становится главой государства;

 

                         -  

в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха

фактически отсутствует, она является 

символической;

 

                      

-    законодательные  акты

принимаются парламентом  и формально подписываются монархом;

 

                         -  

правительство согласно конституции  несет ответственность не перед

монархом, а перед парламентом.

 

        Примерами

такой монархии можно считать   -   Великобританию, Бельгию, Данию  и др.

 

        При  дуалистической

монархии государственная  власть носит двой-ственный характер. Юридически и

фактически власть разделена  между правительством, формируемым  монархом, и

парламентом.

 

Правительство в дуалистических монархиях формируется

независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним.

Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент

представляет

буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления  существовала в

кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Морокко.

 

       В некоторых

государствах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление

страной. Такие монархи  носят название теократические (Саудовская Аравия).

 

     Такова краткая

характеристика основных разновидностей монархи-ческой формы  государственного

правления.

2.2    Республика 

 

     

Республика   -   это  такая форма правления, при которой

верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми  населением на

определенный срок.

 

  

 

       Общими

признаками республиканской  формы правления являются:

                    

-    существование  единоличного и

коллегиального главы  государства;

 

                    

-    выборность на  определенный

срок главы государства  и других верховных органов государственной  власти;

 

                    

-    осуществление  государственной

власти не по своему велению, а по поручению народа;

 

                    

-    юридическая ответственность

главы государства в случаях, предусмотренных законом;

 

                    

-    обязательность  решений

верховной государственной  власти.

       Республиканская

форма правления в окончательном  виде сформи-ровалась в Афинском государстве. По

мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала  новые черты,

все больше наполнялась демократическим  содержанием.

 

   Насчитывается

несколько основных разновидностей республи-канского правления. В свою очередь

они делятся по форме государственного устройства на :

                                                           -   парламентарные

 

                                                           -   президентские

       Парламентская  республика   - 

разновидность современной  формы государственного правления, при которой

верховная роль в организации  государственной жизни принадлежит  парламенту.

 

    В такой

республике правительство  формируется парламентским путем  из числа депутатов,

принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в

парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом

о своей деятельности. Оно  остается до тех пор у власти, пока в парламенте они

обладают большинством. В  случае утраты доверия большинство  членов парламента

правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства  добивается

роспуска парламента и  назначения досрочных парламентских  выборов.

 

       Как  правило,

глава государства в подобных республиках избира-ется парламентом либо

специально образуемой парламентской  коллегией. Назначение парламентом  главы

государства является главным  видом парламентского контроля над исполнительной

властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных

республиках неодинакова. В Италии например президент республики избирается

членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют

по три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративных

государствах

участие парламента в избрании главы государства, также разделяется  с

представителями членов федерации. Так в Германии президент избирается

федеральным собранием, состоящим  из членом бундестага, и такого же числа лиц,

выбираемых ландагами  земель на началах пропорционального  представительства.

Выборы главы государства  в парламентарной республике могут  осуществляться и на

основе всеобщего избирательного права, что характерно для Австрии, где

президент избирается сроком на шесть лет.

 

         Глава

государства в парламентарной республике обладает полно-мочиями : обнародует

законы, издает декреты, назначает  главу правительства, является верховным

главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

 

       Глава

правительства (премьер-министр, председатель совета мини-стра, канцлер)

назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им

правительство, которое осуществляет верховную

исполнительную власть и  отвечает за свою деятельность перед

парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является

то, что любое правительство  лишь тогда правомочно осуществлять управление

государством, когда оно  пользуется доверием парламента.

 

       Главной

функцией парламента является законодательная деятель-ность и контроль за

исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми  полномочиями,

поскольку он разрабатывает  и принимает государственный  бюджет, определяет

перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные

вопросы внешней, в том  числе оборонной политики. Парламентарная форма

республиканского правления  представляет собой такую структуру   высших органов

государственной власти,

которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности,

создает справедливые условия  человеческого общежития, основанное на началах

Информация о работе Форма Государственного устройства