Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 18:28, контрольная работа
Серьезное
влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его
исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные
особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы
государства определяет также характер
взаимоотношений государства и его органов с негосударственными
организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и
другими организациями).
1. Понятие формы государства,
ее структура
2. Форма правления :
2.1 монархия
2.2 республика
2.3 их виды,
тенденции развития
3. Государственное устройство
:
3.1 Унитаризм
3.2 Федерация
3.3
Конфедерация
4. Список литературы
).
Республика - это форма правления при которой высшие органы
власти коллегиальные, имеют мандат народа на осуществление государственной
власти. Для республики обязательно
наличие высшего
власти, избираемого народом.
Исторически республика как форма правления сложилась еще в
Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады,
Древний Рим периода республики и др. Однако в то время институты демократии
были еще неразвиты, а рабовладельческие отношения и связанные с ними научные
представления и знания не
создавали предпосылок для
связанных с ним современных принципов демократического государства.Поэтому
расцвет республики связан
не с рабовладельческим или
с государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения,
появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи с
этим, сначала в Европе, затем в Америке, а потом и во всем мире республиканская
форма правления завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой
правления в современной мировой цивилизации.
Классификация республик связана с тем, каким же именно
образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов
государственно - правовых отношений наделен большим количеством полномочий.
В основном все республики подразделяются на два вида:
парламентские и президентские. Однако некоторые авторы справедливо дают еще
одну классификацию, а именно на республики аристократические и демократические.
В наше время существуют только демократические республики. Парламентская
республика.
При этой форме правления большинство полномочий принадлежит
представительным органам власти, а на исполнительно - распорядительные органы
накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и
прав в осуществлении государственной власти.
Президентская республика. При президентской республике
большинство этих прав и полномочий предоставляется президенту, который зачастую
является главой исполнительной власти. Классическим набором прав президента
являются права по формированию высших органов государственной власти, по
осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными
Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.
В компетенции высшего представительного органа власти лежат
вопросы законодательства,
а также контрольные и
Государственное устройство республики строится на принципах
демократии и народного суверенитета. Во-первых, это выборность и сменяемость
органов государственной власти (ротация). Во-вторых, это принцип народного
суверенитета.
В-третьих, это принцип разделения властей. В-четвертых, верховенство прав и
свобод человека и гражданина. Существует еще несколько принципов, однако самыми
основными являются вышеперечисленные. Благодаря этим принципам в государствах,
обладающих республиканской формой правления, получили широкое распространение
институты непосредственной и представительной демократии, системы сдержек и
противовесов между различными ветвями власти и другие государственно-правовые
институты, присущие демократическому государству. В целом, форма правления
является весьма важным элементом формы государства в целом. Ведь именно в ней
заключено, кому принадлежит власть в обществе ( пусть иногда формально ), а
это, в свою очередь, говорит о развитости или, наоборот, отсталости или
консерватизме данного общества.
В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму
государства в историческом аспекте и попытаться вывести наиболее справедливую (
по современным понятиям ) и эффективную ее разновидность.
Исторически сложилось так, что сначала появились
государства, форму которых прежде всего определяла форма правления; более того,
таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим
попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе
классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII
веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория
"политический режим" возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в
20-х годах XX века.
Таким образом, в древности и в средние века все государства
были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом
режиме можно говорить шире - так, в некоторых государствах древности
существовали
многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или
вовсе тоталитарные государства.
С появлений федераций положение изменилось. И хотя в форме
правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной
формой правления становится республика. Политический режим становится все более
демократичным, пока не достигает современного уровня.
Сейчас наиболее распространенной формой государства является
демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко
проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако
это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более
совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы
государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость
рассмотрения данной темы.
Вопрос №3
Государственное устройство. Унитаризм, федерация, конфедерация.
Форма
государственного устройства - это национальное и
административно-
строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его
составными частями, между центральными и местными органами государственного
управления, власти.
В отличии от
форм правления организация государства рассматривается с точки зрения
распределения государтсвенной власти и государственного суверенитета в центре и
на местах, их разделение между составными частями государства.
Виды форм
государственного устройства и их различия
Следующим элементом формы государства является форма
государственного устройства.
Под формой государственного устройства понимается структура
государственности. То есть именно в категории "форма государственного
устройства" находит выражение
территориальное деление и
государства, закрепление за ним определенной территории. Исторически сложилось
три "классических" формы государственного устройства: унитарное
государство, федеративное государство ( федерация ), конфедерация. Впрочем, в
последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы
государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что
конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь
содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения
каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие,
политическое объединение и т. д. ).
Итак, первый из трех видов формы государственного
устройства: унитарное государство.
Унитарное государство - это цельное государство, части (
территориальные подразделения ) которого ( департаменты, провинции, округа, и
т. д. ) являются только административно - территориальными образованиями, не
имеющими каких - либо суверенных прав. У этих образований нет своего
законодательства и своей судебной системы, органы административного управления
либо подчинены
подчинение - "центру" и местным представительным органам.
Как правило, унитарное государство характерно для
однонациональных государств,
где большинство населения
одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна
государствам с монархической формой правления.
Исторически унитарная форма государственного устройства
сложилась самой первой, вместе с самим государством . Все без исключения
государственные образования древности и средних веков обладали этой формой
государсвен-ного устройства. Примером тому могут служить Римская империя,
императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с
развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей,
что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран
иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных
государственных союзов.
В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное
государство также существует, но это явление не носит столь значительного и
всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших
(так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных
административных методов ), однонациональных (из - за отсутствия необходимости
осуществления права каждого
народа на самоопределение и
государственное
строительство), а также для монархических государств ( в связи с традициями ).
Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того,
унитарная форма государственного устройства характерна для государственных
образований, являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, любая республика
в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой
правления.
Федеративное государство. Это союзное государство, части
которого (штаты, земли, округа) обладают государственным суверенитетом,
который, однако, не нарушает целостность всего союзного государства. Эти части
принято именовать субъектами федерации. Они обладают своим законодательством,
особой судебной системой, самостоятельными органами управления. Вместе с тем на
территории субъектов
федерации действуют также
институты, обеспечивающие функционирование федеративного государства как
единого целого.
Существует также
органами власти и органами власти субъектов федерации. Это способствует (
наряду с делением государственной власти на три "ветви" )
децентрализации и "разделению" власти, предупреждающим ее
концентрацию. Как правило,
к ведению общефедеральных
внешняя политика, оборона страны, экономическая, социальная и идеологическая
политика, принятие общефедерального законодательства; в компетенцию органов
власти субъектов федерации входит решение вопросов о формировании органов