Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 16:41, доклад
Тоталитарный режим - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества, используя при этом принудительные средства воздействия.
Предпосылки формирования тоталитарного политического режима в СССР.
В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.
формирование тоталитарного режима
Тоталитарный режим - крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества, используя при этом принудительные средства воздействия.
Предпосылки формирования
тоталитарного политического
В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные. Экономические:
1) исторически сложилось так, что значительная часть экономики принадлежит государству, велика доля государственного капитализма. Из этого вытекает широкое вмешательство государства в экономику и жесткий контроль сверху. Отсутствовало фритредерство;
2) форсированное экономическое развитие вело к ужесточению политического режима в стране. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы.
Политические:
1) отсутствие демократических традиций. Становлению тоталитарного режима благоприятствовал особый тип политической культуры – подданнический тип. Пренебрежительное отношение к закону сочетается с покорностью населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти;
2) изменения в составе партии (наплыв в нее мелкобуржуазных элементов и низкий образовательный уровень коммунистов);
3) усиление органов исполнительной власти и укрепление силовых структур государства.
Социокультурные:
1) революция произошла в среднеразвитой стране, где большинство населения составляло крестьянство. Пополнение рабочего класса шло за счет выходцев из крестьян. Таким рабочим была свойственна мелкобуржуазная идеология, «тоска» по сильной личности;
2) низкий уровень общеобразовательной и политической культуры населения, а также материального благосостояния общества;
3) СССР долгое время развивался в экстремальных условиях капиталистического окружения. В общественном сознании стал утверждаться «образ врага». В этой обстановке требовалась крайняя мобилизация, что исключало какие-либо демократические начала;
4) Развитие коммуникаций, а именно связи – усовершенствование телефонной связи, радио, появление телевидения - способствовали «насаждению» идеологии;
5) личные качества И.Сталина.
Этапы:
1) Октябрь 1917-1929 - предтоталитарный режим, складывается тоталитарная система, накопление опыта террора.
2) 1929-1953. апогей - 2 пол. 30-х, потом перерыв на войну и пик; январь 1934 г. – XVII съезд ВКП (б) – «съезд победителей», 1929 г. – формирование культа личности, связано с юбилеем Сталина, мощный репрессивный аппарат – показатель зрелости тоталитаризма.
3) 1953-1991 - стагнация и крушение.
Периодизация и этапы становления (кто-то 3, кто-то 4) – 4:
1. 17/21 – накопление элементов тоталитарного режима, его становление;
2. 1-ая пол. 30-х гг. – утверждение тоталитарного режима;
3. 2-ая пол. 30-х гг. – апогей
4. с 1945 – развитие по нисходящей – кризисы.
К нач. 20-х гг. – 1 партийная система. («из партии сделать орден Меченосцев» - Сталин). Передача властных функций от советов (орган высшей госвласти – съезд советов по конституции, де-факто выполняет совещательно-хозяйственные функции) к партийным органам – подминают под себя госаппарат. В марте 1921 на Х съезде – резолюция о единстве партии, запрет фракц+й – партия должна быть едина и монолитна. С 1923 – платформа 46, 1925/26 новая оппозиция – Каменев, Зиновьев, Крупская, Сокольников (нарком финансов) – вопрос о снятии Сталина с поста генсека. Затем августовский блок, кот-ый объединил все оппозиционные силы (Троцкий + Зиновьев) – проект платформы большевиков-ленинцев: Положение в партии: нарушение партийной демократии, коллективного рук-ва и демократического централизма: Полбюро ЦК отправляет свои доклады и решения нижестоящим органам + отсутствие в партии дискуссий(раньше журнал «Известия ЦК») + верхушка захватывает власть – Сталин – система централизма. + Троцкий в работе «Новый курс» - назвал его термидором с бюрократическим центризмом и выступил против НЭПа, развития кооперации, за усление позиции рабочего класса и приоритет тяжелой промышленности.
В окт. 1927 Троцкого с Зиновьевым исключили из ЦК, затем из партии. ХV съезд партии (нояб. 1927.) – оппозиция – отдельным вопросом, как меньшевистская. Из партии 100 человек, Троцкий в Алма-Ату, оппозиционеры каялись, но были и упорные (Христиан Раковский) – считались левыми за определенный максимализм. В их разгроме прняли деятельное участие Бухарин, Рыков (глава СНК), Томский (глава профсоюзов), НО Сталин не хотел иметь рядом с собой сильные фигуры и встав на левые позиции обозвал их всех «правой оппозицией». В 1929 году из политбюро исключен Бухарин + не редактор Правды, в 30-ые гг. правые каялись и просились обратно на ответственные посты, в партию их вернули но по мелочи, затем станут жертвами репрессий
С осени 1929 года партия стала единой, оставались лишь подпольные группы.
Формирование идеологии чрез монополию в печати – Труды Ленина (3 собрания сочинений) + Сталин, спецучреждения для создания идеологии - Истпарт, Красная профессура (Бухарин), Политпросвет (Крупская) – пропаганда + институт Марксизма-Ленинизма, НО только в армии и в городе. Нет тотального господства марксизма.
Партия едина – нужен вождь – в 1926 году Дзержинский в письме к Куйбышеву – Сталин «похорнщик революции», но во второй половине 20-х не обладает всей полнотой власти. Впервые назван вождем на свое 50-летие 21 декабря 1929 года. В 20-ые гг. большое кол-во общественных организаций (во второй половине 20-х около 5 тыс.) комсомол, профсоюзы + общества долой неграмотность, борьбы с алкоголизмом и др.
В плане террора – в годы ГВ формирование институтов тоталитаризма: диктатуры пролетариата + репрессивные органы, однако в годы НЭПа некое смягчение и упорядочивание, создание ОГПУ, к ним относятся ряд лагерей (СЛОН – у нас на Вишере - филиал). Репрессии с 27 года на хлебозаготовках, против белогвардейцев – после убийства полпреда Волкова (или Войкова?) и Шахтинское дело (Донбасс) – 53 человека, 5 приговорены к расстрелу. Постепенно – складывание социалистической экономики, НО деревня единоличная и сохранение частного сектора.
В ЦЕЛОМ – к концу 20-х гг. складывается только ряд элементов тоталитаризма, других еще нет или в зачаточном состоянии.
Завершающий этап - Вторая пятилетка (1933-1937). Янв. 1933, пленум ЦК - решение о создании политотделов: чрезвычайные неуставные органы, создавались при гос. учрежд. в деревне (при МТС, совхозах). Задачи: 1. организационно-хозяйственное укрепление колхозов (должны научить работать по-социалистически - план, контроль, дисциплина как на пром. произ-ве), 2. полит, укрепление - очистить колхозы от классово-чуждых элементов, перевоспитать индивидуалиста-собственника в коллективиста.
Культурная революция
Культурная революция
была направлена на «перевоспитание»
масс — на «коммунизацию» и «советизацию»
массового сознания, на разрыв с традициями
исторического (дореволюционного) культурного
наследия через большевистскую идеологизацию
культуры. На передний план выдвигалась
задача создания так называемой «пролетарской
культуры», основанной на марксистско-классовой
идеологии, «коммунистическом воспитании»,
массовости культуры, ориентированной
на низшие слои общества.
Культурная революция обусловлена такими
преобразованиями в экономике и политике
как установление диктатуры пролетариата,
обобществление средств производства,
социалистическая индустриализация и
коллективизация сельского хозяйства.
Культурная революция с одной стороны
предусматривала ликвидацию неграмотности
среди рабочих и крестьян, создание социалистической
системы народного образования и просвещения,
формирование нового социального слоя
— «социалистической интеллигенции»,
перестройку быта, развитие науки, литературы,
искусства под партийным контролем. С
другой стороны — в системе народного
образования ликвидировалась трехзвенная
структура средних учебных заведений
(классическая гимназия — Реальное училище
— Коммерческое училище) и заменялась
на «политехническую и трудовую» среднюю
школу. Таким образом, такие школьные предметы,
как: логика, богословие, латинский и греческий
языки, и другие гуманитарные предметы
— из системы народного образования были
удалены.
В результате осуществления культурной
революции СССР были достигнуты определенные
успехи: по официальным данным переписи
1939 г. грамотность населения стала составлять
70 %; в СССР была создана первоклассная
общеобразовательная школа, численность
советской интеллигенции достигла 14 млн
чел.; до начала 1940-х гг. наблюдался расцвет
официально одобренных науки и искусства,
с 1960-х — рассвет советской космонавтики,
высшие спортивные достижения, процветание
сельской промышленности и многое другое.
В культурном развитии, согласно официальной
государственной информации, СССР вышел
на передовые рубежи в мире. Однако реальные
результаты значительно расходились с
официально заявленными. Во всех республиках
СССР вследствие погрома существовавших
ранее достижений культуры, искусства,
систематических жестоких репрессий интеллигенции
и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг.
стали наблюдаться стагнация его общего
культурного уровня, моральная деградация,
подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.
Главной задачей культурной революции
была идеологическая пропаганда. Культурные
преобразования находились под контролем
коммунистической партии и государства.Советское
искусство, подчинённое партийной цензуре,
было обязано следовать одному художественному
направлению - социалистическому реализму.
Политический смысл этого метода заключался
в том, что мастера искусства должны были
отображать советскую жизнь не такой,
какая она была на самом деле, а такой,
какой она должна быть при социализме.
Во времена «культурной революции» Сталин
выдвинул мысль, что все науки, а в том
числе и естественные, должны носить политический
характер. Не согласных с этим учёных травили
в прессе или репрессировали. Были свёрнуты
исследования и разработки советских
генетиков, т.к генетика была названа «буржуазной
наукой». Самое пристальное внимание Сталин
уделял истории. Он взял под личный контроль
учебники по истории России, которая стала
называться историей СССР. История представляла
в них летописью классовой борьбы угнетённых
классов с эксплуататорами. Появилась
новая отрасль исторической науки, ставшая
одной из ведущих идеологических дисциплин,
- "история партии".
Развитие советской культуры в 30-е гг.
имело противоречивый характер. С одной
стороны, образование, наука, литература,
художественная культура были взяты под
строгий контроль, испытывали идеологическое
давление. С другой стороны, культура достигла
значительных успехов 1).
ликвидирована безграмотность населения.
2). создана система всеобщего обязательного
начального образования (начальная шола).
3). создана единая система образования
современного индустриального госудрства:
- начальное
- начальные школы
- ликбез
- среднее (с средне-специальное)
- средние школы
- фабрично-заводские училища (ФЗУ)
- техникумы
- высшее
- университеты
(как правило гуманитарные
- институты (технические)
В конце 20-х — начале 30-х гг. международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах.
Международная обстановка еще
более резко обострилась после
прихода к власти в Германии в
1933 г. национал-социалистической партии
во главе с А. Гитлером. Новое правительство
поставило своей целью
Как страна, проигравшая войну,
Германия не имела права иметь
свои вооруженные силы, но она отказалась
от выполнения условий Версальского
договора и в 1935 г. объявила о создании
военной авиации и военно-
В 1933 г. советское правительство разработало план борьбы за коллективную безопасность, который предусматривал заключение регионального соглашения между европейскими государствами о взаимной защите от германской агрессии. В1934 г. СССР вступил в Лигу Наций. В результате переговоров между министром иностранных дел Франции Луи Барту и наркомом иностранных дел СССР М.М. Литвиновым был выработан проект Восточного пакта, по которому СССР, Польша, Латвия, Эстония, Литва и Финляндия образуют систему коллективной безопасности. Однако Восточный пакт как система коллективной безопасности не был реализован из-за противодействия Англии и правых реакционных кругов Франции. Как успех советской внешней политики следует признать подписание в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимопомощи. Стороны обязывались в случае нападения на одну из них немедленно оказывать друг другу помощь.
В марте 1936 г. был заключен договор с Монгольской Народной Республикой, а в августе 1937 г. — договор о ненападении между СССР и Китаем.
В 1935 г. Германия ввела свои
войска в демилитаризованную Рейнскую
Область, а в 1936 г. Германия и Япония
подписали соглашение, направленное
против СССР (Антикоминтерновский пакт).
В 1938 г. Германия осуществила аншлюс
(присоединение) Австрии.
Западные державы проводили политику
уступок фашистской Германии, надеясь
направить агрессию на Восток. Не случайным
поэтому стало подписание между Германией,
Италией, Францией и Англией Мюнхенского соглашения 1938 г., по которому Чехословакия
потеряла свою самостоятельность.
В условиях, когда переговоры
СССР с Англией и Францией в 1939
г. зашли в тупик, советское руководство
приняло предложение Германии о
мирных переговорах, в результате чего
23 августа 1939 г. в Москве был заключен советско-
СССР был поставлен перед альтернативой: или договориться с Англией и Францией и создать систему коллективной безопасности в Европе, или заключить пакт с Германией, или остаться в одиночестве. Заключив в 1939 г. пакт о ненападении с Германией, когда на Дальнем Востоке шли военные действия, СССР избежал войны на два фронта.
В целом же этот пакт не дал возможность создать в Европе единый антисоветский фронт.
1 сентября 1939 г. Германия
напала на Польшу. Великобритания
и Франция объявили войну
В октябре 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду на 30 лет полуостров Ханко, имевший стратегическое значение для наших границ, а также передать острова в Финском заливе, часть полуостровов Рыбачий и Средний около Мурманска и часть Карельского перешейка — т.е. около 2 710 кв. км в обмен на территорию в Советской Карелии размером в 5 523 кв. км. Финская сторона не приняла эти условия, и переговоры 13 ноября были прерваны, а затем вспыхнул военный конфликт.
Советско-финская война длилась 105 дней, с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. Хотя эта кампания и закончилась победой СССР, позволила нашей стране усилить стратегические позиции на северо-западе, отодвинуть границу от Ленинграда, все же она нанесла нашей стране политический и моральный ущерб. Мировое общественное мнение в этом конфликте было на стороне Финляндии, престиж СССР заметно упал. 14 декабря 1939 г. СССР был исключен из Лиги Наций