Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование формы государства, а также его элементов.
Реализация данной цели определила необходимость решения следующих основных задач:
изучить понятие формы государства;
определить элементы формы государства;
выявить особенности формы правления и ее виды;
раскрыть понятие формы государственного устройства и ее виды;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ……………………………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………….10
2.1 Монархия: понятие и виды………………………………………………….10
2.2 Республиканская форма правления, ее виды……………………..………..13
2.3 Смешанные формы правления……………………………………………15
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ…………………………………………………………………………….17
3.1 Унитарная форма государственного устройства………………………..…17
3.2 Федеративная форма государственного устройства………………………18
3.3 Иные виды формы государственного устройства……………………..…..19
ГЛАВА 4. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………….…22
4.1 Демократический режим…………………………………………………….22
4.2. Недемократические режимы……………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…

Файлы: 1 файл

РАБОТА (1).docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ……………………………………………………………………..5

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………….10

2.1 Монархия: понятие и виды………………………………………………….10

2.2 Республиканская форма правления, ее виды……………………..………..13

2.3 Смешанные формы правления……………………………………………15

ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,

ВИДЫ…………………………………………………………………………….17

3.1 Унитарная форма государственного  устройства………………………..…17

3.2 Федеративная форма  государственного устройства………………………18

3.3 Иные виды формы государственного устройства……………………..…..19

ГЛАВА 4. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………….…22

4.1 Демократический режим…………………………………………………….22

4.2. Недемократические режимы……………………………………………….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…………………….30

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство в процессе исторического развития обретает множество форм. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться разные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой – государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Вопрос о форме права имеет не только теоретическое, но и первостепенное практическое, особенно в условиях осуществления крупных социально-экономических и политических реформ, когда от организации государственной власти определяющим образом зависят эффективность государственного управления, состояние законности и правопорядка [17,  
с. 91].

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование формы государства, а также его элементов.

Реализация данной цели определила необходимость решения следующих основных задач:

    1. изучить понятие формы государства;
    2. определить элементы формы государства;
    3. выявить особенности формы правления и ее виды;
    4. раскрыть понятие формы государственного устройства и ее виды;
    5. изучить особенности политического режима и его виды.

Объектом исследования является форма государства и ее элементы.

Структура и объем курсовой работы определяются целями и задачами исследования. Так, данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Общий объем работы составляет 31 страница.

Глава курсовой работы посвящена понятию формы государства, а также определению ее элементов. В главе 2 работы исследованы особенности формы правления и ее виды. В главе 3 курсовой работы обращено внимание на понятие формы государственного устройства и ее виды. Глава 4 курсовой работы посвящена особенностям политического режима и его видам.

При написании курсовой работы использовались труды таких отечественных правоведов, как С. Г. Дробязко, В. С. Козлов,  
А. Ф. Вишневский, А. Ф. Лебедев и др.

Кроме того, важную роль при написании работы сыграли такие авторы, как  С. С. Алексеев, Н. И. Матузов, А. В. Малько, А. В. Мелехин, 
В. С. Нерсесянц, Г. А. Борисов и др.

Методологической и теоретической базой курсовой работы явилась система принципов, приемов и способов, построенная на философских, специальных и частнонаучных методах. Использованы, в частности, метод системного анализа, сравнительный, формально-юридический, исторический и интерпретационный методологические подходы современной юридической науки.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

 

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти). Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства.

На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия [1, с. 41-42].

Платон выделял три правильные формы государства: царскую власть (законная монархия, т.е. правление одного лица на основе законов), аристократию (законную власть немногих) и законную демократию (власть демоса на основе законов) и соответственно три неправильные формы: тиранию (незаконную власть одного), олигархию (незаконную власть немногих) и незаконную демократию (власть демоса не на основе законов) [8, с. 55].

О многообразии форм государства говорил и Аристотель – ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях [1, с. 43].

Через два столетия греческий мыслитель Полибий, опираясь на учение Аристотеля, разработал теорию смешанной формы государства, в которой сочетаются элементы монархического (консулат), аристократического (сенат) и демократического (народное собрание) строя. Он обращает особое внимание на факт распределения между этими тремя институтами властных полномочий и обусловленное этим будто бы равномерное и правильное устройство государства. Примером такого смешанного государства Полибий считал Древний Рим [5, с. 89]

Цицерон выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму [1, с. 43].

В исследованиях ученых эпохи средневековья выделяются два вида форм государства – монархия и республика. Это деление (классификация) в политико-правовой науке было господствующим до конца прошлого столетия [5, с. 89].

В эпоху Нового времени в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления [1, с. 43].

Относительно понятия «форма государства» существуют различные точки зрения. Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима [7, с. 88].

В. А. Четвертин отмечает: «Существуют две основополагающие формы объединения людей под властью высших органов государства – форма подданства и форма гражданства. Эти исходные формы предопределяют формы государства, различаемые в общей теории, форму правления, государственный режим и территориальное устройство государства» [16,  
с. 593], которые охватываются прежде всего понятием «форма правления». Различают по форме правления монархии и республики. К категории монархий относят не только государства, где в действительности власть принадлежит монарху, но и государства, в которых у монарха нет реальной власти. Под республиканскую форму правления подпадают и государства, в которых гражданская политическая активность существенно ограничена, политические права и свободы грубо нарушаются, т.е как монархии, так и республики могут быть реальными и номинальными [7, с. 88-89]. «Поэтому в современной теории форма государства описывается не только понятием формы правления, но и понятием государственный режим» [16, с. 594].

Существует точка зрения, когда предлагается различать внутреннюю и внешнюю форму государства: под внутренней понимается демократия, которая является разновидностью политического режима, а под внешней понимается совокупность форм правления и государственного устройства [9, с. 133].

А. В. Мелехин под формой государства понимает организацию и устройство государственной власти, которая находится в неразрывной связи с сущностью и содержанием государства. Автор разнообразие форм государства объясняет рядом причин и в качестве основных выделяет следующие:

    • исторические традиции развития национальных государств;
    • исторические особенности становления национальных государственностей;
    • реальное соотношение социальных сил в стране;
    • национальный состав населения страны;
    • менталитет населения, выражающийся в «терпимости» по отношению к власти;
    • зарубежный опыт;
    • уровень жизни населения;
    • степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;
    • роль мирового сообщества [13, с. 154].

От формы государства, как отмечают Н. И. Матузов, А. В. Малько, в значительной степени зависит и политическая жизнь в обществе, и устойчивость государственных институтов.

Форма государства – это не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране.

Форма государства – это организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением [1, с. 42].

На особенности формы государства и ее составляющие накладывают отпечаток многочисленные обусловливающие факторы. Важными среди них являются:

    • соотношение сил в обществе – социальных слоев, социальных групп, национальных общностей, национальных традиций и особенности решения национального вопроса;
    • развитость политического и правового сознания и наличие ценностей политической и правовой культуры;
    • особенности и установки политических элит;
    • роль права и наличие режима законности в обществе;
    • влиятельность демократических институтов и т.п. [3, с. 88].

В. В. Лазарев отмечает, что форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений цен-тральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти [15, с. 356].

В науке теории государства и права сформировалось два взгляда на вопрос о структуре формы государства [6, с. 34]. Чаще всего в форме государства выделяют три элемента:

•  форму правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением);

Информация о работе Формы государства