Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование формы государства, а также его элементов.
Реализация данной цели определила необходимость решения следующих основных задач:
изучить понятие формы государства;
определить элементы формы государства;
выявить особенности формы правления и ее виды;
раскрыть понятие формы государственного устройства и ее виды;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ……………………………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………….10
2.1 Монархия: понятие и виды………………………………………………….10
2.2 Республиканская форма правления, ее виды……………………..………..13
2.3 Смешанные формы правления……………………………………………15
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ…………………………………………………………………………….17
3.1 Унитарная форма государственного устройства………………………..…17
3.2 Федеративная форма государственного устройства………………………18
3.3 Иные виды формы государственного устройства……………………..…..19
ГЛАВА 4. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………….…22
4.1 Демократический режим…………………………………………………….22
4.2. Недемократические режимы……………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…
2.3. Смешанные формы правления
Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент. Соответственно, правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка) [1, с. 47].
Одним из признаков, присущих исключительно республикам смешанного типа правления, является закрепление в конституции страны возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом (такое правомочие президента закреплено, например, в России, Франции, Беларуси) [5, с. 99].
В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления — практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Чаще всего в них применяется принцип прямого выбора президентов непосредственно населением.
Государственное правление представляет собой своего рода конгломерат традиционной формы с полудиктаторским управлением. Фактически абсолютная власть далеко не всегда является гарантией стабильного социально-экономического строя государства. Как правило, в таких государствах уровень жизни населения находится на низком уровне [13, с. 163].
Особенности смешанной президентско-парламентской, полупрезидентской систем правления (Франция, Португалия, Россия и др.):
В реальной жизни могут быть нетипичные, смешанные формы правления. Встречаются президентские республики с элементами парламентаризма. К числу таковых можно отнести Россию, где правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума может выразить правительству недоверие. Но окончательное решение об отставке принимает Президент Российской Федерации, он может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев может Думу распустить.
Могут быть «монархические
республики» с пожизненным президентом.
В недалеком прошлом таковыми были президент
Сукарно в Индонезии,
И. Броз Тито в Югославии, Маркое на Филиппинах
и др. Или «монархическая республика»
с выборным монархом. В Малайзии, федеративном
государстве, глава государства избирается
по очереди из числа девяти султанов, возглавляющих
части государства. Аналогичная картина
в Объединенных Арабских Эмиратах. Высший
совет, состоящий из семи эмиров (по числу
эмиратов), избирает главу государства
раз в пять лет [19,
с. 128-129].
ГЛАВА 3. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Под формой государственного
устройства в юридической науке понимается
административно-
Конкретный выбор формы территориального устройства зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. Например, все государства мира с многочисленным и многонациональным составом [13, с. 164].
3.1. Унитарная форма государственного устройства
Унитарное государство (от латинского
unitas – «единство») – это единое государство,
не имеющее в своем составе иных государственных
образований на правах его субъектов.
Такое государство может делиться только
на административно-
Органы власти административно-
с. 48].
Особенностями унитарного государства являются следующие:
Разновидностью унитарных государств можно считать государства, в которых при наличии единой территории имеются автономные образования. Например, это такие государства, как Китай (имеет в своем составе ряд автономий – Тибет, Гонконг и др.), Испания (Область басков), Украина (Крымская автономная республика) и др. [1, с. 48].
В то же время в случае создания унитарного государства в стране с многонациональным составом населения возможно преобразование отдельных административных единиц в автономии. Автономия (гр. autonomia – сам + закон) – право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства. Если в государстве, образованном одним многочисленным народом или народами, есть территория с компактно проживающим на ней населением иной национальности, то такой территории может быть предоставлена большая самостоятельность в решении вопросов местного значения путем передачи ее органам власти части полномочий вышестоящих органов. Это делается для защиты этнической целостности и создания больших гарантий и лучших условий для развития проживающего там народа. Причем автономные образования могут создаваться в составе как унитарных, так и федеративных государств.
В отличие от автономии, федерации образуются путем передачи полномочий не сверху вниз, а снизу вверх: от субъектов – федерации. Субъекты федерации, как правило, равноправны [14, с. 116].
3.2. Федеративная форма государственного устройства
Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре [1, с. 48].
Каждое федеративное государство характеризуется собственной спецификой исходя из исторических особенностей, традиций, национального состава населения и т.п. Однако федерациям присущи общие признаки следующего порядка:
Федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно-договорными. Российская Федерация является договорно-конституционной, ибо она основана на трех федеральных договорах (договор федерации с республиками, договор с областями и краями и договор с автономными областями и округами) и Конституции Российской Федерации.
Федерации могут быть симметричными,
члены федерации в них обладают одинаковым
правовым статусом, и асимметричными,
в которых субъекты имеют разный правовой
статус (положение). К числу последних
относится Российская Федерация, так как
в качестве субъектов этой федерации выступают
республики, края, области, автономные
области, автономные округа. К современным
федеративным государствам относятся
США, Мексика, Бразилия, Канада, Австралия,
Индия, Бельгия и др. [19,
с. 131].
В зависимости от принципа формирования различают следующие виды федераций:
3.3. Иные виды формы государственного устройства
Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества [1, с. 50].
Таким образом, конфедерация не является государством. Это союз суверенных государств. В конфедерации отсутствуют единые органы власти (законодательная, исполнительная, судебная). Каждое государство сохраняет свой суверенитет, является субъектом международного права, имеет свою денежную систему, вооруженные силы, гражданство [7, с. 95].
Следует отметить, что не все правоведы относят конфедерацию к формам государственного устройства. Например, профессор А. И. Коваленко пишет: «К формам государственного устройства недопустимо относить конфедерацию. Конфедерация – это временный союз государств для достижения определенных целей. Главное отличие конфедерации от охарактеризованных форм государственного устройства заключается в том, что она исключает субординацию образующих ее членов. Их взаимоотношения строятся по принципу координации, согласования их интересов и проводимой политики [10, с. 26].
Г. А. Борисов выделяет и такую форму государственного устройства, как содружество государств, под которыми понимает союз суверенных государств, складывающийся на основе экономической, ресурсной, социально-культурной, образовательной, валютной и др. интеграции, создающий условия для взаимовлияния и выравнивания развития входящих в состав союза субъектов (СНГ).
1. Содружество государств, как правило, формируется на базе достигнутого уровня развития – рыночная динамичная экономика, ценности демократии, в том числе признание и реализация основных прав человека, развитость и адаптируемость правовой системы и др.
2. Содружество государств складывается на международно-правовой договорной основе.
3. Государства содружества не утрачивают и не уступают в пользу союза суверенных прав.
4. Члены содружества имеют право выхода из союза.
5. Содружества могут формировать надгосударственные структуры и правовые институты (европарламент, европравительство, евросуд, интерпол, евроконституция и др.), не имеющие прямых властных полномочий по отношению к гражданам государств.
6. В содружестве нет единой территории и границ, единого гражданства, единой системы налогообложения и финансовой системы, но возможно единое таможенное пространство, валюта и др.
7. Решения органов содружества (соглашения) не имеют императивного значения для его членов [3, с. 93-94].
Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы – империи, протектораты и пр. Так, империи выступают государственными образованиями, отличительными особенностями которых являются обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи [18, с. 45].
Коалиция, как сложное государство, является по существу, оборонительным или наступательным союзом. В отличие от него конфедерация – относительно постоянное образование, имеющее государственно-правовой характер.
Сообщество государств – межгосударственное образование, в основе которого лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной, своеобразной переходной формой к государственной организации (например, Европейский Союз).
Уния – союз, объединение , соединение государств; фузия – соединение ранее разделенного государства (например, ФРГ и ГДР); инкорпорация – внешне оформляется как добровольное слияние, присоединение одного государства к другому [11, с 109-110].