Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование формы государства, а также его элементов.
Реализация данной цели определила необходимость решения следующих основных задач:
изучить понятие формы государства;
определить элементы формы государства;
выявить особенности формы правления и ее виды;
раскрыть понятие формы государственного устройства и ее виды;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ……………………………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………….10
2.1 Монархия: понятие и виды………………………………………………….10
2.2 Республиканская форма правления, ее виды……………………..………..13
2.3 Смешанные формы правления……………………………………………15
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ…………………………………………………………………………….17
3.1 Унитарная форма государственного устройства………………………..…17
3.2 Федеративная форма государственного устройства………………………18
3.3 Иные виды формы государственного устройства……………………..…..19
ГЛАВА 4. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………….…22
4.1 Демократический режим…………………………………………………….22
4.2. Недемократические режимы……………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…

Файлы: 1 файл

РАБОТА (1).docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

•  государственное устройство (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами);

•  политический режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти) [12, с. 65].

Согласно мнению других исследователей форма государства включает в свой состав два элемента:

•  форма правления;

•  форма государственного устройства [6, с. 34].

В частности, С. С. Алексеев считает, что форма государства – это совокупность формы правления и формы государственного устройства [2,

с. 40].

В данном случае политический режим не рассматривают как элемент формы государства и утверждают, что он имеет самостоятельное значение. Действительно, политический режим занимает самостоятельное место, он является принадлежностью все политической системы общества. Это связано с тем, что нередко политический режим рассматривают вместе с сущностью государства, он так или иначе тяготеет к сущности государства, тесно с не й связан. В то же время политический режим нередко определяет форму государства (особенно это отражается на форме правления) и частично входит в ее состав. Именно поэтому политический режим необходимо включать в форму государства и рассматривать его как своеобразный элемент формы государства [6, с. 34].Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая) [20, с. 54-55].

Таким образом, основной точкой зрения является выделение трех элементов формы государства: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

 

Государство – это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов [1, с. 44].

В свое время Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

Указанный критерий остался вплоть до настоящего времени: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления [15, с. 358].

 

2.1. Монархия: понятие  и виды

 

Монархия – это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Монархия характеризуется следующими основными признаками:

  1. главой государства является монарх;
  2. власть монарха передается по наследству, или династически;
  3. деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности пожизненно [1, с. 44-45];
  4. власть не зависит от волеизъявления населения [12, с. 65].

А. Ф. Вишневский, Н. А. Горбаток, В. А. Кучинский отмечают и такой признак, как юридическая безответственность монарха [5, с. 92].

В настоящее время монархические формы правления существуют в Великобритании, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Люксембурге, Норвегии, Швеции, Монако, Лихтенштейне, Андорре; Бахрейне, Бутане, Брунее, Катаре, Кувейте, Иордании, ОАЭ, Саудовской Аравии, Таиланде, Японии, Малайзии; Лесото, Марокко, Свазиленде.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные.

Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Например, история знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия – в период правления династии Стюартов, Франция – при правлении династии Бурбонов. В настоящее время абсолютные монархии в ее «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней – самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер [1, с. 45].

Для абсолютной монархии характерно политическое бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха. Так, воля монарха – главный источник права [5, с. 93].

Если монарх не обладает всей полнотой власти, форма правления приобретает характер ограниченной монархии, представляющей собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции (Бельгия, Великобритания, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.).

Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:

  1. монарх выполняет функции реального главы государства;
  2. наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
  3. некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
  4. члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом [1, с. 45-46];
  5. монарх обладает неограниченным правом на издание нормативных правовых актов (указов, декретов), подменяющих собой законы, имеющих даже большую по сравнению с ними нормативную силу [5, с. 94].

Дуалистическими монархиями на сегодняшний день являются Кувейт, Иордания, Непал [1, с. 46].

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству.

Признаками парламентарной монархии являются следующие:

  1. правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получившей большинство мест на выборах в парламент;
  2. лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства [5, с. 94];
  3. наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);
  4. парламент избирается народом;
  5. правительство несет ответственность перед парламентом;
  6. действует принцип разделения властей;
  7. властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).

Парламентарную монархию нередко называют конституционной монархией.

В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия и др. [1, с. 46].

В некоторых монархических государствах (например, в Саудовской Аравии) их глава возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических [14,  
с. 113].

Кроме того, нетипичной формой монархии является коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах – полномочия монарха принадлежат Совету эмиров семи объединившихся эмиратов федерации. Полномочия главы государства, кроме церемониальных, осуществляются ими совместно, на заседании Совета эмиров. Совет избирает своего председателя, который выполняет некоторые полномочия единолично (например, прием послов). Председателем Совета эмиров постоянно выбирают одно и то же лицо – султана крупнейшего эмирата Абу-Даби (86% территории федерации) [11, с. 97].

 

2.2. Республиканская форма правления, ее виды

 

Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. (лат. res publika – «дело согласия народа»). Республикой называлось любое государство, строящее свою деятельность на основе права, на правовых началах. Республиканская форма правления предполагала осуществление управления государством на основе принципа разделения властей, что, по мнению авторов этой идеи, должно было обеспечить качество принимаемых законов и их исполнение, а контроль исполнения этих законов был возложен на судебную власть. В странах с развитой экономикой и высоким уровнем политико-правовой культурой идея разделения властей функционирует успешно, обеспечивая стабильность и процветание общества.

Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства – президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента [1, с. 46].

Признаками республики являются следующие:

1)  выборность власти;

2)  ограниченность срока полномочий власти;

3)  зависимость от избирателей [12, с. 65];

4)  юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

5)  обязательность решений государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства [5, с. 93].

Республики подразделяются на президентские и парламентские (парламентарные).

Президентская республика (США, Мексика и др.) имеет следующие особенности:

    1. президент избирается населением или его представителями (выборщиками), т.е. внепарламентским путем;
    2. президент является главой государства, главой правительства, возглавляет Совет Безопасности, определяет внешнеполитический курс, является главнокомандующим, т.е. занимает пять должностей;
    3. правительство формируется президентом и ответственность перед ним, а не перед парламентом;
    4. отсутствует право роспуска парламента, который не имеет права отправить правительство в отставку;
    5. президент имеет право вето на законодательные акты парламента;
    6. президент представляет одну из политических партий [3,  
      с. 90].

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента в государственной жизни страны [5, с. 96]. Правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра.

Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства [12, с. 67-68].

Главными функциями парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики [5, с. 97].

А. Ф. Лебедев выделяет такие виды республики, как аристократическая (ее возглавляют органы, представляющие интересы знати, которая сохраняет свое доминирующее положение) и демократическая (все взрослое население имеет право (по крайней мере, формально) участвовать в образовании высших органов власти [11, с. 98]. Но данные виды существовали в более ранние века. В настоящее время данная классификация не применяется.

Информация о работе Формы государства