Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является системное и комплексное исследование формы государства, а также его элементов.
Реализация данной цели определила необходимость решения следующих основных задач:
изучить понятие формы государства;
определить элементы формы государства;
выявить особенности формы правления и ее виды;
раскрыть понятие формы государственного устройства и ее виды;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ……………………………………………………………………..5
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ…………………….10
2.1 Монархия: понятие и виды………………………………………………….10
2.2 Республиканская форма правления, ее виды……………………..………..13
2.3 Смешанные формы правления……………………………………………15
ГЛАВА 3. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ…………………………………………………………………………….17
3.1 Унитарная форма государственного устройства………………………..…17
3.2 Федеративная форма государственного устройства………………………18
3.3 Иные виды формы государственного устройства……………………..…..19
ГЛАВА 4. ПОНЯТИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА…………………….…22
4.1 Демократический режим…………………………………………………….22
4.2. Недемократические режимы……………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…

Файлы: 1 файл

РАБОТА (1).docx

— 75.43 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

Наиболее динамическим компонентом формы государства является политический (государственно-правовой, политико-правовой) режим, который представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации и деятельности государственной власти, но также ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом [1, с. 51].

Политический режим касается всей политической жизни общества, форм и методов властвования. В соответствии с этим политические режимы делятся на демократические и недемократические, зачастую вне зависимости от формы правления. Так, например, конституционная монархия, представляя собой смешение монархического, республиканского правления, порождает и смешанный политический режим [7, с. 96].

Политический режим для характеристики формы государства имеет важное значение как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни) [15, с. 360].

 

4.1. Демократический  режим

 

Истории известны различные формы демократических режимов. Античная демократия – где были представлены права и свободы рабовладельцам с лишением всех человеческих прав и свобод рабов [7, с. 96].

В современных демократических государствах превалирует «режим парламентской демократии, основанный на основе всеобщего, равного избирательного права» [14, с. 80]. Наряду с ним существуют и другие разновидности демократических режимов, такие как либерально-демократический и другие, но все они имеют общие черты, присущие современным правовым государствам:

  • реализация всех прав и свобод гражданам и их участие в политических партиях и движениях;
  • отсутствие расовой дискриминации меньшинств народов, населяющих государства;
  • запрещение применения неправовых мер в отношении всех граждан и иных лиц, находящихся на территории страны;
  • гласность решений органов государства по общественно значимым вопросам;
  • проведение референдумов по общезначимым спорным вопросам и использование в государственном управлении политических компромиссов [7, с. 96-97];
  • демократический порядком формирования и функционирования структур власти (избирательная система, разделение властей, отсутствие единого центра власти, подконтрольность), т.е. наличием режима парламентаризма;
  • политический плюрализмом – многопартийная система, многоканальность выражения и учета интересов социальных слоев и групп населения, безусловный учет интересов меньшинства и др.;
  • идеологический плюрализм, открытая информация, свободные СМИ [3, с. 95-96].

Демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и её название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Одни из них – выборы, референдумы – четко регламентированы соответствующими нормативными актами (Конституцией, специальными законами), носят императивный (обязательный) характер и не нуждаются в санкции государственных структур, другие имеют консультативный характер. Однако независимо от юридической природы различных институтов прямой формы демократии их влияние на механизм принятия политических решений трудно переоценить, так как в них находит выражение воля народа.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа – депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций.

Сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что приоритет отдаётся личности, её правам и свободам, а роль государства сводится к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов [18,  
с. 51].

Демократический режим осуществления власти может быть представлен несколькими разновидностями: либерально-демократическим, социально-демократическим. Как частное проявление демократического режима в сфере государственно-правовой жизни следует видеть режимы парламентаризма, конституционализма, законности [3, с. 95-96].

 

4.2. Недемократические  режимы

 

Недемократические (тоталитарные) режимы характеризуются следующими показателями:

1. Приоритетом государственных начал и интересов над всеми другими интересами и ценностями. Государство здесь проникает во все поры жизни общества, в том числе в частную жизнь, оно поглощает общество.

2. Тяготением к единоличной власти харизматических лидеров (вождей), нередко придание такой власти сакральных свойств (монументы, мавзолеи и др.).

3. Наличием однопартийной  системы, даже если формально существуют две или несколько партий, огосударствлением этой партии и других, официально признаваемых негосударственных организаций (ст. 6 и 7 Конституции СССР 1977 г.).

4. Отсутствием системы  разделения властей, юридических пределов в деятельности органов государства и должностных лиц, их юридической ответственности перед населением, избирателями.

5. Приоритетом политики над экономикой, правом, обществом в целом, отчуждением населения от собственности и власти.

6. Приматом публичного  права над частным правом, возобладанием ограничительно-запретительного для граждан порядка правового регулирования, господством патерналистского правосознания и криминального мышления населения страны.

7. Монополизацией информации и господством единственной идеологии [3, с. 98].

Авторитарный режим представляет собой монополию правящего лица или группы лиц, политической партии или военной хунты на осуществление политической деятельности в стране. Законодательная и исполнительная власть сосредоточена у одного лица или специально созданного органа. Такой режим не в полной мере осуществляет контроль во всех сферах жизнедеятельности, поэтому он может носить либеральный характер, что предполагает проведение в обществе крайне необходимых реформ. Террор используется в крайних случаях [7, с. 97].

Авторитарный режим может носить форму демократического «выбора». М. Вебер называл такой вид режима «плебисцитарной демократией». Он существует там, где власть имеет характер «партийного вождизма» и вождь признан народом [4, с. 615-616].

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путём, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создаётся разветвленный военно-политический аппарат, который включает помимо армии и полиции большое количество других органов, в том числе и неконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяются конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей  [18, с. 53-54].

При идеократическом режиме делу служит какая-либо идея, подчиняя себе все общество. При таком режиме правит государством, обществом идея, а не люди. Во главе государства может стоять один человек или группа людей (это некоторые мусульманские государства). Возможен и другой вариант такого режима – тоталитарный, когда под контроль подпадают все сферы общественной жизни (политика, экономика и т.д. и даже личная жизнь людей всего общества). Выразителем этой идеи выступает одна политическая партия. Для достижения единомыслия применяется террор. К таким режимам можно отнести, например, коммунистические и фашистские режимы [7, с. 97-98]. П. А. Сорокин называет признаки таких тоталитарных режимов:

  1. правительство становится абсолютным, император превращается в божество, он выше закона;
  2. централизация власти и усиленный контроль за населением страны со стороны государственных структур;
  3. плановая государственная экономика;
  4. отсутствие внешней свободы населения;
  5. введение карточной системы и замена денег «натуральными» продуктами;
  6. огромная армия государственных чиновников [17, с. 581].

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. [18, с. 53].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из комплексного анализа понятия формы государства и определения ее элементов, можно сделать следующие выводы:

1. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. Основные учения о формах государства (в частности, формах правления) зародились еще в Древнем мире.

2. В юридической литературе нет единого мнения относительно понятия «форма государства».

Его трактуют в узком смысле (только форма правления) или в широком (совокупность формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Под формой государства следует понимать способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

3. Форма государства состоит из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политико-правового режима.

Существует и точка зрения о том, что форма государства включает в свой состав два элемента, в частности, форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом не рассматривают как элемент формы государства.

4. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов 

 Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

5. Монархия –такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству или династически. Монархии подразделяются на абсолютные (верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх, не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти) и ограниченные (власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

6. Республика – форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ.

Республики подразделяются на президентские (президент избирается непарламентским путем; правительство формируется президентом и ответственность перед ним, а не перед парламентом и т.д.), парламентарные (верховенство парламента в государственной жизни страны) и смешанные (главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями).

7.Под формой государственного устройства понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные и федеративные.

Информация о работе Формы государства