Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия и классификации форм государственного устройства;
Исследование положительных и отрицательных качеств наиболее распространенных форм государственного устройства;
Теория государства и права
выделяет в форме государства
три основных, взаимосвязанных класса:
форму правления, форму национально-
И это не случайно. Действительно
во всех этих случаях речь
идет именно об устройстве (строении,
организации) государства, но
только в разных аспектах: политическом,
структурном, территориальном.
Проблема территориального
устройства возникла после
Учитывались при этом и
административные задачи —
Формы государства, так же, как его сущность и содержание, никогда не оставались и не остаются раз и навсегда установленными, неизменными. Под влиянием множества экономических, социально-политических, идеологических и иных факторов они всегда изменялись и развивались. Постоянно менялось и представление о них.
В различных странах
Актуальность темы курсовой работы
заключается в том, что форма
государственного устройства является
одной из важнейших проблем
Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства - с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, "искусственно" созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).
Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Объектом исследования
Предмет исследования –
В юридической литературе иногда высказывается предложение считать форму государственного устройства в качестве не отдельного и самостоятельного, а лишь конкретизирующего, дополнительного признака формы правления (В. П. Рожнова). При этом предлагается понимать под формой государства только форму правления.
Иногда, наоборот, понятие «государственное устройство» употребляется в широком смысле, им пытаются охарактеризовать (охватить) государственный строй той или иной страны в целом, связать с политическим устройством государственной власти, для чего используется термин «политико-территориальное устройство государства».
Но большинство авторов под формой государственного устройства понимают территориальную организацию государственной власти, взаимосвязь (соотношение) государства как целого с его составными частями.
Говоря о государственном устройстве, мы выясняем вопрос о том, как организована территория государства, какова внутренняя структура государства, т. е. из каких частей состоит государство, каким образом осуществлено внутреннее территориальное деление государства, какова система отношений между центральной и региональной властью в государстве.
В юридической литературе
термин государственное устройство
(национально-государственное, национально-территориальное)
нередко используется для характеристики
политико-территориальной и административно-
В отечественной юридической
литературе предложен термин «территориальная
организация публичной власти» (территориальная
организация государства, территориальная
организация государственной власти).
Понятие «территориальная организация
публичной власти», конечно, имеет свои
положительные стороны, но его различное
понимание может повлечь за собой смешение
государственной власти и местного самоуправления,
трактовку федеративного государства
как административно-
Как правовой институт, государственное
(национально-государственное, территориально-
Нельзя не учитывать то обстоятельство, что при наличии одной и той же сущности государства ему может быть свойственна различная форма государственного устройства. Так, в США федеративная организация государственной власти, а во Франции — унитарная. Но по своей сущности они фактически одинаковы. Постигнуть сущность государственного устройства — это значит понять ту форму общественных отношений, которая непосредственно определяет его. Причем сущность государства и сущность его устройства — категории далеко не совпадающие, разные.
При рассмотрении государства как системы на первый план выступают вопросы построения, компетенции и процедуры деятельности органов государства (аппарата), разделения власти; юридического оформления порядка работы составных частей «правительственной машины», контроля общества над нею и т. п. Рассматривая государство как территориальную систему, мы неизбежно сталкиваемся с необходимостью применения методов политической и правовой системотехники, в том числе при моделировании организации территории, при рассмотрении самой территории как системы.
Как известно, одним из признаков
государства является наличие территории.
Территория государства представляет
собой пространство, на которое распространяется
его власть. Территория — это
наиболее зримая часть государства.
В ней наиболее емко ощущается
такой признак, как целостность.
Целостность выступает
Территориальное устройство определяется его исторической и культурной эволюцией, становлением, развитием и существованием экономической системы, политических и правовых институтов. Оно выступает одновременно и как фактор развития, и как его результат.
Территориальная организация государства может пониматься в двух значениях.
Во-первых, под территориальной организацией понимается само государство как одна из организаций общества, в которой связь между населением и властью осуществляется по территориальному принципу.
Во-вторых, под территориальной организацией государства понимается организация его территории, определение его составных частей и система взаимоотношений между ними.
Форма государственного устройства
— категория качественно-
В отличие от форм правления, организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства показывает:
Несмотря на важность
такой характеристики государственного
устройства страны, как административно-
Последние представляют
собой специфические формы
Следует сказать также, что уния многими отечественными авторами определяется как форма межгосударственного союза. Это представляется нам не вполне верным, так как взаимодействие государств и иных образований в рамках унии, а также конфедерации и протектората происходит во многом с использованием форм, характерных именно для внутригосударственного управления.