Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия и классификации форм государственного устройства;
Исследование положительных и отрицательных качеств наиболее распространенных форм государственного устройства;
Совместные полномочия
федерации и субъектов
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Эти полномочия необходимы для решения разнообразных проблем местного значения.
Следует отметить,
что Российская Федерация строится
по национально-территориальному и
территориальному принципам. Первый положен
в основу формирования республик
и автономий, второй — краев, областей,
городов федерального значения как
субъектов Федерации (в Канаде и
Индии — аналогичная федерация)
Так как Россия
является федеративным государством,
то в ней действует двухпалатный
парламент — Федеральное
Как и в любой федерации, в России существует два уровня государственного управления: уровень федерации и уровень субъектов федерации. К особенностям России как федерации следует отнести порядок избрания глав субъектов. В соответствии с законом представительные органы утверждают кандидатуру главы субъекта федерации, предложенную президентом страны.
История существования государства
свидетельствует о том, что во
все века разные государства отличались
друг от друга внутренним строением
(структурой), т. е. способом территориального
деления (административно-
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
В курсовой работе отмечалось наличие
множества проблем, в существующих
формах государственного устройства.
Отмечались проблемы сецессии и проблемы
полномочий субъектов. Следует отметить,
что руководство стран признает
существование таких проблем
и делает шаги в направлении их
разрешения. К ним можно отнести
решение ООН о запрещении сецессии,
о точном закреплении всех полномочий
государства и его субъектов
в конституциях и предоставлении
некой самостоятельности
1 См.: Федотов Н. Н. Форма государственного устройства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 19—20.
2 Подробнее об этом см.: Riker, W. H. Federalism: Origin, Operation, Significance / W. H. Riker. – Boston, 1964. – P. 7; Чиркин, В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 1994. - № 8-9; Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно – правовое исследование) / отв. Ред. Б. Н. Топорнин. – М., 2001. – С. 71-72.
3 См.: В. Е. Чиркин Государственная власть субъекта федерации, М., 2000
4 По территориальному принципу — это края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, по национальному принципу — республики, автономная область, автономные округа.
5См.: Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»; «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»; «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации».
6 Подробнее об этом см.: Федеративный договор: Документы, Комментарий/ Л. Ф. Болтенкова, Г. А. Гаджиев, Б. С. Крылов и др.; предисловие – Р. Г. Абдулатипов. – М., 1992