Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
 Исследование понятия и классификации форм государственного устройства;
 Исследование положительных и отрицательных качеств наиболее распространенных форм государственного устройства;

Файлы: 1 файл

кТГП 4.docx

— 65.99 Кб (Скачать файл)

Современные зарубежные конституции не предусматривают права сецессии. В федеративных государствах оно рассматривается как подрыв целостности суверенного государства. Попытки выхода из состава федерации подавлялись в ряде стран вооруженным путем (в США в 1861-1865 гг., в Мексике в 30-х годах XX в., в Нигерии в 70-х годах XX в.). Организация Объединенных Наций также выступает против права сецессии.

 

 

  1. Межгосударственные образования
  1. Конфедерация

По внешним признакам  договорные федерации близки к конфедерациям. Но это лишь кажущаяся близость. Суть их принципиально различна. Конфедерация (от позднелат. confoederatio — союз, объединение) — это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач. В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами.

Во-первых, конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных дня федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

Во-вторых, конфедеративное  устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или на оказание им необходимой экономической помощи.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

В-четвертых, конфедеративные  государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом.

В-пятых, конфедеративные  государства недолговечны: они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. В истории есть примеры и того и другого: Германский союз (1815—1867), Швейцарский союз (1815-1848), Австро-Венгрия (1867-1918). Классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная конституцией США, действующей по настоящее время.

Другими признаками конфедерации являются:

  • право вето при решении любых межгосударственных вопросов;
  • в законодательных органах есть представители всех стран с равными полномочиями;
  • исполнительные органы имеют коллегиальный характер;
  • вооруженные силы сохраняют автономность, но формально (а иногда и фактически) могут находиться под общим командованием;
  • нормы закона становятся обязательными, если они приняты и опубликованы каждым государством;
  • международная политика определяется совместно, но не исключает самостоятельности;
  • субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, т. е отмены действия актов органов конфедерации на своей территории;
  • финансовые средства состоят из взносов членов объединения.

 

Конфедеративное государственное  устройство может служить основой  для образования суверенных унитарных  или федеративных государств.

  1. Содружество и Сообщество

Содружество. Это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться:

  1. экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.);
  2. права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина);
  3. языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ; иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, в частности, у стран Британского Содружества наций);
  4. культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов);
  5. религии.

Однако содружество —  это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при  создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества — это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться  и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для  координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.

Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).

Для теории государства и  права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования СНГ некоторыми республиками, ранее входившими в его состав. В связи с этим следует отметить, что содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно, как уже говорилось, способно развиться в конфедерацию и даже в федерацию либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.

Сообщество  государств. Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств — НАТО, ООН и др. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены — государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

В сообществе могут быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь, например, цель выровнять экономический и научно-технический потенциалы государств, входящих в него; объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей; упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.

Надо подчеркнуть, что  не следует федеративные и межгосударственные объединения — конфедеративные, содружественные формы — понимать догматически. В реальной жизни эти формы могут иметь самый широкий спектр, давать, например, такие сочетания, как конфедеративно-федеративные формы, когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других — конфедеративные связи. Или сочетание унитарнофедеративных государственных образований (например, Россия: в ее состав входят республики и вместе с тем она имеет в других регионах четкое административно-территориальное устройство). Таким образом, теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное, основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов, тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания национально-государственных и административно-территориальных форм.

 

  1. Иные формы межгосударственных образований

Ассоциация — объединение государств для решения глобальных мировых проблем, для взаимовыгодного сотрудничества (например, АСЕАН — Ассоциация стран тихоокеанского региона (для поддержания мира и порядка в этой зоне, для развития сотрудничества между государствами региона)).

Военный союз — это объединение государств для совместного решения вопросов военного характера (например, НАТО).

Коалиция обычно создается для ведения военных действий (коалиция стран антифашистского блока).

 

  1. Империя

Говоря о различных  формах государственного устройства нельзя не упомянуть и такое распространенное в прошлом, но не свойственное новому времени образование, как империя.

Империи (от лат. imperium — власть, государство) — это сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством (Римская империя, Российская империя). К такому типу государств можно было отнести Южно-Африканскую Республику, удерживавшую в течение десятилетий в своем составе Намибию. Несмотря на развитие цивилизации и демократии в мире, полностью исключить попытки создания империй в будущем, очевидно, нельзя.

 

  1. Форма государственного устройства России

Российская империя  представляла собой унитарное государство, главным звеном административно-территориального устройства которого были губернии. Наряду с ними на окраинах империи с рядом  особенностей создавались войсковые  области, где формировались специальные  войсковые казачьи части, выполнявшие  военные и хозяйственные функции. Некоторые территории империи (Польша, Финляндия, отдельные районы Средней Азии) пользовались достаточно широкой самостоятельностью.

После Октября 1917 г. государственно-территориальное  устройство изменилось. Это было связано  с реализацией ленинской трактовки  права нации на самоопределение, предполагавшей создание каждой нацией своей государственности. Поэтому  после установления советской власти создание федеративного государства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной политикой.

В соответствии с Декларацией прав трудящегося  и эксплуатируемого народа, принятой в январе 1918 г. 111 Всероссийским съездом Советов, Советская Российская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В данном Основном Законе говорилось о том, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для создания федерации по национально-территориальному принципу. В границах РСФСР образовывались автономные республики и области, национальные округа. Русский народ, по сути, не имел своей собственной государственности. Предполагалось, что ею является вся Российская Федерация, в границах которой в качестве ее субъектов образуются автономии.

В 1922 г. на основе договора образовалась новая федерация  — СССР. В результате получилась «двухэтажная» федерация. РСФСР  как федеративное государство вошла  в состав другого федеративного государства — СССР. Данное государство просуществовало до 1991 г. С его ликвидацией активизировались процессы суверенизации в России. Автономные республики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя также суверенными республиками, некоторые автономные округа вышли из состава краев и областей. Все национальные образования были провозглашены субъектами Российской Федерации, которые требовали для себя соответствующих привилегий.

В связи с этим в исконно русских регионах —  краях и областях — был поставлен вопрос об изменении своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга субъектами Федерации.

В 1992 г. субъектами Российской Федерации был подписан Федеративный договор, разграничивающий предметы ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации. Данным договором Федерация не создавалась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее. Две республики (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г. был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Позже аналогичные договоры были подписаны со многими другими субъектами Российской Федерации. Конституция 1993 года закрепила принципиальные положения, характеризующие Россию как федеративное государство, и распределила предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов РФ.

Исключительные  полномочия федерации составляет круг вопросов, которым занимаются только федеральные органы. Как правило, к таким вопросам относится лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенной государственной власти федерации, для защиты прав и свобод каждого человека.

По Конституции в ведении Российской Федерации находятся:

  1. принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
  2. федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  3. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  4. установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
  5. федеральная государственная собственность и управление ею;
  6. установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
  7. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  8. федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  9. федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  10. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
  11. внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
  12. оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  13. определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
  14. судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
  15. федеральное коллизионное право;
  16. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
  17. государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
  18. федеральная государственная служба.

Информация о работе Формы государственного устройства