Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение и анализ форм государственного устройства.
Задачами курсовой работы являются:
Исследование понятия и классификации форм государственного устройства;
Исследование положительных и отрицательных качеств наиболее распространенных форм государственного устройства;
Современные зарубежные конституции не предусматривают права сецессии. В федеративных государствах оно рассматривается как подрыв целостности суверенного государства. Попытки выхода из состава федерации подавлялись в ряде стран вооруженным путем (в США в 1861-1865 гг., в Мексике в 30-х годах XX в., в Нигерии в 70-х годах XX в.). Организация Объединенных Наций также выступает против права сецессии.
По внешним признакам договорные федерации близки к конфедерациям. Но это лишь кажущаяся близость. Суть их принципиально различна. Конфедерация (от позднелат. confoederatio — союз, объединение) — это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач. В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами.
Во-первых, конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных дня федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).
Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или на оказание им необходимой экономической помощи.
В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).
В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования. Возможно функционирование и конфедеральных внешнеполитических, оборонных и других органов, которые занимаются координированием общих интересов объединенных государств в межгосударственных отношениях с мировым сообществом.
В-пятых, конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. В истории есть примеры и того и другого: Германский союз (1815—1867), Швейцарский союз (1815-1848), Австро-Венгрия (1867-1918). Классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная конституцией США, действующей по настоящее время.
Другими признаками конфедерации являются:
Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.
Содружество. Это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться:
Однако содружество — это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества — это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.
В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными.
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав содружества, акты об общих вооруженных силах и т.п.).
Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования СНГ некоторыми республиками, ранее входившими в его состав. В связи с этим следует отметить, что содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно, как уже говорилось, способно развиться в конфедерацию и даже в федерацию либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
Сообщество государств. Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств — НАТО, ООН и др. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества).
В сообщество могут входить ассоциированные члены — государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.
В сообществе могут быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы.
Сообщество может иметь, например, цель выровнять экономический и научно-технический потенциалы государств, входящих в него; объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей; упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д.
Надо подчеркнуть, что
не следует федеративные и межгосударственные
объединения — конфедеративные, содружественные
формы — понимать догматически. В реальной
жизни эти формы могут иметь самый широкий
спектр, давать, например, такие сочетания,
как конфедеративно-федеративные формы,
когда в одних областях между государствами
осуществляются федеративные, а в других
— конфедеративные связи. Или сочетание
унитарнофедеративных государственных
образований (например, Россия: в ее состав
входят республики и вместе с тем она имеет
в других регионах четкое административно-
Ассоциация — объединение государств для решения глобальных мировых проблем, для взаимовыгодного сотрудничества (например, АСЕАН — Ассоциация стран тихоокеанского региона (для поддержания мира и порядка в этой зоне, для развития сотрудничества между государствами региона)).
Военный союз — это объединение государств для совместного решения вопросов военного характера (например, НАТО).
Коалиция обычно создается для ведения военных действий (коалиция стран антифашистского блока).
Говоря о различных
формах государственного устройства нельзя
не упомянуть и такое
Империи (от лат. imperium — власть, государство) — это сложные многонациональные государства, создаваемые с целью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим государством (Римская империя, Российская империя). К такому типу государств можно было отнести Южно-Африканскую Республику, удерживавшую в течение десятилетий в своем составе Намибию. Несмотря на развитие цивилизации и демократии в мире, полностью исключить попытки создания империй в будущем, очевидно, нельзя.
Российская империя
представляла собой унитарное государство,
главным звеном административно-
После Октября 1917
г. государственно-
В соответствии с Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой в январе 1918 г. 111 Всероссийским съездом Советов, Советская Российская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В данном Основном Законе говорилось о том, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для создания федерации по национально-территориальному принципу. В границах РСФСР образовывались автономные республики и области, национальные округа. Русский народ, по сути, не имел своей собственной государственности. Предполагалось, что ею является вся Российская Федерация, в границах которой в качестве ее субъектов образуются автономии.
В 1922 г. на основе договора образовалась новая федерация — СССР. В результате получилась «двухэтажная» федерация. РСФСР как федеративное государство вошла в состав другого федеративного государства — СССР. Данное государство просуществовало до 1991 г. С его ликвидацией активизировались процессы суверенизации в России. Автономные республики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя также суверенными республиками, некоторые автономные округа вышли из состава краев и областей. Все национальные образования были провозглашены субъектами Российской Федерации, которые требовали для себя соответствующих привилегий.
В связи с этим в исконно русских регионах — краях и областях — был поставлен вопрос об изменении своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга субъектами Федерации.
В 1992 г. субъектами Российской Федерации был подписан Федеративный договор, разграничивающий предметы ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации. Данным договором Федерация не создавалась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее. Две республики (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г. был подписан Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. Позже аналогичные договоры были подписаны со многими другими субъектами Российской Федерации. Конституция 1993 года закрепила принципиальные положения, характеризующие Россию как федеративное государство, и распределила предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов РФ.
Исключительные полномочия федерации составляет круг вопросов, которым занимаются только федеральные органы. Как правило, к таким вопросам относится лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенной государственной власти федерации, для защиты прав и свобод каждого человека.
По Конституции в ведении Российской Федерации находятся: