Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 03:04, курсовая работа
Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
рассмотреть характеристику формы государства;
представить современные формы государственного устройства;
показать современные проблемы формы государственного устройства, на примере России.
Тема работы / вариант: |
Формы государственного устройства |
Дисциплина: |
Теория государства и права |
Современные дискуссии об
оптимальной форме государственно-
Между тем, вопрос не праздный и, как представляется, ключевой для любого государства, которое хочет чувствовать себя относительно самостоятельно и стабильно на международной арене. Примерно до середины прошлого столетия вопрос об оптимальной форме территориального устройства решался однозначно: существовала связка «федерализм-унитаризм», и все национальные проекты переустройства государства так или иначе укладывались в ее рамки. Затем ситуация поменялась, и указанная связка перестала иметь значение, она вообще перестала что-либо адекватно объяснять.
Причин тому множество, и перечислять их все не имеет смысла. Но самая главная - возросла роль горизонтальных взаимосвязей и сетевых структур, деятельность и эволюция которых слабо подчиняются логике, принятой как в рамках унитаризма, так и в рамках федерализма.
В этих условиях вопрос существования государства сводится к вопросу эффективности коммуникаций между различными субъектами в его рамках. Причем это не только и не столько органы государственной власти и их представители, но, в особенности, различные структуры, не имеющие отношения к власти и представляющие некие значимые сегменты общества. То есть залог жизнеспособного государства в современном мире - наличие возможностей для осуществления эффективного диалога между различными субъектами в его составе. А в каком государстве будет происходить этот диалог - федеративном или унитарном - не так важно.
Унитаризм не проявил должной гибкости и прекратил свое существование в традиционном виде к началу XXI века. Оставшиеся унитарные государства (а их большинство на нашей планете) в настоящее время очень серьезно трансформировались. Сейчас их территориальное устройство все сложнее классифицировать однозначно.
Федерализм попытался трансформироваться и подстроиться под современные условия, особенно в той своей части, которая изначально была ориентирована на коммуникацию (кооперативный федерализм), но в большинстве государств выродился в формы экономического и идеологического доминирования. По большому счету, традиционные формы территориального устройства умерли, а чего-то цельного им на смену так и не пришло. И это большая и серьезная проблема, не столько теоретического, сколько практического характера.
Объект исследования - формы государства. Предмет - государственное устройство.
Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
Поставленные в работе задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературных источников; анализ состояния проблемы в практике; метод сравнительно-правовых характеристик.
Для написания курсовой работы использовались труды С. Клименко, Ф. Кистяковского, Б. Крылова, М. Марченко, А. Чичерина и других авторов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, определяет территориальную организацию государства, способ деления территории государства на составные части и характер их взаимоотношений между собой.
Понятие формы государственного
устройства показывает: из каких частей
(административно-
Наличие конкретной формы государственного устройства в определенной стране зависит от ее исторических, экономических, демографических, географических и других особенностей, а также от этнических и культурных традиций.
Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» [2, с. 96] и «переходные» [2, с. 96] формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.
В юридической литературе данный вопрос всегда рассматривался через призму формы государства вообще. В советской литературе долгое время проблеме формы государства уделялось недостаточное внимание, только в шестидесятые годы данная проблема стала анализироваться не только в учебной литературе, стали появляться специально посвященные ей работы в связи с заметно возрастающим интересом к проблеме государственных форм вообще, и социалистических форм государства в частности [4, с. 212].
На вопрос об общем понятии формы государства тогда, как и сейчас, нет единой точки зрения. Но, так или иначе, все их можно свести к трем направлениям в зависимости от сочетания традиционно выделяемых элементов: формы правления, формы государственного устройства, государственного (или политического) режима. Только в советской юридической литературе сторонники условно традиционной точки зрения отождествляли форму государства с формой правления, а в современной литературе предпочтение отдаётся трёхчленной (редко двучленной) структуре [6]. Исследования советского периода по проблеме государственной формы не уделяли должного внимания форме государственного устройства, в данных работах анализу подвергались в основном только форма правления и политический режим, иногда отождествляя общее понятие формы с одним из её элементов в современном понимании. Форма государственного устройства, по сути, анализировалась в основном посредствам критики буржуазных юристов (Бюрдо, Дюверже, ди Руффия и др.), которые, по мнению советских авторов, проблему государственного устройства сводили к вопросу о соотношении суверенитета государства и его составных частей, а также о государственных союзах. Выводы советских авторов по данному вопросу, по сути, были подобными, но акцент ставился не на проблемы суверенитета, а на организации территории. Так, по мнению В.С. Петрова, форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и с государством в целом [10, с. 46].
Говоря о государственном устройстве, следует обратить внимание на многозначность этого понятия. В литературе говориться об устройстве государства как о форме государства в целом, об устройстве как о форме правления, об устройстве как территориальной организации. А.Б. Венгеров и Т.В. Кашанина считают, что действительно, во всех этих случаях речь идёт именно об устройстве (строении, организации) государства, только в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном [10, с.46]. Очевидно поэтому, говоря о форме государства и всех её элементах, при определении понятий Венгеров использует термин «устройство», причём каждый раз применяя разные смысловые оттенки, что может привести к смешению традиционно выделяемых и определенный категорий.
В последние годы само понятие «форма государственного устройства» подвергается критике, намечается тенденция к исключению его из научного оборота, замене более адекватным термином. Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придавалось излишне широкое содержание: нередко имелся в виду государственный строй в целом, а иногда включались и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии) [25]. Поэтому в последние годы этот термин стремятся заменить формулировкой «политико-территориальное», «территориально-политическое устройство» государства. Также взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства», однако отмечается, что для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден [25]. Однако следует заметить, что от традиционного понятия государственного устройства пытались отказаться и некоторые советские юристы. Так, О.И. Частиков, соглашаясь с Н.П. Фарберовым, считал, что его целесообразно заменить термином «форма государственного единства», ибо там, где нет единства, там нет и государства [25]. Эта позиция не получила поддержки ни в советской, ни в современной теории государства. Из-за отсутствия достаточно аргументированной альтернативы по традиции сохраняется термин «государственное» устройство, но в юридической литературе при его употреблении имеется в виде только устройство территории государства, соотношение государства как целого с его основными частями.
Внутреннее деление государства,
правовое положение его частей, их взаимоотношение
друг с другом и с центральными органами
власти охватываются понятием «территориальное
устройство государства». В учебной и
научной литературе прослеживается в
принципе единообразная характеристика
данного термина. Так, В.М Корельский. под
формой государственного устройства понимает
территориальную организацию государственной
власти, соотношение государства как целого
с его составными частями [25]. Миронов О.О.
определяет государственное устройство
как внутреннюю национально-территориальную
организацию государства, соотношение
целого и его частей [25]. Венгеров А.Б., детализируя
сам термин, указывает, что форма национально-государственного
и административно-
Таким образом, исходя из данного определения и представленной выше характеристики можно выделить следующие признаки формы государственного устройства. Во-первых, это один из элементов, характеризующий форму государства. Во-вторых, этот элемент показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства. В-третьих, определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов. В-четвертых, показывает, как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства. Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и показывает внутреннюю структуру государства, как образования, имеющие черты, отличающие его от любого другого образования.
Категория «форма государства» имеет системный характер, то есть представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Принимая во внимание дискуссию о количестве элементов формы государства, оговоримся, что форма государства понимается нами в составе трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Под структурой системы в науке понимается ее внутренняя организация, способ взаимосвязи составляющих ее элементов. Следовательно, способ сочетания трех названных элементов выступает как структура категории «форма государства» и основание ее типологии. Сочетание элементов может быть разнообразным в зависимости от национальных, культурных, исторических и других особенностей конкретной страны, поскольку форма государства есть «строй жизни и живая организация народа» [19]. В одних государствах парламентская форма правления сочетается с федеративной формой государственного устройства и демократическим политическим режимом, в других лидерская форма правления - с унитарным устройством и авторитарным режимом и т. д.
Постараемся уяснить, какие сочетания структурных элементов объективно возможны, а какие не реализуемы на практике. Для этого необходимо установить закономерности таких сочетаний и качественные отличия одной формы от другой, которые они позволяют выявить. Итак, исходными данными для нашего исследования выступают традиционно выделяемые разновидности форм правления, форм государственного устройства и политических режимов.
Унитарная и федеративная формы государственного устройства рассматриваются в зависимости от количества уровней государственной власти и характера участия каждого из этих уровней в делах другого. Демократический, авторитарный и тоталитарный режимы различаются в зависимости от методов реализации политической власти, среди которых представляются значимыми методы формирования и функционирования органов власти (государственный режим), управления (правовой режим), взаимоотношений государства с обществом, в том числе с оппозицией (общественный режим), а также обуславливающие их традиции политического бытия (традиционный режим).