Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 03:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
рассмотреть характеристику формы государства;
представить современные формы государственного устройства;
показать современные проблемы формы государственного устройства, на примере России.

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

В федеративном государстве помимо проблем горизонтального разделения властей существует проблема разграничения полномочий между различными уровнями власти. Недостаточная проработка этой проблемы ведет к нарушению принципа федерализма (деятельность региональных властей должна осуществляться в рамках законов, установленных федеральной властью), что создает условия для сепаратизма. В результате может возникнуть угроза целостности территории.

Особую опасность представляет низкий уровень профессионализма власти всех ветвей и уровней, который чаще всего проявляется в непонимании некоторыми представителями власти актуальных общественных проблем. Это зачастую порождает ошибочные действия не только тактического характера, но и стратегического плана. Ошибки в политике могут дорого обойтись обществу вплоть до расчленения государства или отторжения части территории.

Приведенный обзор угроз не может считаться исчерпывающим. Он дает лишь общее представление о существовании опосредованных угроз целостности территории, исходящих со стороны факторов, подрывающих устои государственности.

Другим важным элементом институциональной подсистемы являются общественно-политические организации (политические партии, общественно-политические движения, группы давления и др.) Деятельность наиболее радикальных и экстремистских партий может подрывать основы власти и стать причиной нарушения территориальной целостности государства.

В многопартийности России тоже кроется определенная опасность территориальной целостности государства. Характерной чертой российской многопартийности является наличие политических партий с диаметрально противоположными программами преобразования общества при отсутствии мощной консервативной партии. Это обстоятельство делает политический процесс весьма нестабильным и политически неустойчивым. Так, в случае победы на очередных выборах партии левого толка общество преобразуется в левом направлении. После же победы правых сил курс преобразований изменяется на диаметрально противоположный и общество начинает продвигаться в сторону демократии и либеральных ценностей. В результате резкой смены политического курса политическая система испытывает огромное перенапряжение, и вполне может произойти ее распад на несколько более мелких политических систем с возможным нарушением целостности территории государства.

На Западе для предотвращения подобных ситуаций выработан специальный политический механизм в виде мощной консервативной партии. Приход к власти консерваторов как бы замораживает дальнейшее преобразование общества в левом или правом направлении (в зависимости от того, какая из политических партий была до этого во власти). За время правления консерваторов сглаживаются негативные последствия реформ, проведенных предыдущими партиями. В результате поочередной смены власти реформаторов и консерваторов политический процесс, несмотря на острую политическую борьбу, развивается относительно устойчиво и политически стабильно [22].

Кроме рассмотренных выше моментов косвенно влияют на территориальную целостность государства и другие общественные институты. Ими являются: средства массовой информации и коммуникации; органы местного самоуправления и другие структуры гражданского общества, например, институт общественных палат, Церковь, профсоюзы и т.д. С точки зрения территориальной целостности государства деятельность этих институтов может быть позитивной, то есть направленной на регулирование общественных отношений, не доводя развитие социальных противоречий до фазы кризиса политического масштаба. Но может их деятельность быть и деструктивной, когда эти институты могут стать причиной политического конфликта с возможным продвижением общества к рубежу территориального дробления.

Нормативная подсистема политической системы общества по современным взглядам представляет собой политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь. Особое место среди норм занимают нормы права, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций. К числу таких норм относят конституцию, законы государства, различные нормативно-правовые акты (указы, постановления, приказы, доктрины и др.). Высокое качество нормативно-правовой базы во многом снижает риски возникновения гражданских конфликтов, создает благоприятные условия для урегулирования конфликтных ситуаций правовыми мерами. Ее низкое качество действует в обратном направлении - способствует развитию конфликтных ситуаций и может привести к нарушению территориальной целостности государства. В этой связи деятельность лиц, оказывающих влияние на формирование нормативно-правовой базы с точки зрения сохранения территориальной целостности государства, может быть конструктивной или деструктивной. Деструктивная деятельность представляет собой опосредованные опасности и угрозы.

Таким образом, краткий обзор политических механизмов, обусловливающих целостность территории, а также факторов, оказывающих негативное влияние на них, дает основание полагать, что упрощенная методология идентификации опасностей и угроз территориальной целостности государства (исключение из анализа опосредованных опасностей и угроз) является своего рода методологической ошибкой.

Предложенная выше методология идентификации опасностей и угроз территориальной целостности государства позволит с системных позиций подойти к выработке мер парирования угрозам и снизить риски реализации изложенных выше планов информационного воздействия относительно России.

 

 

 

Заключение.

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Для нахождения соответствующей формы государственного правления и устройства прежде всего необходимо определить уровень духовной, интеллектуальной и организационной зрелости своего народа, образно говоря, тонкость его государственно-правового слуха и имеющийся у него положительный опыт самоуправления; и только после этого следует дать ему возможность сыграть определенную роль в своей государственно-правовой и политической жизни. Без такого необходимого совпадения меры зрелости народа и его государственно-правовых способностей к самоуправлению не может произойти его реальное историческое продвижение.

Что касается территориального устройства государства, то величина территории государства, чтобы быть более или менее оптимальной, должна иметь определенную меру (геополитические параметры). В противном случае, как писал в свое время И. Кант, любое государство, «когда достигает известной величины, само собой дробится на маленькие государства». Как показывает история, слишком малая территория государства или чрезмерная малочисленность его населения и природных ресурсов могут привести (и нередко приводят) к конечной потере государственной самостоятельности данного народа. Поэтому демографические, климатические, географические и территориальные параметры государства должны быть соразмерны, как и составные части любого целостного жизнеспособного и здорового организма. По мнению Ш. Монтескье, «обширные размеры империи - предпосылка для деспотического управления… Если небольшие государства по своей природе должны быть республиками, государства средней величины должны подчиняться монарху, а обширные империи - состоять под властью деспота, то отсюда следует, что для сохранения принципов правления государство должно сохранять неизмененными свои размеры и что дух этого государства будет изменяться в зависимости от расширения или сужения пределов его территории». «Небольшая республика, - писал по этому поводу Д. Юм, - сама по себе является счастливым государством в мире, потому что все в ней находится перед глазами правителей». С этой точки зрения идеалом административно-территориального устройства мононационального общества является унитарное государство, которое легко поддается духовно-идеологическому и политико-правовому управлению.

Федеративное, или договорное, устройство государства имеет смысл тогда, когда необходимо обеспечить безопасность маленьких государств в условиях враждебного окружения и соперничества соседних государств. Федеративное устройство имеет своим основанием договор между равноправными союзными государствами, которые соглашаются совместно формировать единую суверенную волю и организацию органов управления на общей их территории, а также определить и разграничить пределы компетенции субъектов федерации. Можно с большой степенью вероятности предположить, что в нормальных и мирных условиях, при отсутствии международной конфронтации и при тесном сотрудничестве всех государств мира, федеративное устройство в ближайшем будущем потеряет свой коллективно-оборонительный смысл и субъекты федерации постепенно превратятся в самостоятельные унитарные государства с соразмерно ограниченными суверенитетами на основе принципа взаимности при полной свободе самоопределения каждого национального государства по своему историческому призванию и назначению. Эта закономерная тенденция обусловлена тем, что каждый зрелый в государственно-правовом отношении народ, находясь в постоянных поисках оптимального образа и режима своего духовного, интеллектуального и государственно-политического развития, естественно стремится к наибольшей мере свободы и ответственности для исполнения своего особого исторического предназначения в истории человечества.

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 20.04.2014. 
  2. Бошно С.В. Теория права и государства. - М.: «Издательство «ЭКСМО», 2010. - 464 с.
  3. Бредихин А.Л. Суверенитет как политико-правовой феномен: монография. - М.: Инфра-М., 2012. - 72 с.
  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М: Омега-Л, 2011. - 607 с.
  5. Власов В. И. Теория государства и права. Учебное пособие. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2010. - 331 с.
  6. Доклад Комиссии ООН по вопросам вмешательства и суверенитета (русский перевод)
  7. Ипполитов К.Х. Проблема государственного устройства. Глава из книги «Идеология национальной безопасности. Методология проблемы» // http://www.lawinrussia.ru/
  8. Кириченко В.М. Политические системы мира -М.: Норма, 2012 - 240 с.
  9. Конышев В. Н. Американский неореализм о проблеме суверенитета // Политэкс - 2010. - № 4.
  10. Кульков М.О. Структура формы государства как основание ее типологии //Вестник Волгоградского Государственного Университета. Серия 5: Юриспруденция - 2006. - №8.
  11. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. - М.: «Юрайт-Издат», 2011. - 640 с.
  12. Мамрашов Т. С. Современные тенденции эволюции форм государства: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Тамбов, 2007. -22 с.
  13. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. - М.: «Проспект», 2010. - 756.
  14. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания//http://pravo33.wordpress.com/
  15. Марченко М.Н. Теория государства и права. - М.: Проспект, 2011. - 656 с.
  16. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права. - М.: Дело, 2009. - 525 с.
  17. Ненашев Ю.Н. Форма государственного устройства в правовом учении ф. И. Карпова о государстве //Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена - 2007. - № 37.
  18. Осипян Б.А. Критерии правомерности типов и форм государства // История государства и права. - 2007. - № 18.
  19. Осипян Б.А. Причины разнообразия форм государственного правления и устройства http://www.nauka-pravo.org/
  20. Протасов В.Н. Теория государства и права. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 218 с.
  21. Рассолов М. М., Малахов В. П., Иванов А. А. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: «ЮНИТИ», 2011. - 448 с.
  22. Петухов А. В. Этапы развития федеративных отношений в Российской Федерации //   Регионология. -  2009. - №1.     URL:         http://regionsar.ru/node/256?page=0,2
  23. Сергунин А. А. Суверенитет: современные дискуссии в теории международных отношений // Научные ведомости Белгородского госуниверситета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. - 2010. - № 19(90). Выпуск 16
  24. Сергунин А. А. Суверенитет: эволюция концепта // Политэкс - 2010. - № 4
  25. Статья для конференции «Об актуальных проблемах развития федерализма в России» в честь 75-ти - летия первого Мэра г. Уфы Михаила Алексеевича Зайцева URL: http://www.lawinrussia.ru/node/241730
  26. Черниченко С.В. Делим ли государственный суверенитет? // ЕврАзЮж - 12 (31). - 2010.
  27. Шарапов И.Р. «Новый феодализм» и государство будущего Опубликовано на сайте «Тезис.ru: Гуманитарные дискуссии» // http://thezis.ru/novyiy-feodalizm-i-gosudarstvo-budushhego.html

 

 

 

 


Информация о работе Формы государственного устройства