Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 03:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
рассмотреть характеристику формы государства;
представить современные формы государственного устройства;
показать современные проблемы формы государственного устройства, на примере России.

Файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от характера государственных образований, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.

Централизованные - это такие унитарные государства, в которых нет самоуправляющихся территориальных единиц, а все административно-территориальные единицы имеют равный правовой статус В централизованных унитарных государствах функции власти и на всех уровнях осуществляют только государственные органы и их должностные лица, назначаемые центральными органами государственной власти. К таким государствам относятся: Беларусь, Болгария, Казахстан, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Польша, Таиланд и др.

Децентрализованные - это такие унитарные государства, в которых определенные административно-территориальные единицы наделены льготами по самоуправлению и могут создавать автономии В децентрализованных унитарных государствах местные органы самоуправления избираются населением и имеют право самостоятельно решать большинство вопросов местной жизни, а автономии наделяются соответствующей самостоятельностью в сфере правотворческой и административной деятельности в пределах своей компетенции в соответствии с полномочиями, которые определены конституцией страны. Например, в ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Болгария 1991 г. установлено, что «Республика Болгария - единое государство с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные у создания» [12].

Правовой статус автономных единиц отличается от статуса обычных административно-территориальных единиц, однако они не являются государственными образованиями Чаще статус автономии предоставляется тем частям м унитарного государства, которые отличаются от других территориальных единиц по национальному (этническому) составом, историческими традициями, географическому положению.

Автономия прежде всего означает самоуправления определенной территориальной единицы, то есть право самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах полномочий, установленных конституцией

В Великобритании, Дании, Индонезии, Испании, Италии, Португалии, Судане, Финляндии, Шри-Ланка, Габоне, Франции, которые имеют унитарное форму правления, достаточно успешно функционируют соответствующие автономии.

В ряде стран, как правило, существуют государственные и территориальные автономии.

Государственная автономия имеет некоторые внешние признаки государства - наличие представительного органа (парламента), правительства, иногда конституции или устава, определяющий его политико-правовой статус, гражданства и т.д. В общегосударственном ней конституции или в специальном законе определяется сфера законодательной компетенции представительного органа автономии Так, в Конституции Португалии предусмотрено автономию Азорских островов и Мадейры, в Дании были приняты законы, которые предоставляли автономию Фарерские острова и Гренландию, в Финляндии - Аландские острова, во Франции - Корсике т.д. Например, в ч. 1 ст. 225 Конституции Португальской Республики 1976 г. указано, что «особый политико-административный режим Азорских островов и Мадейры основывается на географических, экономических и социальных характеристиках и на историческом стремлении и островного населения к автономии», в ст. 74 Конституции Французской Республики 1958 г. определено, что» заморские территории имеют свою особую организацию, которая учитывает их собственные интересы в сочетании с интересами Республики в целом» [12].

Территориальная автономия в отличие от государственной, не имеет признаков государственного образования, в нее не предполагается наличия собственного парламента, и она прежде отражает специфику национального состава местного населения. Например, в ст. 114 Конституции Итальянской Республики 1947 г. установлено, что «Республика делится на области, провинции, коммуны», которые являются автономными в пределах круга своего ведения, они не подчиняются друг другу, а центральные органы осуществляют относительно них только административный надзор» [12].

В ряде постсоветских стран (Азербайджан, Грузия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина) функционируют территориальные организации публичной власти, которые сочетают черты как государственного, так и территориально ной автономии.

К децентрализованных унитарных государств относятся: Великобритания, Дания, Испания, Италия, Китай, Португалия, Украина, Финляндия, Франция и другие.

 

2.2 Федеративная форма государственного устройства

 

Наряду с унитарными государствами в современном мире достаточно распространенной формой государственного устройства является федерация, при которой территория государства состоит из государственных образований (штаты, провинции, земли и т.д.) на основе договора будущих субъектов федерации (Австралия, Малайзия, США, Швейцария) Например, в ст. 1 Конституции Королевства Бельгия 1831 г в редакции 1994 г. установлено, что «Бельгия является федеративным государством, которая состоит из сообществ и регионов», а в ст. 2 и ст. 3 этой Конституции определено, что Бельгия включает три сообщества (Французское, Фламандское, Немецкоязычное) и три региона (Валлонский, Фламандский, Брюссельский), которые в свою очередь делятся на провинции» [12].

Во многих случаях федеративная форма государственного устройства отражена в официальном названии государства: Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Федеративные Штаты Микронезии, Федеративная Республика Нигерия, Мексиканские Соединенные Штаты, Соединенные Штаты Америки.

Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой территория государства состоит из автономных государственных образований (субъектов федерации), наделенных юридической и определенной политической самостоятельностью.

Федеративному государству характерны следующие основные признаки [20, с. 84]:

  • наличие общей территории, которая слагается из территорий-субъектов федерации, имеющих собственный административно-территориальное деление, а также территориальных единиц, которые не являются субъектами федерации и подчиняются центральной власти, например, федеральные (столичные) округа, в которых находятся столицы таких государств, как Австралия, Аргентина, Бразилия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США;
  • наличие общей конституции федерации и конституций ее субъектов (Австрия, Бразилия, Мексика, Германия, США), которые наделены правом издавать нормативно-правовые акты, содержание которых должно соответствовать ты законодательству федерации, а действие распространяться исключительно на ее территорию, например, в ст. 51 Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 1998 г. указано, что «Каждый кантон принимает демократическую конституцию» [19];
  • наличие двухпалатного федерального парламента, в котором верхняя палата обеспечивает представительство субъектов федерации и парламентов субъектов федераций, федерального правительства и соответствующих органов управления субъектов федерации
  • наличие двойного гражданства (если иное не предусмотрено конституцией), то есть каждый гражданин считается одновременно и гражданином федерации, и гражданином субъекта федерации. Двойное гражданство зафиксировано в конституциях Австрии, Германии, России, США, Швейцарии;
  • наличие трех уровней полномочий органов государственной власти, а именно: исключительных полномочий федерации, исключительных полномочий субъектов федерации и совместной компетенции;
  • отсутствие у субъектов федерации права на сецессию. На сегодня ни одна федеральная конституция (кроме Конституции Федеративной Демократической Республики Эфиопии 1994 г.), не признает за субъектами федераций права сецессии, то есть права одностороннего выхода из состава федерации, обеспечивает ее целостность и не допускает распространения сепаратистских тенденций. Однако, как свидетельствует история федерализма, это не является препятствием для выхода из федерации отдельных субъектов по их желанию.
  • наличие общефедеральной налоговой, таможенной и финансово-денежной систем;
  • наличие общих вооруженных сил;
  • субъекты федерации могут иметь внешние признаки суверенитета (гимн, герб, флаг), но они не обладают полным суверенитетом и не могут быть субъектами международного права, хотя в случаях договорного их международных отношений федерация может выступать как в целом, так и каждый из ее субъектов самостоятельными.

На сегодня в мире существует 23 федеративных государствах, в том числе в Европе - 6 (Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, Россия, Швейцария), на американском континенте - 6 (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), в Азии - 4 (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан), в Африке - 4 (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия), в Австралии и Океании, Папуа - Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии.

В течение второй половины ХХ века от федеративной формы государственного устройства по разным причинам отказались Индонезия, Камерун, Ливия, Мали.

В состав современных федеративных государств входит различное количество субъектов. Необходимо отметить, что количество субъектов федерации не зависит от размеров государства, а также сами субъекты различаются между собой как по размеру территории, так и численности населения. Территории субъектов федерации имеют разные названия - штаты, провинции, земли, кантоны, республики, края, области.

Федеративные государства многообразны и поэтому их можно классифицировать по различным признакам. В практике современного государства выделяют, как правило, национальную и территориальную федеративное государство.

Территориальное федеративное государство построено по территориальному принципу, где все субъекты одно - или многонациональные, но ни одна из национальностей не имеет абсолютного большинства, или представители одной национальности проживают на территории различных субъектов федерации, а в основу объединения положен принцип общих, политических, культурных интересов.

Национальное федеративное государство построено с учетом многонационального состава населения, компактно проживающего на территории субъектов федерации и называется нацией.

Большинство современных федеративных государств построены по территориальному принципу (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, Германия, США), другие - по национальному (Бельгия, Индия, Нигерия, Пакистан) или с учетом обоих принципов (Канада, Россия, Швейцария).

 Новейшая история  свидетельствует, что федеративные  государства, которые построены  по территориальному принципу, являются более прочными, чем те, в основу которых положен национальный принцип (бывший Советский Союз, Чехословакия, Югославия).

 

2.3 Иные формы государственного устройства

 

Одним из наиболее реальных путей перехода к федеративному государственному устройству является образование конфедерации.

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, которые добровольно объединились на основании договора для достижения определенных общих государственных целей в политической, экономической и военной сферах с сохранением своего суверенитета в полном объеме.

Для конфедерации характерны следующие основные признаки [2, с. 98]:

  • отсутствие для всей конфедерации общей территории и единого государственной границы;
  • образование конфедерации на основе договора между двумя или несколькими государствами;
  • конфедерация не создает какой-либо нового государства, субъекты конфедерации сохраняют свой суверенитет;
  • отсутствие общих для всей конфедерации законодательного органа, конституции, союзного гражданства, единой судебной и финансовой системы, денежной единицы;
  • конфедерация не имеет единой централизованной власти, ее органы образуются только из представителей государств, входящих в союз и лишены властных полномочий;
  • конфедерация, как правило, носит временный характер объединения (союза);
  • право сецессии, то есть наличие у каждого из субъектов конфедерации права свободного выхода из ее состава.

Итак, конфедерация представляет не особую форму государственного устройства, а является формой объединения суверенных государств, которая встречается крайне редко. В разное время конфедерациями были: Нидерланды с 1579 г. до 1795 г., Австро-Венгрия до 1918, США с 1776 г. до 1787 г., Швеция и Норвегия с 1814 г до 1905 г, Швейцария с 1815 г до 1848 г, Германский Союз с 1815 г до 1867 г, Объединенная Сирия) с 1958 г. до 1961 г., Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) с 1981 г. до 1988 г.

Как свидетельствует история, конфедерация - это неустойчивая форма объединения государств, со временем или распадается на отдельные унитарные государства (Австро-Венгрия) или превращается в федеративное государство (США).

Империя - это сложная (союзная) государство, насильственно объединила территории суверенных многонациональных государств или их частей с главной державой (метрополией).

Для империи характерны следующие основные признаки [2, с. 99]:

  • империя возникает вследствие завоеваний, колонизации и других форм экспансии;
  • империя держится на насилии, на государственном принуждении со стороны метрополии;
  • составляющими империи является административно - территориальные единицы - колонии, не имеющие признаков суверенитета и не равны по правовому статусу;
  • наличие двухступенчатой системы органов государственной власти (власть метрополии и власть колонии);
  • наличие центрального органа власти - императора (главы государства) и местных органов - наместников, губернаторов и т.д., которых назначает император;
  • существование правовой системы на принципах права метрополии;
  • наличие дискриминационного положения населения колонии, отсутствие или ограничение их прав и свобод

Мировой истории известны такие империи: Римская империя, Османская империя, Российская империя, Британская империя, в 20 в превратилась из империи на содружество 40 стран во главе с Великобританией.

Особыми современными формами объединения государств является содружество (Содружество, Лига арабских государств, Содружество независимых государств) и сообщество (Европейский союз, Совет Европы, ООН, Организация Североатлантического договора - НАТО), то есть союзы государств, выступающих в качестве ассоциированных членов при сохранении ими полного суверенитета, с целью упрощения визовой системы и таможенных границ, повышение экономических показателей и т.д. В основу этих объединений, как и при конфедерации, положено межгосударственный договор, устав, декларация, соглашение, другие нормативные в акты, которые имеют переходный характер, то есть такие образования могут развиться в конфедерацию или, наоборот, разъединиться.

Таким образом, на сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств [18]. Автор согласен с данной позицией, поскольку в современной теории государства назрела необходимость выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности. Теория государства и права, как и любая наука, должна идти в ногу со временем и анализировать новые явления, а не только систематизировать накопленных опыт.

 

Глава 3. Современные проблемы формы государственного устройства, на примере России

 

3.1 Проблемы российского федерализма

 

Итак, федерализм – это принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ [1]. В государствах, основанных на принципах федерализма   таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.

Информация о работе Формы государственного устройства