Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 03:04, курсовая работа
Цель работы – анализ форм государственного устройства.
Задачи работы:
рассмотреть характеристику формы государства;
представить современные формы государственного устройства;
показать современные проблемы формы государственного устройства, на примере России.
В зависимости от характера государственных образований, унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.
Централизованные - это такие
унитарные государства, в которых нет
самоуправляющихся территориальных единиц,
а все административно-
Децентрализованные - это такие
унитарные государства, в которых определенные
административно-
Правовой статус автономных
единиц отличается от статуса обычных
административно-
Автономия прежде всего означает самоуправления определенной территориальной единицы, то есть право самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах полномочий, установленных конституцией
В Великобритании, Дании, Индонезии, Испании, Италии, Португалии, Судане, Финляндии, Шри-Ланка, Габоне, Франции, которые имеют унитарное форму правления, достаточно успешно функционируют соответствующие автономии.
В ряде стран, как правило, существуют государственные и территориальные автономии.
Государственная автономия имеет некоторые внешние признаки государства - наличие представительного органа (парламента), правительства, иногда конституции или устава, определяющий его политико-правовой статус, гражданства и т.д. В общегосударственном ней конституции или в специальном законе определяется сфера законодательной компетенции представительного органа автономии Так, в Конституции Португалии предусмотрено автономию Азорских островов и Мадейры, в Дании были приняты законы, которые предоставляли автономию Фарерские острова и Гренландию, в Финляндии - Аландские острова, во Франции - Корсике т.д. Например, в ч. 1 ст. 225 Конституции Португальской Республики 1976 г. указано, что «особый политико-административный режим Азорских островов и Мадейры основывается на географических, экономических и социальных характеристиках и на историческом стремлении и островного населения к автономии», в ст. 74 Конституции Французской Республики 1958 г. определено, что» заморские территории имеют свою особую организацию, которая учитывает их собственные интересы в сочетании с интересами Республики в целом» [12].
Территориальная автономия в отличие от государственной, не имеет признаков государственного образования, в нее не предполагается наличия собственного парламента, и она прежде отражает специфику национального состава местного населения. Например, в ст. 114 Конституции Итальянской Республики 1947 г. установлено, что «Республика делится на области, провинции, коммуны», которые являются автономными в пределах круга своего ведения, они не подчиняются друг другу, а центральные органы осуществляют относительно них только административный надзор» [12].
В ряде постсоветских стран (Азербайджан, Грузия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Украина) функционируют территориальные организации публичной власти, которые сочетают черты как государственного, так и территориально ной автономии.
К децентрализованных унитарных государств относятся: Великобритания, Дания, Испания, Италия, Китай, Португалия, Украина, Финляндия, Франция и другие.
Наряду с унитарными государствами в современном мире достаточно распространенной формой государственного устройства является федерация, при которой территория государства состоит из государственных образований (штаты, провинции, земли и т.д.) на основе договора будущих субъектов федерации (Австралия, Малайзия, США, Швейцария) Например, в ст. 1 Конституции Королевства Бельгия 1831 г в редакции 1994 г. установлено, что «Бельгия является федеративным государством, которая состоит из сообществ и регионов», а в ст. 2 и ст. 3 этой Конституции определено, что Бельгия включает три сообщества (Французское, Фламандское, Немецкоязычное) и три региона (Валлонский, Фламандский, Брюссельский), которые в свою очередь делятся на провинции» [12].
Во многих случаях федеративная форма государственного устройства отражена в официальном названии государства: Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Федеративные Штаты Микронезии, Федеративная Республика Нигерия, Мексиканские Соединенные Штаты, Соединенные Штаты Америки.
Федеративное государство - это форма государственного устройства, при которой территория государства состоит из автономных государственных образований (субъектов федерации), наделенных юридической и определенной политической самостоятельностью.
Федеративному государству характерны следующие основные признаки [20, с. 84]:
На сегодня в мире существует 23 федеративных государствах, в том числе в Европе - 6 (Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Германия, Россия, Швейцария), на американском континенте - 6 (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США), в Азии - 4 (Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан), в Африке - 4 (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия), в Австралии и Океании, Папуа - Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии.
В течение второй половины ХХ века от федеративной формы государственного устройства по разным причинам отказались Индонезия, Камерун, Ливия, Мали.
В состав современных федеративных государств входит различное количество субъектов. Необходимо отметить, что количество субъектов федерации не зависит от размеров государства, а также сами субъекты различаются между собой как по размеру территории, так и численности населения. Территории субъектов федерации имеют разные названия - штаты, провинции, земли, кантоны, республики, края, области.
Федеративные государства многообразны и поэтому их можно классифицировать по различным признакам. В практике современного государства выделяют, как правило, национальную и территориальную федеративное государство.
Территориальное федеративное государство построено по территориальному принципу, где все субъекты одно - или многонациональные, но ни одна из национальностей не имеет абсолютного большинства, или представители одной национальности проживают на территории различных субъектов федерации, а в основу объединения положен принцип общих, политических, культурных интересов.
Национальное федеративное государство построено с учетом многонационального состава населения, компактно проживающего на территории субъектов федерации и называется нацией.
Большинство современных федеративных государств построены по территориальному принципу (Австралия, Австрия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, Германия, США), другие - по национальному (Бельгия, Индия, Нигерия, Пакистан) или с учетом обоих принципов (Канада, Россия, Швейцария).
Новейшая история свидетельствует, что федеративные государства, которые построены по территориальному принципу, являются более прочными, чем те, в основу которых положен национальный принцип (бывший Советский Союз, Чехословакия, Югославия).
Одним из наиболее реальных путей перехода к федеративному государственному устройству является образование конфедерации.
Конфедерация - это временный союз суверенных государств, которые добровольно объединились на основании договора для достижения определенных общих государственных целей в политической, экономической и военной сферах с сохранением своего суверенитета в полном объеме.
Для конфедерации характерны следующие основные признаки [2, с. 98]:
Итак, конфедерация представляет не особую форму государственного устройства, а является формой объединения суверенных государств, которая встречается крайне редко. В разное время конфедерациями были: Нидерланды с 1579 г. до 1795 г., Австро-Венгрия до 1918, США с 1776 г. до 1787 г., Швеция и Норвегия с 1814 г до 1905 г, Швейцария с 1815 г до 1848 г, Германский Союз с 1815 г до 1867 г, Объединенная Сирия) с 1958 г. до 1961 г., Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) с 1981 г. до 1988 г.
Как свидетельствует история, конфедерация - это неустойчивая форма объединения государств, со временем или распадается на отдельные унитарные государства (Австро-Венгрия) или превращается в федеративное государство (США).
Империя - это сложная (союзная) государство, насильственно объединила территории суверенных многонациональных государств или их частей с главной державой (метрополией).
Для империи характерны следующие основные признаки [2, с. 99]:
Мировой истории известны такие империи: Римская империя, Османская империя, Российская империя, Британская империя, в 20 в превратилась из империи на содружество 40 стран во главе с Великобританией.
Особыми современными формами объединения государств является содружество (Содружество, Лига арабских государств, Содружество независимых государств) и сообщество (Европейский союз, Совет Европы, ООН, Организация Североатлантического договора - НАТО), то есть союзы государств, выступающих в качестве ассоциированных членов при сохранении ими полного суверенитета, с целью упрощения визовой системы и таможенных границ, повышение экономических показателей и т.д. В основу этих объединений, как и при конфедерации, положено межгосударственный договор, устав, декларация, соглашение, другие нормативные в акты, которые имеют переходный характер, то есть такие образования могут развиться в конфедерацию или, наоборот, разъединиться.
Таким образом, на сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная. Традиционно конфедерацию и иные формы объединения государств рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств. Однако в последнее время появилась тенденция к выделению из формы государственного устройства форм международных объединений государств [18]. Автор согласен с данной позицией, поскольку в современной теории государства назрела необходимость выделить и определить новое понятие – форма межгосударственного устройства объединений государств, так как в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое количество новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности. Теория государства и права, как и любая наука, должна идти в ногу со временем и анализировать новые явления, а не только систематизировать накопленных опыт.
Итак, федерализм – это принцип территориальной организации государства, предполагающий его устройство в форме федерации. В РФ федерализм представляет собой одну из важнейших основ конституционного строя, закрепленную в ст. 1 Конституции РФ [1]. В государствах, основанных на принципах федерализма таких как РФ, США, Германия и в ряде других государств, субъекты федерации имеют свои собственные полномочия, которые не могут быть изменены федеральной (центральной) властью в одностороннем порядке.