Формы и методы лоббирования в российском парламенте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью является выявление структуры, форм и методов лоббистского процесса в Государственной Думе РФ.
Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она осуществляется:
- уточнить определение понятий «лоббизм», «лоббистская деятельность»
- проанализировать причины, формы и методы лоббизма в Государственной Думе РФ;
- рассмотреть историю лоббистских отношений в России;
- выделить и проанализировать круг субъектов, лоббирующих свои интересы в Государственной Думе.
- выявить и дать оценку основным лоббистским компаниям, происходящим в Государственной Думе РФ, выделив и классифицировав при этом наиболее часто применяемые технологии лоббирования;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторические этапы и характеристика лоббизма 5
1.1. Понятие лоббизма…………………………………………………...5
1.2. Исторические этапы развития лоббизма в России………………..7
Глава 2. Сущность лоббирования в политической деятельности……….13
2.1. Формы лоббистской деятельности………………………………….13
2.2. Методы лоббистской деятельности…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...23
Библиографический список…………………………………………………..25
Приложение 1……………………………………………………………………26
Приложение 2…………………………………………………………………….28
Приложение 3…………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовик тгп.docx

— 100.51 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

Факультет дополнительного образования

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине «Теория государства и права»

на тему «Формы и методы лоббирования в российском парламенте»

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка группы ЮР-3

Очно – заочной формы обучения

Факультета дополнительного образования

Шаповалова С.Ю.

Научный руководитель:

К.э.н., доцент Хаустова Н.А.

 

 

 

 

 

Москва – 2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          Актуальность темы. Одним из ключевых явлений, без которого невозможно представить современное демократическое общество является лоббизм.  Это явление имеет множество определений.  В зависимости от контекста и отношения к термину,  можно говорить о лоббизме,  как о праве общества и его структур  (в том числе бизнеса, профессиональных союзов,  ассоциаций и пр.)  воздействовать на власть, которая ими же и избрана.  Ведь не секрет,  что чиновник или парламентарий, вступивший в теневые отношения с лоббистом и выполняя его заказ, получает за свои услуги оговоренное финансовое вознаграждение.  Все это разные грани лоббизма Тематика лоббизма находится сейчас в постоянном поле зрения ученых,  властных структур и общественности,  она является объектом различного рода исследований,  что вызвано значительными социальными сдвигами,  произошедшими в нашей стране в последние десятилетия,  и коренными изменениями власти и бизнеса,  взаимоотношений как внутри них, так и между ними. 

         Между тем,  исследованию практических сторон лоббистской деятельности современной российской наукой уделяется, недостаточное внимание,  что,  очевидно,  не соответствует масштабам их распространения в деловой практике.  Ученые,  в большей части, заостряют свое внимание на теоретических аспектах:  объектах лоббизма  (органах государственной власти),  рассуждениям о важности принятия регулирующего это явление законодательства,  опыту западных стран и пр.

Законодательный орган страны – является, наиболее важной площадкой при проведении лоббистской компании в любой стране мира. Это

объясняется тем,  что интересы групп давления лежат непосредственно в законодательстве,  а на депутатов  (прежде всего избранных от одномандатных округов)  уже изначально накладывается определенная ответственность в продвижении и отстаивание интересов региона, как в законотворчестве, так и в бюджетном процессе.

Объектом данной работы было определено лоббирование в Госдуме как влияние, осуществляемое на органы государственной власти. А предметом работы – формы, методы, приёмы его осуществления и другие характеристики.

Целью является выявление структуры,  форм и методов лоббистского процесса в Государственной Думе РФ.

Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она осуществляется: 

- уточнить определение понятий «лоббизм», «лоббистская деятельность»

-  проанализировать причины,  формы и методы лоббизма в Государственной Думе РФ;

-  рассмотреть историю  лоббистских отношений в России;

- выделить и проанализировать круг субъектов,  лоббирующих свои интересы в Государственной Думе.

-  выявить и дать  оценку основным лоббистским  компаниям, происходящим в Государственной  Думе РФ, выделив и классифицировав при этом наиболее часто применяемые технологии лоббирования; 

Структура исследования обусловлена его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исторические этапы и характеристика лоббизма.

    1. Понятие лоббизма.

Чтобы уяснить что такое лоббистическая деятельность, важно дать характеристику лоббизма проанализировать понятие и содержание самого термина «лоббизм». «Лобби», «лоббизм» – термин англоязычного происхождения. Словом «лоббист» еще в XIX веке обозначали просителей, приходящих в государственные учреждения. Тогда считалось, что допускать таких людей в залы заседаний – туда, где принимаются законы, нельзя. Именно потому, что «просители» не могли пройти дальше холлов и приемных, их и назвали лоббистами (от англ. Lobby – кулуары)1.

Согласно словарю иностранных слов, «лобби», «лоббизм» – это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств (иначе лоббисты). За рубежом лоббизм – профессия, регулируемая законами. Это целые системы контор и агентств крупных монополий при органах власти. Их работа – в отстаивании интересов частных компаний в законодательной сфере. Более того, во многих странах под контролем законодательства находятся даже финансовые прибыли лоббистов. Именно поэтому известно, что, например, в Великобритании годовой оборот лоббистских объединений превышает 500 млн фунтов стерлингов. А в число клиентов крупнейшей лобби – компании Chaim Communications крупнейшие газетные и промышленные магнаты. В странах Европейского содружества только официально зарегистрировано более 10 тыс. лоббистов. Работа лоббистов нередко ведется на грани дозволенного. Отсюда и предположение в скобках – «вплоть до подкупа». Аналогично определение этих терминов и в кратком политическом словаре. 

Вместе с тем имеется и другая трактовка понятий «лобби», «лоббизм». В работе «Лоббизм в России: этапы большого пути» данные термины понимаются как система и практика реализации интересов различных групп (союзов и объединений) граждан путем организованного воздействия на законодательную и административную деятельность государственных органов 2. Несмотря на существенные отличия, в приведенных определениях присутствует несколько общих моментов. 

Во – первых, наличие субъектов и объектов воздействия. Объектами воздействия, как правило, выступают законодательные и исполнительные органы власти. 

Во – вторых, лоббистская деятельность ведется в определенных интересах. 

В – третьих, лоббисты выполняют функцию посредничества между гражданами, организациями и государственными органами (законодательными и исполнительными органами власти). 

В – четвертых, лоббизм предоставляет группам граждан возможность косвенно участвовать в принятии и реализации правовых и политических решений и это очень важно, поскольку у большинства этих групп может не быть своих представителей в парламенте или в правительственных органах.  

        Механизм взаимодействия групп граждан и власти в значительной степени закулисен, хаотичен и подвержен опасности коррупции. Существенными преимуществами во взаимодействии с органами власти обладают более организованные и сильные организации (объединения), имеющие связи в федеральном руководстве и финансовые ресурсы.

          Институт лоббирования законодательного процесса в Российской Федерации находится в развитии.  Понятие «лоббизм» можно охарактеризовать следующим образом: лоббизм — это деятельность юридических и физических лиц в отношении органов власти с целью оказания влияния на интенсивность и вектор выполнения последними своих полномочий.

Методы такого влияния всегда зависели от специфики устройства и приоритетов самой власти. Фактически эти методы сводятся к включению в сеть доверия властных фигур и снабжению их информацией для принятия того ли иного решения. Первые и наиболее известные лоббисты в Штатах нередко держали дорогие рестораны, где создавался круг неформального общения вокруг депутатов Конгресса и сенаторов.

В общественном сознании лоббизм нередко имеет негативное значение, близкое к представлениям о коррупции. Чуть ли не единственными методами лоббизма в этом случае считаются прямой подкуп, незаконное давление на представителей власти, взяточничество. Однако это представление искажает суть лоббизма. Чуть ли не каждый громкий скандал вокруг лоббизма в США связан как раз с этими незаконными методами. Но лоббистские организации — а их в Штатах действует десятки тысяч — продолжают работать, используя преимущественно совсем иные методы. Законы, регулирующие лоббистскую деятельность, как раз и призваны отделить нормальный лоббизм от коррупции

    1. Исторические этапы развития лоббизма в России

Современный российский лоббизм уходит корнями в те времена, когда начали формироваться развитые рыночные отношения и складываться социальная структура индустриального общества: во вторую половину XIX в. В то время основными конкурирующими группами в сфере дележа государственных заказов, кредитов и субсидий были дворянство и буржуазия, каждая из которых стремилась воздействовать на правительство в своих интересах.

С помощью различных закулисных совещаний, ходатайств, петиций, доносов, в которых нужды русской буржуазии в поддержке промышленности преподносились в качестве заботы о благополучии государства, оказывалось весьма эффективное воздействие на принятие экономических решений.

Так, ею была предупреждена таможенная реформа 1860-х годов, когда через печать, собрания, записки и ходатайства, даже мобилизацию рабочих (ими было подано прошение с несколькими сотнями подписей), было оказано решающее воздействие на правительство. Естественно, в условиях неразвитых буржуазных отношений лоббизм не дорос до того, чтобы говорить о нем как об особом виде деятельности. Но ростки различных форм лоббирования бурно пробивались к жизни: в Петербурге, например, широкую известность приобрели так называемые «экономические обеды», куда приглашались представители крупной бюрократии, финансового мира и промышленников.3 По сути дела обеды превращались в деятельность своеобразного «застольного парламента», который если не решал, то во многом предопределял содержание важных государственных вердиктов и экономической политики в целом.

Наиболее яркий пример закулисной лоббистской деятельности торгово – промышленной буржуазии — победа сторонников промышленного протекционизма. Не случайно правительство графа С.Ю. Витте ввело постоянно действующее совещательное представительство буржуазии — торгово – промышленные съезды, первый из которых состоялся в 1870 г. в Санкт – Петербурге. Таким образом, в России XIX в. фактически сложилась своеобразная «ходатайствующая», или «совещательная», модель лоббизма, которая сыграла свою роль в деле сближения буржуазии и правительства на почве практической работы по созданию как правовых норм, так и новых форм экономической жизни.

 В советский период  российской истории «ходатайствующая»  модель получила своеобразное  продолжение. В условиях оттепели 1960-х годов довольно быстро  стали обретать вес и влияние институциональные группы интересов — различного рода структуры и институты, основные функции которых были связаны с решением хозяйственных, военных, административных и иных социально – экономических и политических задач (военно – промышленный, агропромышленный и другие комплексы, а также отдельные министерства и ведомства, региональные элиты). Это было обусловлено спецификой территориально – отраслевой системы управления.

Связанная воедино директивным планированием командно – административная система управления сводила ведомственные (отраслевые) и территориальные (региональные) интересы к единому общественному или государственному интересу. Разумеется, в таких условиях при принятии плановых решений не могли не возникать противоречия, различные коллизии, связанные с распределением материальных, финансовых и других ресурсов. Поэтому вопросы приоритета региональных либо общегосударственных интересов или конфликты между отраслями, Совмином СССР, Госпланом СССР и обкомами КПСС решались на уровне ЦК партии. Именно здесь шло фактическое согласование интересов в рамках общей экономической политики, принимались решения, определяющие жизнь страны в целом, каждой отрасли и каждого региона в отдельности4.

Представлять, согласовывать интересы и лоббировать их — не одно и то же. Согласование интересов — функция органов управления. В административно – командной системе связь между верхними и нижними эшелонами власти была функциональной, строго регламентированной. Поэтому в данных условиях лоббизм был не лоббизмом в чистом виде; с известной долей условности его можно определить как административно – корпоративный лоббизм.

Административную сущность советского лоббизма подчеркивают многие авторы. По мнению С.П. Перегудова (1996), лоббизм по – советски представлял собой «бюрократический корпоративизм, базировавшийся на тесном взаимодействии партийно – государственных верхов и институциональных групп интересов».

В современном виде российский лоббизм начал складываться в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Связано это было с тем, что освобожденные от административных оков экономические интересы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, кооперативов) вошли в резкое противоречие с господством государственной собственности. Разрешить это противоречие можно было только путем изменения экономического положения хозяйствующих субъектов, т.е. изменения права собственности. Отсюда резкое усиление лоббистской деятельности, целью которой становятся: кардинальное изменение условий хозяйствования; разгосударствление собственности; право на занятие конкретной деятельностью, а также льготные налоги, лицензии, квоты, государственный заказ.

 Резкое усиление лоббистской  деятельности во многом носило  спонтанный и разрозненный характер. Однако уже к концу перестройки  представители институциональных  групп, теневого бизнеса, кооперативов  и других нарождающихся структур  почувствовали потребность в  объединении усилий. Большая их  часть создавалась либо политическими  администраторами (например, Российский  союз промышленников и предпринимателей  — бывшим ответственным работником  ЦК КПСС А. Вольским), либо «политическими предпринимателями» типа А. Тарасова, К. Борового и К. Затулина. В дальнейшем появляются объединения, инициатива объединения которых исходит уже изнутри соответствующих секторов и отраслей (например, Российская гильдия риэлтеров). Их руководителями становятся практикующие предприниматели, имеющие свой бизнес и не собирающиеся уходить в политику.

Информация о работе Формы и методы лоббирования в российском парламенте