МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА»
Факультет дополнительного
образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства
и права»
на тему «Формы и методы
лоббирования в российском парламенте»
Выполнила
Студентка группы ЮР-3
Очно – заочной формы обучения
Факультета дополнительного
образования
Шаповалова С.Ю.
Научный руководитель:
К.э.н., доцент Хаустова Н.А.
Москва – 2012
Оглавление
Введение
Актуальность темы.
Одним из ключевых явлений, без которого
невозможно представить современное демократическое
общество является лоббизм. Это явление
имеет множество определений. В зависимости
от контекста и отношения к термину,
можно говорить о лоббизме, как о праве
общества и его структур (в том числе
бизнеса, профессиональных союзов,
ассоциаций и пр.) воздействовать на
власть, которая ими же и избрана. Ведь
не секрет, что чиновник или парламентарий,
вступивший в теневые отношения с лоббистом
и выполняя его заказ, получает за свои
услуги оговоренное финансовое вознаграждение.
Все это разные грани лоббизма Тематика
лоббизма находится сейчас в постоянном
поле зрения ученых, властных структур
и общественности, она является объектом
различного рода исследований, что
вызвано значительными социальными сдвигами,
произошедшими в нашей стране в последние
десятилетия, и коренными изменениями
власти и бизнеса, взаимоотношений
как внутри них, так и между ними.
Между тем, исследованию практических
сторон лоббистской деятельности современной
российской наукой уделяется, недостаточное
внимание, что, очевидно, не соответствует
масштабам их распространения в деловой
практике. Ученые, в большей части,
заостряют свое внимание на теоретических
аспектах: объектах лоббизма (органах
государственной власти), рассуждениям
о важности принятия регулирующего это
явление законодательства, опыту западных
стран и пр.
Законодательный орган страны
– является, наиболее важной площадкой
при проведении лоббистской компании
в любой стране мира. Это
объясняется тем, что интересы
групп давления лежат непосредственно
в законодательстве, а на депутатов
(прежде всего избранных от одномандатных
округов) уже изначально накладывается
определенная ответственность в продвижении
и отстаивание интересов региона, как
в законотворчестве, так и в бюджетном
процессе.
Объектом данной работы было определено
лоббирование в Госдуме как влияние, осуществляемое
на органы государственной власти. А предметом работы
– формы, методы, приёмы его осуществления
и другие характеристики.
Целью является выявление структуры,
форм и методов лоббистского процесса
в Государственной Думе РФ.
Поставленная цель определяет
и комплекс задач, посредством которых
она осуществляется:
- уточнить определение понятий
«лоббизм», «лоббистская деятельность»
- проанализировать причины,
формы и методы лоббизма в Государственной
Думе РФ;
- рассмотреть историю
лоббистских отношений в России;
- выделить и проанализировать
круг субъектов, лоббирующих свои интересы
в Государственной Думе.
- выявить и дать
оценку основным лоббистским
компаниям, происходящим в Государственной
Думе РФ, выделив и классифицировав
при этом наиболее часто применяемые технологии
лоббирования;
Структура исследования обусловлена его целью и задачами.
Работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка источников и литературы.
Глава 1. Исторические
этапы и характеристика лоббизма.
- Понятие лоббизма.
Чтобы уяснить что такое лоббистическая
деятельность, важно дать характеристику
лоббизма проанализировать понятие и
содержание самого термина «лоббизм».
«Лобби», «лоббизм» – термин англоязычного
происхождения. Словом «лоббист» еще в
XIX веке обозначали просителей, приходящих
в государственные учреждения. Тогда считалось,
что допускать таких людей в залы заседаний
– туда, где принимаются законы, нельзя.
Именно потому, что «просители» не могли
пройти дальше холлов и приемных, их и
назвали лоббистами (от англ. Lobby – кулуары)1.
Согласно словарю иностранных
слов, «лобби», «лоббизм» – это система
контор и агентств крупных монополий при
законодательных органах США, оказывающих
в интересах этих монополий воздействие
(вплоть до подкупа) на законодателей и
государственных чиновников в пользу
того или иного решения при принятии законов,
размещения правительственных заказов
и т.п.; «лобби» называются также агенты
этих контор и агентств (иначе лоббисты).
За рубежом лоббизм – профессия, регулируемая
законами. Это целые системы контор и агентств
крупных монополий при органах власти.
Их работа – в отстаивании интересов частных
компаний в законодательной сфере. Более
того, во многих странах под контролем
законодательства находятся даже финансовые
прибыли лоббистов. Именно поэтому известно,
что, например, в Великобритании годовой
оборот лоббистских объединений превышает
500 млн фунтов стерлингов. А в число клиентов
крупнейшей лобби – компании Chaim Communications
крупнейшие газетные и промышленные магнаты.
В странах Европейского содружества только
официально зарегистрировано более 10
тыс. лоббистов. Работа лоббистов нередко
ведется на грани дозволенного. Отсюда
и предположение в скобках – «вплоть до
подкупа». Аналогично определение этих
терминов и в кратком политическом словаре.
Вместе с тем имеется и другая
трактовка понятий «лобби», «лоббизм».
В работе «Лоббизм в России: этапы большого
пути» данные термины понимаются как система
и практика реализации интересов различных
групп (союзов и объединений) граждан путем
организованного воздействия на законодательную
и административную деятельность государственных
органов 2. Несмотря на существенные отличия,
в приведенных определениях присутствует
несколько общих моментов.
Во – первых, наличие субъектов
и объектов воздействия. Объектами воздействия,
как правило, выступают законодательные
и исполнительные органы власти.
Во – вторых, лоббистская деятельность
ведется в определенных интересах.
В – третьих, лоббисты выполняют
функцию посредничества между гражданами,
организациями и государственными органами
(законодательными и исполнительными
органами власти).
В – четвертых, лоббизм предоставляет
группам граждан возможность косвенно
участвовать в принятии и реализации правовых
и политических решений и это очень важно,
поскольку у большинства этих групп может
не быть своих представителей в парламенте
или в правительственных органах.
Механизм
взаимодействия групп граждан и власти
в значительной степени закулисен, хаотичен
и подвержен опасности коррупции. Существенными
преимуществами во взаимодействии с органами
власти обладают более организованные
и сильные организации (объединения), имеющие
связи в федеральном руководстве и финансовые
ресурсы.
Институт лоббирования законодательного
процесса в Российской Федерации находится
в развитии. Понятие «лоббизм» можно охарактеризовать
следующим образом: лоббизм — это деятельность
юридических и физических лиц в отношении
органов власти с целью оказания влияния
на интенсивность и вектор выполнения
последними своих полномочий.
Методы такого влияния всегда
зависели от специфики устройства и приоритетов
самой власти. Фактически эти методы сводятся
к включению в сеть доверия властных фигур
и снабжению их информацией для принятия
того ли иного решения. Первые и наиболее
известные лоббисты в Штатах нередко держали
дорогие рестораны, где создавался круг
неформального общения вокруг депутатов
Конгресса и сенаторов.
В общественном сознании лоббизм
нередко имеет негативное значение, близкое
к представлениям о коррупции. Чуть ли
не единственными методами лоббизма в
этом случае считаются прямой подкуп,
незаконное давление на представителей
власти, взяточничество. Однако это представление
искажает суть лоббизма. Чуть ли не каждый
громкий скандал вокруг лоббизма в США
связан как раз с этими незаконными методами.
Но лоббистские организации — а их в Штатах
действует десятки тысяч — продолжают
работать, используя преимущественно
совсем иные методы. Законы, регулирующие
лоббистскую деятельность, как раз и призваны
отделить нормальный лоббизм от коррупции
- Исторические этапы развития лоббизма
в России
Современный российский лоббизм
уходит корнями в те времена, когда начали
формироваться развитые рыночные отношения
и складываться социальная структура
индустриального общества: во вторую половину
XIX в. В то время основными конкурирующими
группами в сфере дележа государственных
заказов, кредитов и субсидий были дворянство
и буржуазия, каждая из которых стремилась
воздействовать на правительство в своих
интересах.
С помощью различных закулисных
совещаний, ходатайств, петиций, доносов,
в которых нужды русской буржуазии в поддержке
промышленности преподносились в качестве
заботы о благополучии государства, оказывалось
весьма эффективное воздействие на принятие
экономических решений.
Так, ею была предупреждена
таможенная реформа 1860-х годов, когда через
печать, собрания, записки и ходатайства,
даже мобилизацию рабочих (ими было подано
прошение с несколькими сотнями подписей),
было оказано решающее воздействие на
правительство. Естественно, в условиях
неразвитых буржуазных отношений лоббизм
не дорос до того, чтобы говорить о нем
как об особом виде деятельности. Но ростки
различных форм лоббирования бурно пробивались
к жизни: в Петербурге, например, широкую
известность приобрели так называемые
«экономические обеды», куда приглашались
представители крупной бюрократии, финансового
мира и промышленников.3 По сути дела обеды превращались
в деятельность своеобразного «застольного
парламента», который если не решал, то
во многом предопределял содержание важных
государственных вердиктов и экономической
политики в целом.
Наиболее яркий пример закулисной
лоббистской деятельности торгово – промышленной
буржуазии — победа сторонников промышленного
протекционизма. Не случайно правительство
графа С.Ю. Витте ввело постоянно действующее
совещательное представительство буржуазии
— торгово – промышленные съезды, первый
из которых состоялся в 1870 г. в Санкт –
Петербурге. Таким образом, в России XIX
в. фактически сложилась своеобразная
«ходатайствующая», или «совещательная»,
модель лоббизма, которая сыграла свою
роль в деле сближения буржуазии и правительства
на почве практической работы по созданию
как правовых норм, так и новых форм экономической
жизни.
В советский период
российской истории «ходатайствующая»
модель получила своеобразное
продолжение. В условиях оттепели
1960-х годов довольно быстро
стали обретать вес и влияние
институциональные группы интересов —
различного рода структуры и институты,
основные функции которых были связаны
с решением хозяйственных, военных, административных
и иных социально – экономических и политических
задач (военно – промышленный, агропромышленный
и другие комплексы, а также отдельные
министерства и ведомства, региональные
элиты). Это было обусловлено спецификой
территориально – отраслевой системы
управления.
Связанная воедино директивным
планированием командно – административная
система управления сводила ведомственные
(отраслевые) и территориальные (региональные)
интересы к единому общественному или
государственному интересу. Разумеется,
в таких условиях при принятии плановых
решений не могли не возникать противоречия,
различные коллизии, связанные с распределением
материальных, финансовых и других ресурсов.
Поэтому вопросы приоритета региональных
либо общегосударственных интересов или
конфликты между отраслями, Совмином СССР,
Госпланом СССР и обкомами КПСС решались
на уровне ЦК партии. Именно здесь шло
фактическое согласование интересов в
рамках общей экономической политики,
принимались решения, определяющие жизнь
страны в целом, каждой отрасли и каждого
региона в отдельности4.
Представлять, согласовывать
интересы и лоббировать их — не одно и
то же. Согласование интересов — функция
органов управления. В административно
– командной системе связь между верхними
и нижними эшелонами власти была функциональной,
строго регламентированной. Поэтому в
данных условиях лоббизм был не лоббизмом
в чистом виде; с известной долей условности
его можно определить как административно
– корпоративный лоббизм.
Административную сущность
советского лоббизма подчеркивают многие
авторы. По мнению С.П. Перегудова (1996),
лоббизм по – советски представлял собой
«бюрократический корпоративизм, базировавшийся
на тесном взаимодействии партийно –
государственных верхов и институциональных
групп интересов».
В современном виде российский
лоббизм начал складываться в конце 1980-х
– начале 1990-х годов. Связано это было
с тем, что освобожденные от административных
оков экономические интересы хозяйствующих
субъектов (предприятий, организаций,
кооперативов) вошли в резкое противоречие
с господством государственной собственности.
Разрешить это противоречие можно было
только путем изменения экономического
положения хозяйствующих субъектов, т.е.
изменения права собственности. Отсюда
резкое усиление лоббистской деятельности,
целью которой становятся: кардинальное
изменение условий хозяйствования; разгосударствление
собственности; право на занятие конкретной
деятельностью, а также льготные налоги,
лицензии, квоты, государственный заказ.
Резкое усиление лоббистской
деятельности во многом носило
спонтанный и разрозненный характер.
Однако уже к концу перестройки
представители институциональных
групп, теневого бизнеса, кооперативов
и других нарождающихся структур
почувствовали потребность в
объединении усилий. Большая их
часть создавалась либо политическими
администраторами (например, Российский
союз промышленников и предпринимателей
— бывшим ответственным работником
ЦК КПСС А. Вольским), либо «политическими
предпринимателями» типа А. Тарасова,
К. Борового и К. Затулина. В дальнейшем
появляются объединения, инициатива объединения
которых исходит уже изнутри соответствующих
секторов и отраслей (например, Российская
гильдия риэлтеров). Их руководителями
становятся практикующие предприниматели,
имеющие свой бизнес и не собирающиеся
уходить в политику.