Формы и методы лоббирования в российском парламенте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью является выявление структуры, форм и методов лоббистского процесса в Государственной Думе РФ.
Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она осуществляется:
- уточнить определение понятий «лоббизм», «лоббистская деятельность»
- проанализировать причины, формы и методы лоббизма в Государственной Думе РФ;
- рассмотреть историю лоббистских отношений в России;
- выделить и проанализировать круг субъектов, лоббирующих свои интересы в Государственной Думе.
- выявить и дать оценку основным лоббистским компаниям, происходящим в Государственной Думе РФ, выделив и классифицировав при этом наиболее часто применяемые технологии лоббирования;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторические этапы и характеристика лоббизма 5
1.1. Понятие лоббизма…………………………………………………...5
1.2. Исторические этапы развития лоббизма в России………………..7
Глава 2. Сущность лоббирования в политической деятельности……….13
2.1. Формы лоббистской деятельности………………………………….13
2.2. Методы лоббистской деятельности…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...23
Библиографический список…………………………………………………..25
Приложение 1……………………………………………………………………26
Приложение 2…………………………………………………………………….28
Приложение 3…………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовик тгп.docx

— 100.51 Кб (Скачать файл)

− внесение поправок к законопроектам в форме замечаний и предложений, проектов постановлений, обращений и заявлений Государственной Думы и Совета Федерации;

− проведение парламентских слушаний, совещаний, «круглых столов», семинаров, конференций и других мероприятий, связанных с законодательной деятельностью;

− работа в депутатских объединениях (фракции и депутатские группы);

− доклады и содоклады по конкретным вопросам.

В парламентской деятельности встречаются и иные, более редкие формы работы депутатов и органов Государственной Думы и Совета Федерации, которые можно использовать в лоббистских целях. Например, проведение пресс-конференций депутатской фракции (депутатской группы) или встреча фракции (депутатской группы) с избирателями по конкретному вопросу, с освещением их в средствах массовой информации для возбуждения общественно мнения по какому-либо вопросу или законопроекту.

Помимо комитетов и комиссий Государственной Думы получила распространение практика создания депутатами комиссий по различным вопросам политической или экономических деятельности федеральных и региональных должностных лиц и органов.

2.2. Методы лоббистской деятельности

Методы лоббистской деятельности непосредственно вытекают из форм лоббистской деятельности. Метод лоббистской деятельности можно определить как способ воздействия лоббистов на объекты лоббистской деятельности.

По мнению российского исследователя А. Л. Кучерова методы лоббистской деятельности можно разделить по критерию социальной приемлемости последствий и конкретных результатов осуществления различных методов.

По данной классификации методы делятся на три группы:

  1. социально – приемлемые (цивилизационные) лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм») подразумевает использование законных методов воздействия с целью создать то или иное впечатление у принимающего решение чиновника или депутата по поводу требуемого вопроса. Существует множество способов такого воздействия, перечислим основные из них: формирование коалиций и групп поддержки, разработка позиции и аргументов, привлечение влиятельных экспертов отражающих позицию лоббиста, освещение в СМИ вопроса под нужным углом, проведение социологических опросов и рейтингов, организация PR-акций, забастовок, осуществление массовых звонков и писем граждан и т.д.
  2. теневые (околозаконные) методы лоббизма. Теневой лоббизм подразумевает продвижение интересов, используя околозаконные методы. К ним относятся различные способы использования пробелов в законодательстве, в регламентной процедуре и пр.
  3. криминальные – методы лоббирования подразумевают продвижение интересов в органах государственной власти с грубым нарушением законодательства.  Среди наиболее распространенных таких способов можно выделить: подкуп чиновников и депутатов (коррупция), силовое давление, шантаж, всевозможные угрозы и пр.

По мнению М. В. Малютина, Россия служит обширным полигоном для всего арсенала методов влияния10. Ученый разбил их на две группы по степени жесткости.

Методы сильные: подкуп, угрозы, шантаж, обман, торги при принятии крупных решений (бюджета, договора о согласии, доверия правительству).

Методы мягкие: артикуляция, установление взаимоотношений, обращения (письмо депутатов в Правительство), организация опросов общественного мнения СМИ или «паблик рилейшнз». При этом методы первой группы он относит к открытому давлению, а методы второй группы называет «драпировкой», окультуриванием.

Кроме традиционного инструментария при лоббировании используются и различные изощренные методы, например, создание общественного мнения, рейтинги и т. д. Создание общественного мнения — эффективный инструмент лоббирования в пользу какого-либо лица, программы или действия. Этот способ лоббирования получает многократное звучание, когда он усиленно подается в средства массовой информации.

В настоящий период получило широкое распространение проведение различных социологических опросов и рейтингов, которые никто не проверяет, и в объективность выводов предлагается верить на слово. За пределами внимания остаются заказчик этих опросов, квалификация исполнителей, степень осведомленности опрашиваемого и многое другое. В качестве примера можно привести публикацию рейтингов кандидатов в ходе проведения избирательной кампании. Подобная публикация социологических опросов формирует общественное мнение о влиятельности политиков и предпринимателей, о кандидатах на выборные государственные должности.

В своей деятельности лоббисты используют информационные мероприятия, налаживание контактов с политическими деятелями и чиновниками для последующего воздействия на их решения, организацию кампаний по привлечению избирателей к участию в голосовании, финансирование предвыборных кампаний, деятельность политических партий и многое другое.

Достаточно лоббистским методом является проталкивание «своих» людей в структуры законодательной и исполнительной власти, где лоббирование делается частью их работы. Ущерб от такого лоббизма, у которого нет очерченных законом рамок, определить весьма непросто. Когда чиновник одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской группировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией практически не представляется возможным.

Исходя из анализа сегодняшней лоббистской практики, можно говорить о большом разнообразии форм и методов лоббистской деятельности. Особенной спецификой обладают формы лоббистской деятельности в парламенте РФ.

Возникает вопрос – все перечисленные формы и методы лоббистской деятельности нуждаются в правовом урегулировании?

Так, например, непосредственное взаимоотношение лоббистов и представителей властных структур действительно нуждается в правовой регламентации. Вместе с тем, значительная часть социальных связей, сопутствующих процессу воздействия на лиц, ответственных за принятие решений, вполне способна обойтись без таковой. К таким социальным связям могут быть отнесены общественные отношения, связанные с выработкой интереса, преобразования его в определенную формулу требований, поиск партнеров для политической коалиции и объединения с целью увеличения своего политического веса, выяснением предпочтений населения относительно поставленной проблемы, а также социологическим определением рейтинга популярности политики интересуемого органа власти или должностного лица, журналистские компании в поддержку или против каких – то решений должностных лиц или государственных органов и так далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В результате написания данного курсового проекта видно, что основные задачи, которые ставились перед исследователем, были достигнуты. В частности было рассмотрено понятие лоббирования с нескольких позиций, что позволило наиболее полно оценить суть явления и сформировать собственное понимание его. В процессе написания работы рассматривалась практика лоббирования отечественная.

В результате данной работы с учётом мнений различных специалистов и других факторов (в т.ч. практики) были намечены как положительные отрицательные стороны лоббизма.

Из положительных можно выделить следующие:

  • выступает инструментом самоорганизации гражданского общества,
  • создает возможности для обеспечения интересов меньшинства,
  • воплощает собой принцип свободы социальных негосударственных структур: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т.п.
  • позволяет расширить информационную и организационную базу принимаемых решений и обратить внимание на «кричащие» проблемы (лоббирование выступает в виде системы аргументации, механизма подготовки и принятия соответствующих актов);
  • лоббизм можно рассматривать как инструмент взаимодействия представительной и исполнительной власти.

         Отрицательные (негативные) стороны  лоббизма:

  • лоббизм может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам государственным,
  • лоббистские мероприятия в определенных условиях могут проявляться в форме социальной несправедливости,
  • лоббизм зачастую блокирует действительно нужные управленческие решения,
  • лоббизм может использоваться и в более «прозаичных» целях — как инструмент обогащения отдельных слоев, элит.

В качестве основного вывода стоит сказать, что затронутые в данном курсовом проекте аспекты лоббирования как явления – лишь небольшая часть вопросов, возникающих при рассмотрении данного понятия. Безусловно, для учёных остаётся ещё большой фронт работ в изучении лоббирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативные и правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации,1993
  2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 16. Ст.1875

Учебники, книги, статьи:

1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2002.

2. Лоббизм в России: этапы большого пути / Авт. кол. под рук. А.А. Нещадина. М.: Экспертный институт РСПП и Фонд развития парламентаризма в России, 1995.

3. Изгаршев В.В. Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале XX века // Представительская власть (мониторинг, анализ, информация). 1997. N 4.

4. Голикова Л., Гришин Т. Ходоки на гонораре Комерсант-Деньги 2002г. 17 сент.

5. Бинецкий А.Э., Лоббизм в современном мире, Теис. Москва. 2004.

6. Кучеров А. Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М., 2005

7. Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: 1998.

8. Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004.

Электронные ресурсы.

1. http://lobbying.ru/

2. http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_40_aId_22126.html

3. http://justicemaker.ru/view-article.php?id=10&art=1376

 

 

Приложение 1

22.03.2012 
Версия для печати

Еще 220 млн. $ на лоббизм


Майкл Блумберг (на фото)


Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг решил выделить 220 млн долларов на борьбу с курением в странах, где отмечается самое большое количество курящих людей, сообщает The Guardian. 
 
Мэр Нью-Йорка является одним из богатейших людей в мире с доходом в 19,5 млрд долларов. Грант на 220 млн долларов направлен в первую очередь на борьбу с курением в пяти странах – Бангладеш, Китае, Индии, Индонезии и России – а также еще 15, где живет две трети курильщиков всего мира. 
 
«Беспрецедентные суммы в целях борьбы с курением в самых бедных частях мира, где табачная индустрия все чаще пытается расширяться», ─ пишет газета. 
 
Гранты будут предоставлены организациям, которые будут убеждать правительства принимать антитабачные законы, например, запрещать курение в общественных местах, ужесточать требования на рекламу и увеличивать цены на сигареты. 
 
«Курение является бичом всего мира, но тем более оно распространено в тех местах, где образование не соответствует стандартам, как в развитых странах мира, и табачные компании, конечно, считают своей целью людей бедных и необразованных», – заявил Майкл Блумберг. 
 
«Мы хотим, чтобы правительства подняли налоги», – пояснил он. Таким образом, считает мэр, эти меры эффективны и против подросткового курения – у детей из бедных стран нет таких денег. 
 
Программа грантов «инициативы Блумберга» начала действовать в 2006 году. Майкл Блумберг выделил 375 млн долларов на инициативу, направленную на борьбу с потреблением табака в странах с низкими и невысокими доходами населения, в которых проживают более двух третей курильщиков всего мира. 
 
Существует пять организаций-партнеров, которым поручено координировать деятельность в рамках данной инициативы, в сотрудничестве с органами власти и неправительственными организациями, с целью внедрения эффективных мер по сокращению потребления табака: 
 
1) Кампания "Будущее без сигарет" (Campaign for Tobacco-Free Kids) – это часть Инициативы Блумберга по сокращению употребления табака, которая работает с правительствами и неправительственными организациями для продвижения и осуществления общественных программ по сокращению курения. 
 
2) Медицинская школа Блумберга имени Джона Хопкинса (Johns Hopkins Bloomberg School of Public Health) - школа занимается академическими вопросами, проводит исследования, оценки и поддерживает, обеспечивает соблюдение политики борьбы против табака. Осуществляет свою деятельность более чем в 40 странах по всему миру. 
 
3) Фонд по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention Foundation) - фонд Создан как независимая некоммерческая организация, связывает Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) с организациями частного сектора и частными лицами для создания программ общественного здравоохранения, которые делают  мир более здоровым и безопасным. С 1995 года Фонд предоставил 300 миллионов долларов для поддержки работы Центра по контролю и профилактике заболеваний, запустил более 500 программ по всему миру и выстроил из сторонников и помощников по поддержке Центра по контролю заболеваний и здоровья общества. 
 
4) Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) (World Health Organization) - является направляющей и координирующей инстанцией в области здравоохранения в рамках системы Объединенных Наций. Она несет ответственность за обеспечение ведущей роли при решении проблем глобального здравоохранения, составление повестки дня для научных исследований в области здравоохранения, установление норм и стандартов, разработку политики на основе фактических данных, обеспечение технической поддержки странам, а также контроль за ситуацией в области здравоохранения и оценку динамики ее изменения. 
 
5) Всемирный фонд изучения легочных заболеваний (World Lung Foundation) - фонд занимается изучением и иследованием в области защиты легких: туберкулез , борьба против табака, защита здоровья матери и ребенка, борьба с астмой, туберкулезом и ВИЧ / СПИДом. 
 
Подробнее о программе грантов Bloomberg Initiative и о фондах спонсируемых ею в России см. здесь 
 
 
 
Источник: Альбицкий Сергей, - Еще 220 млн. $ на лоббизм // Lobbying.ru от 22.03.2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Минфин против кэша



Рабочая группа при Минфине по вопросам развития безналичных платежей подготовила законопроекты о принудительном переходе на безналичные платежи. В январе министр финансов Антон Силуанов предлагал «вменить через нормативно-правовое поле» безналичные расчеты при крупных покупках и выплате зарплат. 
Проект поправок в Трудовой кодекс запрещает выплату зарплаты наличными, деньги должны переводиться на банковский счет. Исключение сделано для малого бизнеса, если численность сотрудников до 35 человек (20 — для торговых компаний), и предприятий, расположенных в труднодоступных местностях. 
Второй проект (поправки в законы о защите прав потребителей и основах регулирования торговли) обязывает магазины предоставить покупателям возможность расплачиваться картами. Исключений снова два: магазин вправе работать без кассового аппарата или годовая выручка меньше 2 млн руб. 
Новые правила предложено ввести с 2013 г., но для магазинов будет переходный период. Меры можно обсуждать, только когда не будет проблем с проведением платежей и прекратится карточное мошенничество, говорит замминистра финансов Алексей Саватюгин: «Но мы не поддерживаем ограничение наличных расчетов — это законное средство платежа, и граждане должны иметь право сами выбирать, как им получать зарплату». А вот идея обязать торгово-сервисные компании обеспечить наличие оборудования для приема карт ему нравится: если это технически возможно, Минфин готов поддержать. Директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков против принудительного перевода зарплат на карты и обязательного приобретения магазинами платежного оборудования. Нужно повышать финансовую грамотность населения и придумать стимулы, которые сделают безналичные платежи привлекательными для потребителей, говорит он. 
Сейчас ограничений на такие наличные операции нет. Но компании могут рассчитываться наличными между собой только по договорам до 100 000 руб. По данным Минфина, такие платежи составляют 25% денежной массы, тогда как в развитых экономиках — не более 10%. Ограничить хождение наличных в письме премьеру Владимиру Путину предложил в 2011 г. президент Сбербанка Герман Греф. Он оценивал прямые издержки экономики от излишков наличности в 1,1% ВВП в 2009 г. (430 млрд руб.). 
Покупки по картам составляют более 30% оборота и продолжают расти, рассказывает финдиректор «Модного континента» Сергей Куценко. Пока тарифы банков на эквайринг (обслуживание расчетов в торговых центрах и сетях) будут оставаться на уровне 1,5% от платежа (в ЕС — 0,5%. — «Ведомости»), работать с наличными и платить за инкассацию будет выгоднее, замечает представитель «Дикси»Лаврентий Губин. 
В России на одну карту приходится 3-4 операции по оплате товаров и услуг в год, в Польше — 15, в Великобритании — 50, во Франции — более 70, знает директор по работе с госорганами Visa Дмитрий Вишняков. При действующих комиссиях в 1,5-2,5% маленьким магазинам использовать карты будет невыгодно, считает менеджер крупного банка. 
 
В подготовке статьи участвовали Алексей Рожков, Александра Крекнина. 
Смотрите также: 
27.02.2012 - Сбербанк против кэша: госбанк лоббирует льготное налогообложение для предприятий торговли, принимающих «пластик» 
20.01.2012 - Подрывают роль наличности: Минфин предлагает законодательно ограничить расчеты наличными в России 
 
 
Источник: Дмитрий Казьмин, Маргарита Папченкова, - Выплата зарплаты наличными может быть запрещена // Vedomosti.ru от 16.05.2012

Информация о работе Формы и методы лоббирования в российском парламенте