Формы и методы лоббирования в российском парламенте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Целью является выявление структуры, форм и методов лоббистского процесса в Государственной Думе РФ.
Поставленная цель определяет и комплекс задач, посредством которых она осуществляется:
- уточнить определение понятий «лоббизм», «лоббистская деятельность»
- проанализировать причины, формы и методы лоббизма в Государственной Думе РФ;
- рассмотреть историю лоббистских отношений в России;
- выделить и проанализировать круг субъектов, лоббирующих свои интересы в Государственной Думе.
- выявить и дать оценку основным лоббистским компаниям, происходящим в Государственной Думе РФ, выделив и классифицировав при этом наиболее часто применяемые технологии лоббирования;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Исторические этапы и характеристика лоббизма 5
1.1. Понятие лоббизма…………………………………………………...5
1.2. Исторические этапы развития лоббизма в России………………..7
Глава 2. Сущность лоббирования в политической деятельности……….13
2.1. Формы лоббистской деятельности………………………………….13
2.2. Методы лоббистской деятельности…………………………………19
Заключение……………………………………………………………………...23
Библиографический список…………………………………………………..25
Приложение 1……………………………………………………………………26
Приложение 2…………………………………………………………………….28
Приложение 3…………………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовик тгп.docx

— 100.51 Кб (Скачать файл)

Приложение 3.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ЛОББИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В РОССИИ

С.Г. ВЕРЕЩАГИН

 

Известные политические персонажи утверждают, что существуют даже расценки (некий прейскурант) за принятие нужного решения. Так, представитель Президента РФ в Госдуме А.А. Котенков в одной из телепрограмм откровенно заявил: "Мы прекрасно знаем сильные и слабые стороны каждого депутата и с ними работаем". То есть депутатов просто покупают. Налицо криминализация законодательной деятельности, которая по сути своей должна быть правовой. Коррумпированность политической элиты стала знамением времени.

Цена определяется уровнем лоббирования: одно дело органы местной власти и совсем другое - Федеральное Собрание РФ. Самым дорогим проектом у лоббистов любой страны считается ее бюджет. Россия не исключение. Заинтересованных политических субъектов - масса, от отдельных компаний до субъектов Федерации. Утверждают, что лоббисты могут решить вопросы о выделении отраслям и регионам миллиардов рублей. Кроме того, в бюджетных строках можно умело спрятать интерес конкретных крупных структур. Есть проекты и помельче. Те же проводимые министерствами и ведомствами тендеры на получение статуса уполномоченных банков, страховщиков и т.п. Цена такого статуса прямо пропорциональна прибылям, которые он сулит его обладателю. В качестве классического примера можно вспомнить тендеры на право обслуживания счетов Государственного таможенного комитета РФ. Финансовые потоки, за которые на протяжении шести лет боролись банки, превышали треть государственного бюджета. Банковское лобби было тогда настолько мощным, что правительство все эти годы не могло выполнить указ Президента РФ о переводе счетов Государственного таможенного комитета в Федеральное казначейство. Но далеко не всегда требуется лоббизм такого уровня. Самой дешевой лоббистской услугой считается депутатский запрос. Для этого даже необязательно выходить на депутата - достаточно его помощников. У них есть бланки запросов с печатями и подписями. Запрос в государственный орган (например, в налоговую инспекцию для уточнения результатов налоговой проверки) может стоить $ 1 - 1,5 тыс. Для того чтобы запрос возымел действие, может потребоваться личное вмешательство депутата. Например, телефонный звонок. Это стоит $ 2 - 5 тыс. Разумеется, учитывается и цена вопроса. Если это общеполитический конфликт, услуги обойдутся дороже, поскольку депутат рискует быть обвиненным в лоббизме.

Дороже стоит парламентский запрос, который принимается на уровне пленарного заседания. В отдельных случаях его стоимость может доходить до $ 100 тыс. Инициатива того или иного закона со стороны депутатов нижней палаты парламента обойдется заинтересованной стороне еще дороже - $ 40 - 80 тыс. Следующая ценовая ступень - внесение поправок в законы, а проталкивание важных законопроектов может стоить от $ 50 тыс. до $ 300 тыс. Рекордсмены здесь - поправки в Налоговый кодекс, за которые отвечает бюджетный комитет.

Отдельная статья расходов - голосование в Думе. Здесь до сих пор вспоминают, как в 1999 году нижняя палата голосовала по вопросу импичмента Президента РФ. Тогда, по словам очевидцев, один голос "против" стоил $ 60 - 80 тыс. На следующий день многие депутаты приехали на работу на новых машинах.

Высшая ступень - Администрация Президента. Тут основная ставка делается на тонкость политической игры лоббиста. А это дорогого стоит. Например, Администрация Президента РФ дает заключение на любой законопроект, представляемый в Государственную Думу РФ. И появление нужного заключения может обойтись в $ 200 - 300 тыс.

 

1 Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2002.

2 Лоббизм в России: этапы большого пути / Авт. кол. под рук. А.А. Нещадина. М.: Экспертный институт РСПП и Фонд развития парламентаризма в России, 1995.

3 Изгаршев В.В. Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале XX века // Представительская власть (мониторинг, анализ, информация). 1997. N 4.

4 Джордан Г. Группы давления, партии и социальные движения: есть ли потребность в новых разграничениях? // Мировые экономические и политические отношения. 1997. N 1.

5 Голикова Л., Гришин Т. Ходоки на гонораре Комерсант-Деньги 2002г. 17 сент.

6 Ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

7 Бинецкий А.Э., Лоббизм в современном мире, Теис. Москва. 2004.

8 Кучеров А. Л. Правовое регулирование лоббистской деятельности в РФ // Государственная власть и местное самоуправление в РФ: система, опыт, перспективы. М., 2005

9 Любимов А.П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. М.: 1998.

10 Малько А.В., Субочев В.В. Законные интересы как правовая категория. СПб., 2004.


Информация о работе Формы и методы лоббирования в российском парламенте