Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ формы правления.
Задачами:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать формы государства;
3. Дать характеристику формам правления как составной части формы государства;
4. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
5. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;

Содержание работы

Введение 3
Общее понятие и характеристика формы правления 5
1. Форма государства, понятие и структура
2. Понятие формы правления как составной части формы государства
Монархия как форма правления и ее виды 11
Республика как форма правления и ее виды 15
Нетипичные формы правления 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

1. Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);

2. Структура органов верховной власти (законодательные органы - парламент; исполнительные органы - президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства - монарх, президент);

3.   Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;

4.   Принципы взаимоотношения органов верховной власти;

5.   Взаимоотношения государственных органов с населением.

Следует отметить, что  форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Это  не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а инструмент, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства. На сегодняшний день конституция каждой страны четко закрепляет и регламентирует структуру, способы формирования и правовое положение высших органов государственной власти (главы государств, парламента и правительства), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монархия как форма  правления и ее виды.

          Монархия - это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.), который выполняет функции и главы государства и законодательной и во многом исполнительной власти.3

Монархическая форма правления - весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, представители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.

Монархией можно  также назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок все народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.

В течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира. Различают монархии двух видов:

1. Неограниченная (абсолютная монархия);

2. Ограниченная монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционная).

Абсолютная монархия - при этой форме правления монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. Для абсолютной монархии характерна политика протекционизма и меркантилизма, содействовавшая развитию национальной экономики, торговой и промышленной буржуазии. Мнения исследователей по поводу того, существуют ли в современном мире абсолютные монархии, неоднозначны. В современных условиях абсолютная монархия - чрезвычайная редкость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман и другие страны, где  религия оказывает большое влияние на общество и государство.

Дуалистическая монархия - первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Здесь наблюдается уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.

Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или  определенной частью их, если избирательное  право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.

Однако разделение властей  при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной.

Правительство, если таковое  есть, за свою деятельность несет ответственность, лишь перед монархом, но отнюдь не перед  парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим  может характеризоваться как  ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Дуалистическая монархия возникает в особых исторических условиях, как  выражение компромисса между монархом и народом. В этом случае перевес пока остается за монархом. Для данной формы правления характерен авторитарный политический режим. Эта форма правления в традиционных государствах4. В настоящее время «классических», дуалистических монархий, когда управление страной осуществляет монарх через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство, не существует. Однако элементы именно такой формы правления заметны в странах, тяготеющих или к абсолютной, или к парламентарной монархии.

Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция).

Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический либеральный политический режим. Монарх при данной форме правления "царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства.

Главный отличительный признак парламентарной монархии - политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Если парламент  выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку, либо должно быть уволено в отставку монархом. Парламентарная монархия (конституционная) обладает рядом юридических признаков:

1. Характер власти монарха наследственный и пожизненный;

2. Монарх лишь формально обладает властью;

3. Режим взаимодействия законодательной власти (парламента) и исполнительной (правительства) основан на принципе сотрудничества;

4. Правительство формируется парламентом и ответственно перед ним;

5. Монарх юридически безответственен (принцип контрасигнатуры).

Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в чисто личных делах. Юридически за монархом остается громадная власть: и окончательное утверждение законов, и их исполнение, и назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение мира — все это лежит на нем, однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом.

В настоящее  время представителями конституционной  монархии являются: Великобритания, Дания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Испания и многие другие страны.

 

 

 

 

 

 

 

Республика как форма  правления и ее виды.

Республика (от лат. res publika – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти.

Юридическими  свойствами республиканской формы  правления являются:

1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3.    Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;

4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5.  Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6.   Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

По характеру взаимоотношений  между законодательной и исполнительной властями различают президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую) республики.

Президентская республика -  одна  из  разновидностей  современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.5 Перечислим  наиболее  характерные черты президентской республики:

1. внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

2. ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

3. более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.

В большинстве республик  мира принята форма президентской республики (США, Бразилия, Мексика и др.). Подавляющее большинство стран Латинской Америки — президентские республики. В условиях данной формы осуществляется жесткое разделение законодательной и исполнительной власти: законодательствует парламент, страной управляет президент через подчиненных ему министров. Иногда министры образуют Совет министров во главе с административным премьер-министром, но и в этом случае фактическим (а часто и юридическим) главой правительства остается президент. Зачастую же (США, многие страны Латинской Америки) министры не образуют особого органа — правительства, они составляют кабинет президента, его совещательный орган. В президентской республике президент избирается непосредственно гражданами. Он получает свой мандат непосредственно от народа и не зависит от парламента (кроме случаев рассматриваемого ниже импичмента).

Министры (премьер-министр  и Совет министров, там, где он есть) назначаются президентом по своему усмотрению (в некоторых странах, например в США, требуется утверждение верхней палаты парламента, в чем она отказывает очень редко и не по партийным соображениям). Министры не нуждаются в доверии парламента (нижней палаты), и такого голосования не проводится. В президентской республике страной управляет та партия, которая победила на президентских выборах, а не на выборах в парламент, в ее руках исполнительная власть, хотя в некоторых странах, особенно в США, велика и роль парламента (во многих других странах парламент занимает скромное положение). Законы принимает только парламент, но президент имеет право отлагательного вето и часто его используют особенно в условиях «разделенного правления», когда в парламенте имеет большинство другая партия, чем та, к которой принадлежит президент. Министры ответственны только перед президентом, парламент не может уволить их в отставку путем вотума недоверия. Существует независимый орган конституционного контроля, независимые суды, как, впрочем, и в парламентских республиках.

В настоящее время  президентская республика классического типа подвергается модификациям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. Во-первых, как говорилось, в некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом, устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах - и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Возможны такие ситуации, когда президент должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (например, в Египте, если недоверие подтверждено путем референдума избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет правительство, если он видит такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента. Сложно что-то сказать и о недоверии отдельным министрам.

Наряду с определенным смягчением принципа президенциализма в президентской республике появились и такие ее формы, которые свидетельствуют о возрастании всевластия президента, о превращении его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. Характерной чертой президентской формы правления в условиях авторитарных режимов обычно служит наделение исполнительной власти столь широкими законодательными полномочиями, что конгресс превращается в декоративный придаток правительства всевластного президента. Президентское законодательство является по существу основным, а подчас и единственным законодательством в стране.

Информация о работе Формы правления