Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью работы является правовой анализ формы правления.
Задачами:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать формы государства;
3. Дать характеристику формам правления как составной части формы государства;
4. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
5. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
Введение 3
Общее понятие и характеристика формы правления 5
1. Форма государства, понятие и структура
2. Понятие формы правления как составной части формы государства
Монархия как форма правления и ее виды 11
Республика как форма правления и ее виды 15
Нетипичные формы правления 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Министерство образования РФ
НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По Дисциплине «Теория государства и права»
По Теме «Формы правления»
Кисловодск 2010 год
Содержание
Введение
Общее понятие и
характеристика формы правления
1. Форма государства, понятие и структура
2. Понятие формы правления как составной части формы государства
Монархия как форма
правления и ее виды
Республика как
форма правления и ее виды
Нетипичные формы
правления
Заключение
Список использованной
литературы
Введение.
Государство - это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношения с населением, степень участия населения в формировании этих органов.1
Вопросы, связанные с государственной властью, государством, всегда вызывают глубокий интерес в мировом обществе. Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практическое и политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.
Понятие формы правления является одним из важнейших, содержательных характеристик правовой науки, государствоведения в целом. В настоящее время форма правления входит составной частью в более широкое понятие формы государства, объясняющей организацию государственной власти и ее устройство.
Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
В последнее время отчетливо высветились многие актуальные проблемы теории и практики современного конституционного права, в частности вопрос о форме правления в его различных вариантах. Это связано с тем, что в современных условиях прежние понятия изменяются, происходит взаимное восприятие, переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и "гибридные" формы правления. Создание таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития. В большинстве случаев это явление носит позитивный характер: оно способствует повышению уровня управляемости государством (особенно в тех сферах, где такое повышение соответствует интересам общества), но иногда, такие процессы приобретает крайне негативный и опасных характер. Последнее связано с появлением в ХХ веке президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами. В результате возникают смешанные, нетипичные формы правления.
Но поскольку говорить о преимуществах и недостатках той или иной формы правления невозможно, не получив представления о самом понятии, нам необходимо более подробно узнать и рассмотреть понятие формы правления и классификацию их разнообразных форм.
Целью работы является правовой анализ формы правления.
Задачами:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать формы государства;
3. Дать характеристику формам правления как составной части формы государства;
4. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
5. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
Общее понятие и характеристика формы правления.
1. Форма государства, понятие и структура
Любое государство, помимо его
Понятие формы государства
является одним из важнейших содержательных
характеристик
Государство представляет собой единство содержания и формы. По отношению к содержанию форма государства является внешней оболочкой. Форма государства обслуживает вполне определенное содержание и исчезает с его ликвидацией. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс постоянного ее обновления.
Изучение формы государства проливает свет на организацию власти в государстве, на органы, которыми она представлена, на порядок образования этих органов, длительность их полномочий, методы осуществления государственной власти и т.д.
Форма государства - это обусловленная его содержанием целостная политико-правовая структура, выражающая единство конституциональных и территориальных способов организации государственной власти, главных методов ее осуществления и форм обратной связи органов государства с населением.
В юридической науке теории государства и права уже давно обсуждается вопрос о точности понятия «форма государства», и до сих пор участники дискуссии не пришли к единым выводам по главному вопросу - о самом подходе к понятию формы государства.
По мнению одних, форма государства тождественна форме правления, между этими двумя понятиями нет никакого различия.
Авторы, придерживающиеся второй точки зрения, отстаивают узкий и широкий подход к понятию «форма государства». В узком смысле форма государства отождествляется с формой правления, а в широком рассматривается как совокупность формы правления и формы государственного устройства.
Согласно третьему направлению форма государства может быть понята
как совокупность трех элементов: формы
правления, формы государственного устройства
(или административно-
Форма правления - организация верховной власти в государстве, характеризующаяся ее источниками и принципами взаимоотношения органов власти между собой и с населением. Форма правления - это такая сторона организации власти, в которой выражаются принципы организации верховной, суверенной власти в государстве.
Форма государственного
устройства - это территориальная
организация государственной
1. из каких частей состоит внутренняя структура государства;
2. каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения этих органов;
3. как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
4. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.
Политический режим представляет собой составную часть формы государства. Без анализа своеобразия политического режима невозможно определить такие специфические формы государства как деспотия, тирания, фашизм.
Политический режим - система методов осуществления государственной власти, характеризующая состояние демократических прав и свобод, отношение органов государственной власти к правовым основам их деятельности. Его также можно охарактеризовать как конкретное проявление государственной организации власти, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе, юридическом положении личности, а также во взаимосвязи методов деятельности органов власти.
Формы государства чрезвычайно разнообразны, поскольку разнообразны конкретные условия их возникновения и развития.
Классификация государственных форм имеет большое научное и практическое значение, а потому составляет важную задачу теории государства и права. В основу классификации в качестве критерия положены понятие формы государства как единства трех ее основных сторон: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.
Классификация государственных форм по их внешним признакам может быть осуществлена следующим образом. По форме правления государство является монархией либо республикой.
Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.
Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве является избираемой, а потому срочной и юридически ответственной.
По форме государственного устройства государство может быть простым, сложным и региональным. Простое государство (унитарное) не имеет в своем составе частей, обладающих суверенитетом. Сложное государство (федерация) наоборот имеет в своем составе такие части. Региональное занимает промежуточную позицию (в основном образуется из автономий).
По политическому режиму
государства можно разделить
на демократические и
Демократическое государство - это такое государство, в котором власть исходит от большинства, обладающего правом направлять государственную политику.
Антидемократическое государство - это государство, где власть исходит от меньшинства, где большинство по закону отстранено от участия в делах государства.
Рассмотрев и изучив вопрос, что включает в себя понятие формы государства, и каковы его составные части, можно перейти к подробному рассмотрению одной из них - формы правления.
2. Понятие формы правления как составной части формы государства
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании.
Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Управление государством - это гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония - монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством.
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, каким образом глава государства получает власть в стране (по наследству или выборным путем), а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, то есть каким образом устроено разделение властей.
Форма правления представляет собой
наиболее консервативный компонент
организации государственной
Как показывает исторический опыт, форме правления наряду с известным консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима: