Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:12, курсовая работа
Целью работы является правовой анализ формы правления.
Задачами:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать формы государства;
3. Дать характеристику формам правления как составной части формы государства;
4. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
5. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;
Введение 3
Общее понятие и характеристика формы правления 5
1. Форма государства, понятие и структура
2. Понятие формы правления как составной части формы государства
Монархия как форма правления и ее виды 11
Республика как форма правления и ее виды 15
Нетипичные формы правления 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29
Форма государства - это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти. Форма государства должна быть представлена именно тремя элементами, тогда можно говорить о соответствии формы государства его содержанию. Если выдавать за форму правления только какой-то один элемент, о строгой взаимосвязи между формой государства и его содержанием не будет.
Форма правления - это организация высших органов государственной власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в их формировании и деятельности. В понятие «форма правления» есть все основания включить отношения между государством и населением, между высшими государственными органами, между этими органами и центрами экономической и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти отношения. Форма правления имеет основополагающее значение конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.
Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой. В целом, создание смешанных и "гибридных" форм правления, как показывает опыт многих стран, имеет несомненные плюсы. Тем самым обеспечивается стабильность управления страной, устраняется возможность частой смены правительства по конъюнктурным партийным соображениям, обеспечивается консолидация партий. Не нарушая местного самоуправления, этот процесс ведет к укреплению роли государственной власти на местах, способствует единству государства. Это особенно важно в условиях стран, которые не имеют опыта длительного парламентского управления и где последнее в условиях несформировавшихся партийных структур, не сложившихся механизмов парламентского управления может вести к постоянному разброду и шатаниям.
С другой стороны, такие тенденции имеют и свои минусы. Во-первых, нарушается присущее той или иной форме единство структуры управления, и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в "отработанных" формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республиках. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.
Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полупрезидентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства - часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.
В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются, как мы видели, в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики (а также и парламентарной монархии в развитых странах с давно сложившимися традициями) к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер-министра.
Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что на сегодняшний день в Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, в ст. 1 части 1 говорится: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Президент РФ является главой государства (ст. 11 часть 1). Таким образом Конституция устанавливает смешанную форму правления, сочетающую в себе признаки и президентской, и парламентарной республики, призывая тем самым обеспечивать стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольное парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти.
Список использованной литературы.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации - М.: Приор, 2009 год.
Отечественные и зарубежные издания:
1. Теория государства и права. Учебник под редакцией М. И. Абдулаева М.2004 год.
2. Теория государства и права: Курс лекций под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2-е изд., перераб., доп. – М.2002 г.
3. Теория государства и права: Курс лекций под ред. М.Н. Марченко – М.1996 г.
4. Теория государства и права: Курс лекций под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – 2-е изд., изм., доп. – М. 2003г.
5. Общая теория права и государства под ред. Лазарева В.В. М. 1994.
6. Петров В.С. Тип и формы государства. Л. 1967.
7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М. 1993.
8. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. Государство и право. 1994. № 4.
9. Чиркин В.Е.,
Тихонов А.А., Рябов С.В. Формы
государства в буржуазных
10. Материалы учебных модулей Кисловодского института экономики и права.
11. Интернет издания и сайты правового и юридического характера.
1 Теория государства и права. Учебник под редакцией М. И. Абдулаева М.2004 год.
2 Теория государства и права. Учебник под редакцией М. И. Абдулаева М.2004 год.
3 Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько – 2-е изд., перераб., доп. – М.2002 г.
4 Теория государства и права: Курс лекций под ред. М.Н. Марченко – М.1996 г.
5 Теория государства и права: Курс лекций под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова – 2-е изд., изм., доп. – М. 2003г.