Формы правления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ формы правления.
Задачами:
1. Рассмотреть понятие формы государства и его структуру;
2. Исследовать формы государства;
3. Дать характеристику формам правления как составной части формы государства;
4. Проанализировать понятие, признаки и разновидности монархий;
5. Выявить понятие, особенности республики и ее разновидности;

Содержание работы

Введение 3
Общее понятие и характеристика формы правления 5
1. Форма государства, понятие и структура
2. Понятие формы правления как составной части формы государства
Монархия как форма правления и ее виды 11
Республика как форма правления и ее виды 15
Нетипичные формы правления 22
Заключение 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

Формы правления.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой республике правительство  формируется парламентским  путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте.  Правительство  несет  коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского  большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом  парламентского контроля над  исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках  неодинакова. Например, в Италии президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании,  но при этом в выборах участвует также  по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламентов в избрании  главы  государства также разделяется с представителями членов федерации. А, к примеру, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального  представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно,  например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в  парламентарной республике  обладает  довольно обширными полномочиями.  Он обнародует законы,  издает декреты,  имеет  право роспуска парламента,  назначает главу правительства,  является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует  возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть  и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями,  поскольку  он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны,  решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Последние десятилетия  показывают, что классические формы  парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы. Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Для устранения или смягчения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные (полупрезидентские) современной государственности.

Смешанная (полупрезидентская) республика. Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. В этом смысле «полупрезидентская», а точнее, ее было бы, называть президентско-парламентарной республикой соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.

Как и в президентской, в полупрезидентской республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную - перед парламентом. Двойная ответственность правительства - специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской  республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

1. президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

2. вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;

3. правительство несет ответственность перед президентом, который может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупрезидентской республике имеются черты парламентаризма. Главная из них - ответственность правительства перед парламентом. Одновременно с совмещением черт президентской и парламентарной республики полупрезидентская республика имеет такие особенности, которые не присущи первым. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции — в парламентарной.

Рассмотрев республиканские  формы правления, можно отметить, что при президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе). И при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нетипичные формы правления.

            Существуют еще так называемые «нетипичные формы правления». Термин «нетипичная форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения классических «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти. В современных условиях «чистые» формы правления, созданные в далеком прошлом, под влияние различных факторов модифицируются и видоизменяются, стремясь преодолеть свои недостатки. Это происходит путем соединения сильных сторон классических форм, обеспечивающих стабильность власти, управляемость социальными процессами. Совмещение элементов различных форм правления может осуществляться как внутри классической модели, - монархии, или республики, так и между ними.

Заимствование разных элементов  внутри одной модели правления позволяет  говорить о смешанной форме правления, поскольку сохраняются основные юридически свойства «чистой формы». Изменяется лишь баланс законодательной и исполнительной власти, режим их взаимодействия. К смешанной форме правления можно отнести дуалистическую монархию, президентско-парламентскую республику, рассмотренные выше.

В целом, следует отметить, что формирование гибридных и смешанных форм правления отражает процесс адаптации политических форм к новым условиям существования. При этом заметно возрастает роль институциональных факторов, например, парламента, но заметно падает значение личностных, конкретно - личностей президента, премьер-министра.

Внутривидовые заимствования  в рамках классической модели сводятся к поиску баланса законодательной  и исполнительной ветвей власти. Главным  в этом поиске оказывается определение того, кому - президенту или парламенту принадлежит юридическая инвеститура правительства. Таким образом, достигается стабильность и эффективность государственной власти.

Гибридные формы правления  модифицируют базовые принципы классических форм. Так появились монархическая  республика и республиканская монархия.

Республиканские монархии стремятся преодолеть такой недостаток классической монархии, как недемократичность  формирования верховной власти, которая  носит наследственный и единоличный  характер. В целях повышения легитимности власти правителя в современных монархиях вводится выборность главы государства и срочность его полномочий, что делает данную форму близкой к республике.

В монархических республиках  нет такого юридического признака республики, как выборность главы государства. Таким образом, глава государства - президент, приобретает черты монарха. Президент становится несменяемым, пожизненным, единоличным правителем. Разновидностью монархических республик являются президентско-монократические республики, где президенты несменяемы. С президентско-монократическими республиками не следует смешивать суперпрезидентские республики, распространенные в Латинской Америке и Африке, когда, несмотря на чрезвычайно обширные полномочия, глава государства периодически сменяется на основании всеобщих выборов. Также к нетипичной форме правления относится социалистическая республика.

Социалистическая республика - особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксисткой теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся, во главе с рабочим классом. Особенностями социалистической республиканской формы правления являются:

1. Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

2. Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

3. Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе страны, причем всей;

4. Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

5.   Отрицание идеи разделения властей.

Различают три  разновидности социалистической республиканской  формы правления: Парижская Коммуна, Советская республика и народно-демократическая республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна  считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Она реализовала  принцип всеобщего и равного  избирательного права, полностью разрушила старый государственный аппарат, заменив его новым. Подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.

Республика  Советов - разновидность социалистической формы правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Теоретически основы советской республики разработал В.И. Ленин. В республике Советов Ленин видел однотипную с парижской коммуной форму организации власти и выделял следующие ее признаки:

1 Ликвидация старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих, крестьян;

2. Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государственного строя, совмещение в них функций законодательной и исполнительной власти;

3.   Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

Народно-демократическая  республика как форма государственного правления возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру власти она практически мало чем отличается от советской формы правления. За исключением незначительных особенностей, народно-демократическая (народная) республика представляет собой такое же тоталитарное государство, где все управление в государственной и общественной жизни находятся в руках партократии. В странах народной демократии декларативно провозглашались верховенство представительных органов, народный суверенитет. В действительности же государственная власть в этих странах была узурпирована партийной верхушкой, которая проводила в жизнь антидемократическое управление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Рассмотрев основные формы правления можно сделать следующие определенные выводы.

Информация о работе Формы правления