Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 05:37, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Рассмотрение данной темы очень важно для нашего современного общества. Знание функций и их содеражание, а так же средства выполнения этих функций, позволяет человеку лучше ориентироваться в нынешней рыночной экономике и социальных отношениях внутри нашего правового государства. Функции государства представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования – экономической, политической, социальной и других. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и могут измениться при реализации новой модели развития общества.
Введение
1. Понятие и классификация функций государства
2. Внутренние функции государства
3. Внешние функции государства
4. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
Теории государства и права
на тему: Функции государства
Выполнил:
студент 1 курса
заочного отделения
юридического факультета
ХГАЭП группы: Ю(З)№ 94
Лялин Алексей Викторович
адрес: Хабаровский край
г. Амурск
пр. Комсомольский д. 22 кв.1
индекс: 682640
телефон: дом. (42142) 2-79-11
г. Хабаровск, 2009 г.
ПЛАН:
Введение
1. Понятие и классификация функций государства
2. Внутренние функции государства
3. Внешние функции государства
4. Формы осуществления функций государства
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Рассмотрение данной темы очень важно для нашего современного общества. Знание функций и их содеражание, а так же средства выполнения этих функций, позволяет человеку лучше ориентироваться в нынешней рыночной экономике и социальных отношениях внутри нашего правового государства. Функции государства представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования – экономической, политической, социальной и других. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и могут измениться при реализации новой модели развития общества.
С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе развития, уровень его организованности и эффективности.
Цель работы заключается в подробном рассмотрении понятия и видов функций государства:
1. Понятие и классификация функций государства
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Другими словами, функции государства – это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Функции характеризуют государство в развитии и динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.
К наиболее значимым признакам функций государства относятся:
1. Функции государства имеют комплексный характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не приравниваются к самой деятельности или отдельным аспектам деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных аспектов деятельности государства. Предполагается осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата.
2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.
3. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. Так, в условиях мирового экономического кризиса или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от экономического краха или нападения, на первый план выступает функции обороны.
4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части.
5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления. Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом, как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других - организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их.
Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни.
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества, а соответственно и людей, являющимися его членами. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей.
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых задач приводит к возникновению других.
2. Внутренние функции государства
К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие:
Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Чтобы понять значение этих функций, рассмотрим их подробнее:
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями.
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ. Председатель правительства Российской федерации В. В. Путин говорил на Инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовет», Москва, 29 сентября 2009 – «Еще многое предстоит улучшать - в законодательстве и корпоративном управлении, модернизировать структуру реального сектора и финансовой сферы. И здесь нет необходимости изобретать что-то принципиально новое. В рамках Стратегии развития страны до 2020 года и Основных направлений деятельности Правительства до 2012 года уже сформулированы и основные направления движения, и основные проекты, которые призваны обеспечить качественные изменения в российской экономике, задать вектор ее инновационного обновления»1.
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства. Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны. Председатель правительства Российской федерации В. В. Путин из беседы с участниками пленарного заседания, посвященного открытию Форума, Давос, 28 января 2009 года – «Действительно, нам удалось сделать много с точки зрения информатизации общества. Еще совсем недавно было трудно представить, что в далекой российской деревне, где-нибудь в глубинке, в Сибири, появятся компьютерные системы и доступ в Интернет. Но мы это сделали. У нас есть соответствующая программа. В каждой школе, я хочу подчеркнуть - в каждой российской школе есть и компьютерные классы и доступ в Интернет, где бы она не находилась - на Дальнем Востоке, в Сибири, на севере, на юге страны. Эта информатизация общества будет продолжаться, она востребована развитием экономики и самого общества»2.