Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Функция государства имеет исторический характер, проявляется в различных областях жизнедеятельности государства.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Содержание работы

1. Понятие и классификация функции государства_____________________3
2. Основные внутренние функции государства на современном этапе_____8
3. Содержание внешних функций государства________________________18
4. Формы осуществления функций государства_______________________28
Список используемой литературы__________________________________34

Файлы: 1 файл

ТГиП курсовая 2.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

 Наряду с  вышеназванными критериями классификации  функций государства широко распространенной  является их классификация по  важности в общественной жизни - на основные и неосновные функции.

 Следует  отметить, что данная классификация  функций является насколько традиционной, настолько же и спорной. По  мере развития отечественной  и зарубежной юридической науки  последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как

 

основные направления  его деятельности далеко не равнозначны  друг другу и далеко не одинаковы.

 Таковыми  они являются как в обычной,  повседневной жизнедеятельности  государства, так и, в особенности, в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями - функция обороны. В условиях экологических и "иных возможных катастроф и потрясений - экологическая и другие соответствующие функции. Классификация функций по степени их социальной значимости и важности на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания. Такая классификация функций государства способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики их применения.

В научной литературе предпринималось немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

 Относительно  устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются "наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы", а под неосновными функциями государства подразумеваются "относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры". Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства - неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

 

 

 

 

 Данное представление  об основных и неосновных функциях  государства, сформулированное еще в 70-е годы теоретиком государства и права Н. В. Черноголовкиным5, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

Высказывается, например, мнение о том, что "главной функцией государства (выделено мной. - М.М.) не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни", а в качестве таковой "в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав...". Наряду с главной функцией называются также функции "второго порядка". Среди них: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинства; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка6.

 Данная точка  зрения, равно как и любые иные, высказываемые в научной, учебной  и иной литературе, несомненно, имеет  полное право на существование.  Они стимулируют мышление и  способствуют более глубокому  познанию материи. Однако при  одном непременном условии - обстоятельной аргументации высказываемых позиций.

 В приведенной  выше точке зрения на проблему  функций государства есть бесспорное  положение. Оно касается, в частности,  того, что в современных условиях  экономического развития России, в условиях существования наряду с государственной и других форм собственности хозяйственно-организаторская деятельность государства не может считаться главной его функцией. Это очевидно. Государство не может заниматься организацией хозяйства, которое в результате проводимой в стране приватизации перешло от него к различным негосударственным юридическим и физическим лицам.

 Но столь  же очевидным является и то, что государство не может отодвигать  на периферию своей деятельности  экономическую деятельность. Любое  государство, независимо от его типа и формы, на любом этапе своего развития всегда ставит экономические, финансовые и иные тесно связанные с ними проблемы на первый план, уделяет им первостепенное внимание.

У современного государства, осуществляющего многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной-единственной основной (главной) функции.

 Положение  не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой "в цивилизованном обществе" объявляется "охрана интересов человека, его прав". Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав - это скорее не функция, а основная цель, задача, причем не только "цивилизованного", но и любых уважающих себя и своих граждан государства и общества. А, во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависит от всех других без исключения государственных функций. А это уже само по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности и первенства рассматриваемой функции перед всеми другими функциями.

 Известно, что  в 30-е и 40-е годы в отечественной  литературе вопрос о том, существует ли одна главная функция государства или несколько, уже обсуждался. Он был окончательно "решен" в Отчетном докладе XVIII съезду партии, сделанном И. Сталиным 10 марта 1939 г.

  В настоящее время  нет необходимости возвращаться  к уже пройденному пути и пытаться вычленить из всего многообразия функций одну или даже две главные государственные функции. Число их и сам статус функций не остается неизменным. Он изменяется и развивается не только в зависимости от смены типов и приоритетов различных государств, но и в зависимости от стадии или этапов развития одного и того же государства.

3. Содержание  внешних функций государства.

Проблема обеспечения интересов  государства, национальных интересов  различных стран в нашу эпоху  начинает резко обостряться. Причем речь идет как о сохранении государственного суверенитета (особенно на фоне вторжений США в различные страны), так и о возрастании конкуренции в степени эффективности государственных систем как одного из ключевых обстоятельств обеспечения

национальной конкурентоспособности  в современном мире. Эта проблема совершенно обоснованно возникает  даже в либеральных странах; ей уделяют  внимание и ученые в своих концептуальных конструкциях. Так, Ф. Фукуяма в недавней своей работе объясняет нарастающее значение государственных институтов в странах западного мира, делая акцент не только на природе, но в особенности на совокупности механизмов государственного управления. Автор пишет: "...для будущего мирового порядка самое важное - это обучиться построению государства... Искусство построения государства будет ключевой составляющей национальной силы, столь же важной, как способность развертывать традиционную военную мощь для поддержания мирового порядка"7.

 Действительно, современный  мир находится в стадии перехода к некоторому новому состоянию. Но пока контуры новых принципов планетарной организации человечества лишь начинают вырисовываться, хотя уже отчетливо понятно, что важность совокупности государственных институтов и норм в будущем станет лишь возрастать. Поэтому каждому участнику мировых процессов, в том числе России, необходимы серьезные интеллектуальные и волевые организационно-политические усилия и действия для того, чтобы занять достойное место, по словам Н.А. Бердяева, в "мировом духовном концерте".

 Ускоренное развитие глобальных  процессов в конце ХХ в. привело  к тому, что наша страна не  могла оставаться замкнутой. Но "встреча" с глобализирующимся  человечеством для России стала  причиной разрушительных процессов  распада СССР, спада экономики,  изменения национально-государственной идеологии. На территорию страны стали проникать откровенно чуждые и агрессивные идеологии и организации, которые стали активно осваивать нашу территорию. Это была расплата за романтизм идеологии первого периода реформ.

Однако прозрение наступило достаточно быстро. Оказалось, что без государства невозможно ни функционирование экономики, ни сохранение культуры,

ни развитие человека как личности. На фоне сказочно богатевших корпораций и отдельных персон страна и народ  начали погибать на глазах. Лишь с приходом к власти нового руководства в начале XXI в. была приостановлена тенденция к разрушению. Сегодня уже можно говорить о том, что глубокий кризис мы миновали, выжили, выстояли, хотя и с серьезными потерями. Необходимо начинать возрождение страны.

 Для этого важно как можно  глубже понять новые условия  и тенденции развития, осознать  свой потенциал и вновь занять  достойное место в мировом  сообществе. Очевидно, что важнейшее  значение в этом отводится  законотворческой и правоприменительной деятельности.

 Остановимся лишь на некоторых  принципиальных моментах. Население  планеты увеличивается, растут  его потребности, и в то же  время природные ресурсы беспрестанно  исчерпываются. Это приводит к  ужесточению конкуренции за будущее.  Поскольку у различных стран и народов разный потенциал, то, соответственно, разные перспективы, разные претензии, разные способы выживания в новом мире. Все ощутимее национальные интересы становятся трансграничными, даже региональными. Наблюдается тенденция к усилению самостоятельности регионов планеты в реализации и продвижении своих интересов (в том числе Азии, Южной Америки, Африки).

 Столкновение на территории  России множества интересов государств  и крупнейших ТНК, при одновременном  нежелании, а часто и неспособности некоторых представителей органов государственной власти выполнять свои обязанности по управлению страной, в недавнем прошлом привело ее на грань полной катастрофы, и потребовались огромные усилия новой генерации государственных деятелей для того, чтобы остановиться у края пропасти. Кроме разрушительных государственных и экономических процессов страну захлестнули терроризм, поток мигрантов, в том числе незаконных, международная преступность, наркотики. Причем силы, заинтересованные в разрушении страны, превращении ее территории и народа в "зону свободного пользования", не исчезли как внутри страны, так и за рубежом.

 

Речь не идет о том, чтобы государство  вновь стало единственным и всевластным  субъектом на территории страны. Однако нельзя допускать игнорирования общегосударственных интересов, их прямого попрания в угоду интересам отдельных корпораций, государств или частных лиц либо решения их проблем за счет нанесения ущерба государству. Это разрушает саму идею государства, и ни одна политически здоровая страна мира не позволяет обращаться с собой бесцеремонно кому бы то ни было. Так должно быть и в России. Нужно уважать российское государство и считаться с его национальными интересами. Важно добиваться этого уважения (оно не приходит само по себе) собственной позицией и принципиальными действиями.

С момента начала реформ в стране сделано немало положительного в  формировании демократического правового  пространства, начиная с принятия Конституции РФ. Однако не все аспекты, обеспечивающие национальную безопасность страны и ее поступательное развитие, охвачены нормативной правовой регламентацией. Здесь еще широкое поле для научного творчества и законотворческой практики.

 Нельзя не заметить, что развитие  договорных и союзнических отношений  с различными странами также требует пристального внимания во всех отношениях, в том числе в плане правовой регламентации и пресечения противоправных действий, в особенности в хозяйственной сфере. Специально остановимся в этой связи на наиболее перспективном и активно развивающемся векторе международного взаимодействия России - азиатском направлении.

 Азиатская и евразийская  альтернатива атлантизму как  англо-саксонскому (а постепенно - общеевропейскому и американскому)  геополитическому вектору мирового  развития является исторически традиционной для России. Несколько пошатнувшись в связи с распадом СССР и временным ослаблением России, в настоящее время она вновь обрела пристальное внимание, вызывая естественное сопротивление в США и Европе, которые осознали потенциальную мощь этой альтернативы. При этом евразийский вектор является действительно наиболее перспективным для России: в истории именно он многократно спасал Россию,

начиная со времен поражения в войне 1873-75 гг., Первой и Второй мировых  войн, до настоящего времени - поражения в "холодной" войне.

 Стержневой составляющей евразийской  политики России является политика  в Азии - как в континентальной,  так и в океанической. Анализ  и прогноз динамики развития  отношений в Азии позволяют  сформировать множество возможных  сценариев развития среднесрочной и долгосрочной политики в целях обеспечения конкурентоспособности нашей страны, соблюдения национальных интересов, сохранения геополитического влияния на евразийские процессы как основу планетарного развития.

Азиатский вектор важен для России как в плане внутреннего развития, так и в плане обеспечения конкурентных преимуществ на перспективу. Например, в настоящее время активность Европы и США в континентальной Азии уже не ограничивается арабскими странами и некоторыми странами Юго-восточной и Центральной Азии, они пытаются направленно оказывать свое влияние на азиатском континенте в целом, а также даже в Арктике. Не секрет, что США уже сегодня ведут новую по своим целевым характеристикам и задачам, весьма острую по содержанию глобальную игру, в которой важное место занимает задача усиления влияния на Центральную Азию. Целью этой деятельности является как укрепление собственного влияния на регион, так и решение не отмененной, а лишь на время приостановленной задачи по стратегическому разбалансированию России и ее сопредельных территорий. Есть все основания полагать, что в случае промедления со стороны России интерес центрально-азиатских столиц к интеграции с Российской Федерацией снизится до минимума, чем непременно воспользуются внешние силы, прежде всего США и их трансатлантические союзники. Причем широкомасштабная "большая игра" внутри и вокруг этого региона как осевого центра Евразии с различной динамикой имела место во все узловые эпохи мировой истории. В этой связи все более тесная интеграция со странами Азии способствует одновременному решению геополитических задач на континенте в интересах России, укреплению ее влияния на Европу, соответственно, и ограничению влияния США в Азии. Это относится в первую очередь к активности России в ходе интеграционных процессов в рамках

Информация о работе Функции государства