Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Функция государства имеет исторический характер, проявляется в различных областях жизнедеятельности государства.
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Содержание работы

1. Понятие и классификация функции государства_____________________3
2. Основные внутренние функции государства на современном этапе_____8
3. Содержание внешних функций государства________________________18
4. Формы осуществления функций государства_______________________28
Список используемой литературы__________________________________34

Файлы: 1 файл

ТГиП курсовая 2.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА

 

 

 ТЕМА: ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

ВАРИАНТ № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

           Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Хабаровск,2008

Содержание

 

1. Понятие и классификация функции государства_____________________3

2. Основные внутренние  функции государства на современном  этапе_____8

3. Содержание внешних функций государства________________________18

4. Формы осуществления функций государства_______________________28

Список используемой литературы__________________________________34

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и классификация функции государства.

 Функция государства имеет  исторический характер, проявляется  в различных областях жизнедеятельности  государства. Однако в условиях  федераций в части организации экономических связей между субъектами федерации она приобретает особую значимость для стабильности и эффективности функционирования государства. Это вытекает из особой роли экономических отношений и экономической деятельности в общественной жизни как центрального стержня государственного организма, формирующего принципиальные черты всех элементов государственного устройства, особенности современного "государственного портрета".

 Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под утлом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

 Термин "функция"  имеет в отечественной и зарубежной  научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и "в соответствующей манере".

 Применительно  к государству термин, а вместе с ним и понятие "функция" приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно

 

определяют  как основные направления деятельности государства, обусловленные его  сущностью и содержанием, а также  стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.

 В отечественных  и зарубежных академических источниках  существуют различные варианты  трактовки функций государства.

 Например, еще  в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.

 Не всеми  авторами такое представление  о функциях тогда разделялось,  но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия "функция государства", в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения1.

Понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов"2. При таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.

 Во втором  случае, как справедливо подмечалось  в учебной и научной литературе, предпринимается ничем не оправданная попытка смешения функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

 Наличие  различных точек зрения и подходов  к рассмотрению и определению  функций государства является  вполне естественным и понятным, имея в виду

 

сложность и  многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным  и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться  не на анализе различных представлений  и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем отличаются и характеризуются они?

 Отвечая  на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.

1. Функции государства  имеют комплексный, синтезирующий  характер. Как основные направления  деятельности государства они  никогда не отождествляются и  не могут отождествляться с  самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

 Однако это  не механическое и тем более  не стихийное и не автоматическое  сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. По своему  характеру, содержанию и назначению  функции государства никогда  не бывают социально выхолощенными,  нейтральными. Они всегда выражают  и отражают социально-классовую  сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства.

 Речь идет  при этом не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.

 

В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.

 Это, в  частности, нашло свое отражение  на ранних этапах развития капитализма в теории "государства ночного сторожа", отражавшей идеи полного или, по крайней мере, минимального вмешательства государства в дела экономики и общества. А на более поздних этапах - в теории "государства всеобщего благоденствия", символизировавшей активную, многократно возросшую роль государства в решении вопросов экономики и общества.

 Применительно  к современному Российскому государству,  существующему и функционирующему  в переходный период, можно с  полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.

3. В функциях  государства прослеживается прямая  связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливаются важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

 

 

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.

 Последнее  особенно отчетливо проявляется  в России в современный период. От успешности решения экономических  функций целиком и полностью  зависит достижение объективно  стоящих перед обществом и  государством целей, осуществление  всех других государственных функций.

4. Функции государства  не следует отождествлять с  функциями его отдельных органов  или же государственных организаций.  Функции последних хотя и имеют  в большинстве своем немалую  значимость для жизни общества  и государства, но тем не менее они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

 Если функции  государства охватывают собой  всю его деятельность в целом,  активность всего государственного  аппарата или механизма, то  функции отдельных органов распространяются лишь на его часть.

5. Функции государства  отличаются своими методами и  формами осуществления и не  смешиваются со сферами их  приложения.

 В соответствии  с теми целями и задачами, которые  стоят перед государством на  том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.

 Основными  правовыми формами деятельности  государства при этом являются  законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

 Что же  касается сфер приложения функций  государства, то они далеко  не всегда совпадают друг с  другом. В одной и той же  сфере деятельности государства

 

может осуществляться несколько функций, и, наоборот, одна и та же функция может проявляться  в нескольких сферах жизни общества.

2. Основные  внутренние функции государства  на современном этапе.

Классификация функций государства имеет своей  непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности-функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже - к отдельно взятым функциям.

 В юридической  теории, а отчасти и в практике  существует множество оснований  (критериев) классификации функций  государства. Их пытаются подразделять  в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их "приложения" и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

 Классификация  функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве - это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве - это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации - это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.

 В последние годы предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается прежде всего в том, что "она отражает механизм реализации государственной власти" и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных

 

органов, принадлежащих  к определенной ветви власти - законодательной, исполнительной и судебной3.

Информация о работе Функции государства