Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 17:30, курсовая работа
Цель данной работы – выяснить какие функции характерны для современного государства. Для ее достижения необходимо решить несколько задач: разъяснить само понятие функций государства; дать классификацию функциям государства; изучить формы осуществления функций;
Данная тема будет актуальна столько, сколько будет существовать государство, так как функции государства – это его сущность, его предназначение, то, ради чего государство создавалось и существует
Введение
Понятие, признаки и виды функций государства
Понятие функций государства
Признаки функций государства
Виды функций государства
Внешние и внутренние функции государства
Внешние функции государства
Внутренние функции государства
Организационно- правовые формы осуществления функций государства
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
«Оренбургский государственный университет»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Теория государства и права
тема: Функции государства
группы Д1 Юр (у)
Бобылева Н.А.
Проверил:
Оренбург 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. К настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах функционирования и развития государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его целей, задач и функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только государства как особой организации публичной власти, но и общества в целом.
С помощью целей, задач и функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Цель данной работы – выяснить какие функции характерны для современного государства. Для ее достижения необходимо решить несколько задач: разъяснить само понятие функций государства; дать классификацию функциям государства; изучить формы осуществления функций;
Данная тема будет актуальна столько, сколько будет существовать государство, так как функции государства – это его сущность, его предназначение, то, ради чего государство создавалось и существует
Познание функций государства, которые неразрывно связаны с его целями и задачами, предполагает рассмотрение не только их статики, т. е. того постоянного, стабильного, устойчивого, что их характеризует, но и динамики, т. е. того, как они живут, действуют, изменяются, развиваются, как выполняют свое назначение.
Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества.
1. Понятие,
признаки и виды функций
1.1.Понятие функций государства
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточной точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности1.
Термин "функция" имеет
в отечественной и зарубежной
научной литературе далеко не одинаковое
значение. В философском и
Применительно к государству
термин, а вместе с ним и понятие
"функция" приобретают несколько
иной смысл и значение. Функции
государства традиционно
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности.
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия "функция государства", в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
Еще раньше названного варианта
трактовки функций государства
в западной, а отчасти и в
отечественной юридической лите
Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе "Общая теория права и государства", если рассматривать его как "чисто правовой феномен, как юридическое лицо", есть не что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. "Вопрос, однако, заключается в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций"3.
Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается "в нормативном порядке", который сам устанавливается государственной корпорацией. С юридической точки зрения, "проблема государства-корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка".
Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения. В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь "по управлению обществом" или, наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание "механизма государственного воздействия на развитие общественных процессов"4. При таком подходе в первом случае невольно упускаются из поля зрения возможность и реальность воздействия государства на общественные отношения не только в связи и по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздействием на международные экономические, политические и иные отношения.
Во втором случае, как
справедливо подмечалось в
Наличие различных точек
зрения и подходов к рассмотрению
и определению функций
Отвечая на эти вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.
1. Функции государства
имеют комплексный,
Однако это не механическое и тем более не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная, целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.
2. По своему характеру,
содержанию и назначению
Речь идет при этом
не только о государствах различных
типов, государствах, существующих в
условиях различных общественно-
В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношению к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.
Это, в частности, нашло свое отражение на ранних этапах развития капитализма в теории "государства ночного сторожа", отражавшей идеи полного или, по крайней мере, минимального вмешательства государства в дела экономики и общества. А на более поздних этапах - в теории "государства всеобщего благоденствия", символизировавшей активную, многократно возросшую роль государства в решении вопросов экономики и общества.
Применительно к современному Российскому государству, существующему и функционирующему в переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.
3. В функциях государства
прослеживается прямая связь
не только с социально-