Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:45, курсовая работа
Актуальность исследования истории местного самоуправления связана сегодня с переломной эпохой в нашей стране. Уход от идеологического единообразия позволил исследователям увеличить круг изучаемых проблем, привлечь ранее недоступные источники, существенно расширить методоло-гическую базу. Российская держава находится на современном этапе в поиске новых форм государственного устройства. Взоры многих политиков и экономистов в стране обращены преимущественно на Запад. Осуществляются попытки «приживить» западные модели управления или отдельные их атрибуты к тем структурам власти, которые достались населению от советского периода.
Введение 3
1. Городское управление и самоуправление в России при Петре 6
Великом 6
2. Муниципальные реформы Екатерины II 1785 г. 15
3. Реформы местного самоуправления Александра II 20
4. Положения о земском и городском самоуправлении 1890, 1892 гг. 27
Заключение 31
Список используемых источников 34
Кроме городских средств в распоряжении Иркутского городского управления находились весьма значительные специальные средства. Большая часть их состояла из капиталов, пожертвованных разными лицами на учебно-воспитательные надобности и удовлетворение нужд неимущих частей населения. Таких капиталов на 1 января 1891 г. было 3 967 974 руб. 56 коп30 [6].
Таким образом, реформы Александра II способствовали введению местного самоуправления в дореволюционной России, хотя элементы его основы – земское и городское самоуправления – наблюдались и на более ранних этапах российской истории. Основы самоуправления были заложены при Екатерине II в последней четверти XVIII в. и законодательно оформлены в Учреждении о губерниях (1775 г.), Грамоте на права и выгоды городов (1785 г.), Жалованной грамоте дворянства (1785 г.). Принципы самоуправления стали основой всех местных учреждений, тесно связанных с сословной иерархией.
Несмотря на реформы местного самоуправления, проведенные Екатериной II и Александром II единообразного крестьянского управления на местах так и не сложилось. Законодательные неясности вели к дублированию функций, вносили сумятицу в административные дела, порождали злоупотребления и произвол. Неустроенность крестьянского управления становилась очевидной. Ослабление государственного контроля вело не к «повышению социальной ответственности», а лишь к ослаблению общих устоев. Эту сумятицу в управлении некоторые газеты и журналы называли «демократическим крестьянским самоуправлением».
Александр III не сомневался, что когда обязанности, а значит и ответственность, распылены, то и спросить по-настоящему не с кого. Императору понравилась идея учредить новый институт — земских начальников, обязанных надзирать за положением дел в сельском мире и оперативно разрешать текущие дела. По сути, речь шла о возвращении в крестьянскую жизнь мировых посредников, но с более широкими правами.
Такое предложение
очень отстаивал министр
Получив журнал Государственного Совета, Александр III 28 января 1889 г. наложил резолюцию: «Соглашаясь с мнением 13 членов, желаю, чтобы мировые судьи в уездах были упразднены для того, чтобы обеспечить нужное количество надежных земских начальников в уезде и облегчить уезду тяжесть платежей. Часть дел мировых судей может перейти к земским начальникам и в волостные суды, а меньшая часть, более важные дела, могли бы отойти к окружным судам». Понадобилось еще несколько месяцев, прежде чем монаршая воля обрела форму законопроекта, который царь утвердил 12 июля 1889 г.31
Земские начальники
назначались губернатором из числа
дворян, владевших недвижимой собственностью
в данном районе, имевших среднее или высшее
образование. В их руках сосредотачивались
административная власть над органами
крестьянского самоуправления, контроль
за деятельностью волостных и сельских
управлений, утверждение избранных лиц
в уезде. Земскому начальнику передавалась
и функция мирового судьи.
Преобразование крестьянского управления
вызвало необходимость корректировки
и земского управления. Всесословные выборные
органы земского самоуправления возникли
в 1864 г., им принадлежали дела «о местных
хозяйственных пользах и нуждах». Привлечение
к управлению местных жителей по выбору
являлось важным шагом в развитии социальной
самодеятельности населения32.
Однако со временем
выявились и крупные
После длительных обсуждений и согласований Александр III 12 июня 1890 г. утвердил новое положение о губернских и уездных земских учреждениях. Суть изменений сводилась к следующему. Система распределения земских избирателей по роду имущества заменялась распределением их по трем сословным группам: дворянской, городской и крестьянской, с предоставлением дворянскому элементу численного преобладания в земских собраниях. Высшее наблюдение за деятельностью земских собраний возлагалось на министра внутренних дел, текущее же — на губернатора и особую при нем коллегию — губернского по земским делам присутствия. Все постановления земских собраний предоставлялись теперь на утверждение губернатору, который в случае своего несогласия с решением апеллировал к министру внутренних дел. Земства имели возможность отстаивать свою правоту в суде, обжаловать решения губернатора и министра в высших инстанциях33.
Вслед за земским подверглось переустройству и городское общественное управление, действовавшее на основании Городового положения 1870 г. После его появления развитие городского хозяйства добилось заметных успехов — дело благоустройства городов сильно продвинулось. Однако выяснились и недостатки устава 1870 г. Они во многом проистекали из системы городских выборов, неудовлетворительности состава и устройства органов управления, фактической бесконтрольности в расходовании городских фондов", в отсутствии надлежащих правил составления смет и отчетов.
11 июня 1892 г.
Александр III утвердил новое городовое
положение, направленное на
Теперь положение
менялось: избирательные права
В данной работе были рассмотрены одни из важнейших «Великих Реформ». Считаю необходимым сказать о долговременности их действия. Но с введением новых положений эти не отмерли, напротив, их обширная административная и судебная практика представляла собой драгоценный материал к разъяснению многих статей новых Положений.
Следует упомянуть и о тесной взаимосвязи этих реформ. Из того, что городской общественный быт в России сливается с сельским вытекают такие сходства, проявившиеся уже в ходе работы земств и городского общественного управления, как обоюдообширная власть городского головы и председателя земского собрания, подотчетных и зависимых от правительства, это и полицейская повинность, сочетавшаяся с явлением, получившим название «компетенция без власти», это и практически схожие предметы ведомства. Но, несмотря на такую схожесть, реформы Петра I, Екатерины II, Александра II и Александра III никогда не отождествлялись, скорее всего, в силу своей значимости и четкому разделению сфер приложения деятельности (будь то сельская или городская).
Говоря об этих реформах немаловажно опять же сказать и о коренных изменениях, коснувшихся местного управления. А в первую очередь о том, что оно (местное управление) стало базироваться на следующих важнейших принципах — бессословности и выборности. Но с самого внедрения самоуправления на местах царское правительство пыталось сузить круг его деятельности до решения хозяйственных вопросов в пределах установленной положениями компетенций. По сути органы местного самоуправления становятся политическими институтами, а с 90-х годов 19 века — государственными институтами.
Несомненно и то, что самоуправление в России отличалось коренным образом от такового на Западе. Главным образом из-за того, что оно деформировалось в условиях самодержавия, точнее сами принципы, лежавшие в основе. Внедрению самоуправления на местах в 60-х годах способствовали многие факторы, среди которых была и сила общественного мнения, давление части населения, заинтересованного в буржуазных реформах. Но по мере спадания общественных сил правительство пошло на огосударствление самоуправления (по Земскому положению 1890 г. земские служащие стали государственными служащими), повышение ценза для выборщиков (по Городовому положению 1892 г.). Царская администрация решила, что подконтрольное и подотчетное “самоуправление” будет куда более уместно и удобно для центральной власти.
Деятельность
земских и городских
Безусловно в новых Положениях произошли крупные изменения, так земская служба стала государственной (ст. 124), а законом 1892 г. из числа городских избирателей были исключены менее состоятельные и, как правило, менее образованные люди (ст.24).
Но если, отрываясь от частностей, оценить общие результаты деятельности земских и городских общественных учреждений за четверть столетия, то представляется вне сомнений, что призвание местных выборных людей к заведыванию местными делами в значительной мере способствовало улучшению условий жизни внутри городов и губерний и более широкому удовлетворению потребностей местного населения.
1 Перхавко В. Б. Изменения в положении российского купечества в эпоху Петра I// История русского купечества – М.: Вече, 2008 – С. 68
2 Богословский М. Городская реформа 1699 года// //Муниципальное право. -2004. - № 2. - С. 71
3 Веденеев Ю. А., Зайцев И. В., Луговой В. В. Институт выборов в истории России в источниках, свидетельствах современников и исследователей XIX - начала XX века - М.: Норма, 2001. – С. 113
4 Там же – С. 114
5 Веденеев Ю. А., Зайцев И. В., Луговой В. В. Институт выборов в истории России в источниках, свидетельствах современников и исследователей XIX - начала XX века - М.: Норма, 2001. – С. 117
6 Богословский М. Городская реформа 1699 года// //Муниципальное право. -2004. - № 2. - С. 71
7 Там же – С. 73
8 Богословский М. Городская реформа 1699 года// //Муниципальное право. -2004. - № 2. - С. 73
9 Кочевых С. В. Сборник статей и материалов
посвященный деревне Любощь и местам ее
окружающим// Сборник статей и материалов
посвященный деревне Любощь и местам ее
окружающим //diderix.petergen.com/
10 Веденеев Ю. А., Зайцев И. В., Луговой В. В. Институт выборов в истории России в источниках, свидетельствах современников и исследователей XIX - начала XX века - М.: Норма, 2001. – С. 118
11 Таврина К. В. Реформы Петра
1-го// http://www.xserver.ru/user/
12 Игнатов В. Г. История государственного управления России. Реформа местного управления и самоуправления - Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 213
13 Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. Лекция шестьдесят восьмая - М.: аст. Харвест, 2002. – С. 284
14 Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций. Лекция шестьдесят восьмая - М.: аст. Харвест, 2002. – С. 287
15 Муниципальное право России: учебник для вузов под / под ред. А.С Прудникова, А.М. Никитина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. – С. 142
16 Захаров И.В., Кокотов А.Н., Костюков А.Н. Муниципальное право России: курс лекций. – М.: Проспект. 2007. – С. 73
17 Перхавко В. Б. Изменения в положении российского купечества в эпоху Петра I// История русского купечества – М.: Вече, 2008 – С. 131
18 Захаров И.В., Кокотов А.Н., Костюков А.Н. Муниципальное право России: курс лекций. – М.: Проспект. 2007 – С. 75
19 Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872-2011: биогр. справочник/ авт.-сост. А.В. Петров, М.М. Плотникова; отв.ред. Л.М. Домешек. - Иркутск: Оттиск, 2011. – С. 17
20 Кутафин О.А., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – С. 272
21 Муниципальное право России: учебник для вузов под / под ред. А.С Прудникова, А.М. Никитина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. – С. 147
Информация о работе Городское управление и самоуправление в России в 18-19 веках