Государственная власть: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Понятие и особенности государственной власти» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане. Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объектом исследования в моей курсовой работе являются понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования - методы осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности государственной власти 4
1.1 Понятие и признаки государственной власти 4
1.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь 7
1.3 Формы и способы осуществления государственной власти 9
2. Понятие и виды социальной власти 14
3. Легализация и легитимация государственной власти 16
4. Единство государственной власти и разделение властей 21
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП 2012.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

                            Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

                                               Кафедра теории государства и права

 

                                                     Шкарина Наталья Андреевна

 

                           Государственная власть: понятие и виды

 

                                                               Курсовая работа

                                                      студента 3 группы, 1 курса

                                                 Юридического заочного института

 

 

                                                       Научный руководитель:

                                                           Доц. Рожко И. Н.

 

 

Дата сдачи: __________________

Дата рецензирования: _________

Дата защиты: ________________

Оценка: _____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Москва

 

                                                                         2012

 

Оглавление

 

Введение 3

1. Особенности государственной власти 4

1.1 Понятие и признаки государственной власти 4

1.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь 7

1.3 Формы и способы осуществления государственной власти 9

2. Понятие и виды социальной власти 14

3. Легализация и легитимация государственной власти 16

4. Единство государственной власти и разделение властей 21

Заключение 24

Список литературы 26

 

Введение

 

В условиях проводимых преобразований государства  перестраивается и государственная  власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами. Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций. Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле. Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп. Государственная власть является важным звеном в системе государства.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена  с одной стороны большим интересом  к теме «Понятие и особенности  государственной власти» в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Почти весь объем  внимания ученого сообщества достается  политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане. Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объектом исследования в моей курсовой работе являются понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования - методы осуществления государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности государственной власти

1.1 Понятие и признаки государственной власти

 

Государственная власть является отчасти социальной властью. Вместе с тем она имеет  немало качественных особенностей, важнейшая  особенность государственной власти заключена в её политической и  классовой природе. В научной  и учебной литературе термины  «государственная власть» и «политическая  власть» обычно отождествляются. Такое  отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае, государственная власть всегда является политической и содержит элементы классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное  насилие одного класса для подавления другого». Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли можно сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, её олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждает терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем  функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая  созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять  их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью  государственной власти является и  то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные  чаще всего отчётливо разделены. В демократическом обществе возникает  тенденция сближения субъекта и  объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин  является не только подвластным: как член демократического общества он в праве быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с  тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое  развитие приведёт к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится  в непосредственно общественную, без органов государства и  государственного управления.

Ещё одна важнейшая  особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется  в деятельности государственных  органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она  потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь, прежде всего, механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не предает органам государства сваю власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она  теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное  выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных  органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путём  использования различных методов, в том числе и государственного принуждения и военной силы.

Решая стоящие  перед ней задачи, государственная  власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается в особом виде отношений – властеотношения, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества.

Как и любые  отношения, властеотношения имеют  структуру. Сторонами данных отношений  выступают субъект государственной  власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство передачи и подчинение (добровольное или принужденное) последних этой воле.

Субъектом государственной  власти, как уже отмечалось, могут  быть социальные и национальные общности, классы, народ, от имени которого действуют  органы государства. Объектом власти являются индивиды, их объединения, слои и общности, классы, общество.

Суть властеотношений  заключается в том, что одна сторона  – властвующий – навязывает свою волю, обычно возведенную в закон  и юридически обязательную, другой стороне – подвластным, направляет их поведение и действия в русло, определенное правовыми нормами.

Методы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта, зависят от интересов и волевой  позиции сторон. Если интересы и  воля властвующего субъекта и подвластных  совпадают, что возможно в демократических  государствах, то властеотношения не могут реализоваться без внешнего воздействия. Если власть уважается народом, то используется метод убеждения, но если же интересы и воля сторон в чем-то расходятся, то уместны и эффективны методы убеждения, стимулирования, согласования (компромиссы). В тех же случаях, когда позиции властвующего и подвластных противоположны и непримиримы, используется метод государственного принуждения.

Государство для выполнения своих функций  создает систему государственных  органов (механизм государства), которые  в совокупности всех органов образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные  органы. Каждый из органов имеет  определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в  строго определенных рамках.

В широком  смысле государственный аппарат  охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом  понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие и исполнительные органы.

Для органов  государства характерны следующие  признаки, которые позволяют отличать их от других органов:

 

  • правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;
  • наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения.

 

  1.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь

 

Государственная власть отличается от иных видов социальной власти наличием двух отличительных  черт (которые и предопределяют ее признаки):

 

1. Монополия на издание общеобязательных  велений;

 

2. Монополия на применения государственного  принуждения

 

Любое общество нуждается в управлении, согласовании деятельности разных людей и социальных групп ради достижения общих целей. Власть – одна их основных форм управления, которая отличается от других тем, что  осуществляется путем подчинения одних  людей другими. Подчинение связано  с возможностью применения принуждения  как необходимого признака власти.

Власть –  одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) для воли других людей (объектов власти).

Особенно  актуальна проблема взаимодействия властей. Многие считают важнейшей  среди всех властей экономическую власть, власть собственников средства производства и других общественных богатств. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных компаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков. Концентрация экономической власти у крупных собственников создаёт опасность установления плутократии - прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных демократиях всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием среднего класса, демократическим государством и общественностью.

Политическая  власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна иметь над ней первенство, подчинять ее своим целям. В определённых условиях доминирующее влияние на общество может оказывать власть информационная. Ее монополизация определённой группировкой может обеспечить ей победу на выборах и длительное сохранение своего господства в обществе, невзирая на неэффективность экономической и иной политики.

Информация о работе Государственная власть: понятие и виды