Государственная власть: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Понятие и особенности государственной власти» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане. Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объектом исследования в моей курсовой работе являются понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования - методы осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности государственной власти 4
1.1 Понятие и признаки государственной власти 4
1.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь 7
1.3 Формы и способы осуществления государственной власти 9
2. Понятие и виды социальной власти 14
3. Легализация и легитимация государственной власти 16
4. Единство государственной власти и разделение властей 21
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП 2012.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

 

2. Понятие и виды социальной власти

 

  Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о социальной власти привело к множеству принципиально различных ее определений и пониманий. Действительно, социальная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

 Ученые  различных областей гуманитарного  знания разрабатывают понятие  социальной власти в частности,  пытаются создать оригинальные  теории социальной власти. В итоге  сложилось большое количество  подобных концепций, но к единому  мнению по поводу понятия власти  их авторы так и не пришли. Более того, данное понятие оказалось  сущностное оспариваемым, что порождает  прямо противоположные его трактовки.

 Социальная  власть есть общественная сила, выросшая на основе соглашения. Ее назначение состоит в точном  выполнении обязанностей и функций,  вытекающих из данного соглашения. В этом смысле социальная власть  вторична по отношению к обществу, она - его порождение, носящее  инструментальный характер и  служащее средством упорядочивания  общественных отношений.

 Социальная  власть – одна из форм управления  социальными процессами, при которой  согласованность совместной деятельности  многих людей достигается путем  подчинения их единому руководящему  началу; путем определяющего, доминирующего  значения воли одних людей  (субъектов власти) для воли других  людей (объектов власти).

Категория «власть» имеет ряд родственных понятий. Например, власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание)

Авторитет рассматривается  как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств  или деловой компетенции.

 

 Существует несколько классификаций  социальной власти в зависимости  от того, что считается основанием: область функционирования власти, объём прерогатив, субъект власти, режим правления и т.д.

 

1. по области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);

 

2. по объему прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;

 

3. по объекту  власти: общественная, классовая, партийная,  личная;

 

  4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;

 

5. по социальному  типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и  т.д.

 

  Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается. То есть на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

 

3. Легализация и легитимация государственной  власти

 

Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц.

Государственная власть – это, как правило, легальная  власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Ее носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определенных интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти.

Легальность государственной власти может устанавливаться  в самых разных формах и самыми разными способами. В средние  века, чтобы выглядеть законными  преемниками власти своих предшественников, императоры, короли, цари и другие царствующие  особы, а вслед за ними и все  дворяне вели, а иногда и придумывали  или подделывали, соответствующие  родословные. Государственная власть и ее высшие субъекты - императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью. Это придавало им статус, данный от Бога.

Сегодня одной из наиболее распространенных форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы исполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.

 

Легитимация – доказательство прав гражданина на получение платежа, совершение каких-либо действий и т.п.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с  французского как «законность» или  «узаконенность». Такой перевод  не совсем точен. Законность, принимаемая  как действие через закон и  в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные  понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть  и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная  власть, например, власть мафиозных  структур.

Сегодня преобладает  точка зрения, что основой легитимности является убеждение в правомерности  данного строя. Заключение о наличии  убеждения можно сделать, прежде всего, на основе свободного выражения  гражданами своей воли. Устойчивость системы в конкретной стране также  может рассматриваться как признак  легитимности власти. Власть становится легитимной благодаря достижению ею устойчивости, определенности, установлению порядка. И наоборот, власть, сформировавшаяся демократическим путем, но не способная предотвратить гражданскую и межнациональную войны, противостояние центра и мест, "парада" суверенитетов, не является легитимной.

В обществе, переживающем переходное состояние, смену  властей, легитимность существует скорее как проблема, в сформировавшемся обществе — как естественное качество политических отношений. Говоря о государственной  власти как об объекте легитимности необходимо заострить внимание на понятие  “власть”. Данное понятие относится  к числу широко употребляемых, при  всей разнородности и неоднозначности  этого понятия можно, однако, отметить одну объединяющую характеристику многочисленных его определений - все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей  и действиями других. Власть – одно из основных и наиболее емких понятий, что подтверждается как отсутствием  в современной политической мысли  одного общепризнанного ее определения, так и многообразием концепций  власти.

В политической литературе правильным определением власти считается определение, данное известным  ученым Максом Вебером, который полагал, что власть - это “возможность того, что одно лицо внутри социального  отношения будет в состоянии  осуществить свою волю, несмотря на сопротивление и независимо от того, на чем такая возможность основана”. В словаре по политологии дается определение власти как “волевого  особого отношения субъекта к  объекту этого отношения. Оно  состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить  по желанию первого”. Власть, таким  образом, рассматривается как особое отношение господства, как способ воздействия на кого-то, как “власть над”, как принуждение, как сила. По мере демократизации общества власть стала рассматриваться не только как господство, но и как отношение субъектов, основанное на убеждении, авторитете, как способность достигать соглашения, разрешать конфликты. Тем самым власть истолковывается и как символическое средство социальной коммуникации.

Сущность  власти заключается в том, что  это специфическое отношение  субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между  ними (власть можно одобрять, терпеть  или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует  свою волю и интересы. Власть, опирающаяся  только на силу, по словам Б.Рассела, “голая власть”.

Легитимность  является базовым элементом существования  и функционирования государственной власти, а также закрепления ее в обществе. Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у государственной власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случаев государственная власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйство страны.

Со времен М. Вебера принято различать три "чистых" типа легитимации власти, которые могут быть применены  и к легитимации государственной  власти. Это – традиционная, харизматическая и рациональная легитимация.

Традиционная  легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть "выражает дух народа", соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия). Бахрейн и др. в Непале, Бутане, Брунее. Они определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства. В тех мусульманских странах, где есть парламенты, они иногда создаются в соответствии с традициями аш-шуры (совещания при монархе) как консультативные парламенты. Традиции определяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путем консенсуса. Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируют государственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют важное значение для легитимации государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права. Судебный прецедент - одно из выражений силы традиций. Британский монарх по традиции является главой англиканской церкви (составная часть его титула - Защитник веры). Аналогичная ситуация имеет место и в некоторых других европейских странах, где одна из церквей объявлена государственной (например, лютеранство в Дании).

Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма, как правило, индивидуальна. Она создаст особый образ. В прошлом - это вера в "доброго царя", способного избавить народ от притеснений со стороны бояр и помещиков. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она распространена в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун. Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.) В сравнительно либеральной Индии с харизмой связано занятие важнейшего государственного поста премьер-министра представителями семейства Ганди - Неру (отец. затем дочь, а после ее убийства - сын). Такое же поколение стояло и стоит у власти в Шри Ланке (отец Бандеранаикс, затем жена, ныне президент - их дочь, а мать-премьер-министр).

Для укрепления харизмы широко используются специальные  обряды: факельные шествия демонстрации в поддержку власти в особой униформе, коронация монарха. Рациональная легитимация  государственной власти основана на рациональной оценке связана с формированием  убежденности в разумности существующего  порядка, законов, привил, принятых в  демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится  к числу основных в современных  условиях демократического правового  государства.

Рациональная  легитимация предполагает, что население поддерживает (или отвергает) государственную власть, исходя, прежде всего, из собственной оценки действий этой власти. Не лозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имидж мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (в современной России многие хорошие законы не исполняются), а прежде всего практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служит основой рациональной оценки.

Трагедии, тесно  увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство  недоверия народа к власти, незаконно  возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и  народных масс держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения  у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом  и зарубежными государствами. Такое  первоначальное правомочное становление  власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно перечислить много, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Информация о работе Государственная власть: понятие и виды