Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Понятие и особенности государственной власти» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане. Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объектом исследования в моей курсовой работе являются понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования - методы осуществления государственной власти.
Введение 3
1. Особенности государственной власти 4
1.1 Понятие и признаки государственной власти 4
1.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь 7
1.3 Формы и способы осуществления государственной власти 9
2. Понятие и виды социальной власти 14
3. Легализация и легитимация государственной власти 16
4. Единство государственной власти и разделение властей 21
Заключение 24
Список литературы 26
Сложившееся в науке многообразие теоретических представлений о социальной власти привело к множеству принципиально различных ее определений и пониманий. Действительно, социальная власть - это такой многогранный и всепроникающий феномен, проявления которого мы находим практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Ученые
различных областей
Социальная
власть есть общественная сила,
выросшая на основе соглашения.
Ее назначение состоит в
Социальная
власть – одна из форм
Категория «власть» имеет ряд родственных понятий. Например, власть связывают с господством, под которым понимают принуждающее насилие, приказание. Директивный момент (навязывание своей воли в виде приказа) присутствует во власти как обобщенный символ (возможность применить насилие, наказание) и как реальная власть по отношению к тем, кто нарушил законы. Власть может осуществляться в форме влияния. Но влияние по содержанию шире власти. Говорить о власти можно и в том случае, если это влияние не носит случайного характера, а наблюдается постоянно. Власть как влияние осуществляется либо в форме убеждения (воздействие на рациональный уровень сознания), либо в форме внушения, что предполагает использование особых приемов манипулирования (воздействие на подсознание)
Авторитет рассматривается как возможная форма и источник власти. Авторитет – это руководство, добровольно признаваемое подвластными за субъектом власти права на власть в силу его моральных качеств или деловой компетенции.
Существует несколько
1. по области функционирования: политическая, идеологическая, социальная, экономическая, юридическая, светская и духовная (религиозная);
2. по объему прерогатив: государственная, международная, семейная и т.д.;
3. по объекту власти: общественная, классовая, партийная, личная;
4. по режиму правления: тоталитарная, деспотическая, бюрократическая, авторитарная, демократическая и др.;
5. по социальному типу: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая и т.д.
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается. То есть на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.
Легализация – подтверждение подлинности имеющихся на документах подписей компетентных должностных лиц.
Государственная власть – это, как правило, легальная власть (узаконенная). Она основана на праве, юридических (правовых) законах. Ее носители, субъекты и объекты, как члены определенного государства, имеют определенные юридические права и обязанности. Их деятельность и отношения регулируются принятыми в данном государстве законами, а также нормами международного права. Права и обязанности субъектов и объектов государственной власти характеризуются соответствующей легитимностью. Они признаются всеми членами данного государства и другими государствами, их большинством или решающей их частью. Эта легитимность отличается от легитимности, которая основана только на личных, или персональных, качествах и «эмоциональной преданности» субъектов и объектов власти или на их вере в значимость таких «условностей», как нормы партийной жизни и других общественных объединений, общественное мнение, нравы, обычаи, традиции, моральные нормы. Члены государства верят, в частности, в значимость прав и обязанностей других его членов присваивать, удерживать, преобразовывать, регулировать и использовать государственную власть в определенных интересах. Именно на вере членов государства в значимость, законов основана, прежде всего, легитимность современных властных органов государства и властных государственных учреждений, субъектов государственной власти и работников государственного аппарата, их прав и обязанностей, легитимность самой государственной власти.
Легальность государственной власти может устанавливаться в самых разных формах и самыми разными способами. В средние века, чтобы выглядеть законными преемниками власти своих предшественников, императоры, короли, цари и другие царствующие особы, а вслед за ними и все дворяне вели, а иногда и придумывали или подделывали, соответствующие родословные. Государственная власть и ее высшие субъекты - императоры, короли, цари, как правило, освящались церковью. Это придавало им статус, данный от Бога.
Сегодня одной из наиболее распространенных форм установления легальности и, следовательно, легитимности власти должностных лиц в государстве являются их выборы его гражданами. Чтобы исполнить эту роль, выборы сами должны быть легитимными, в том числе легальными, должны проводиться в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства. Нарушение установленных законом выборных процедур ставит под сомнение легальность должностных лиц, избранных по этим процедурам.
Легитимация – доказательство прав гражданина на получение платежа, совершение каких-либо действий и т.п.
Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, принимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, пусть и не популярная, легальная. В то же время она может быть не легитимной, то есть не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их как орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только не легитимная, но и нелегальная власть, например, власть мафиозных структур.
Сегодня преобладает
точка зрения, что основой легитимности
является убеждение в правомерности
данного строя. Заключение о наличии
убеждения можно сделать, прежде
всего, на основе свободного выражения
гражданами своей воли. Устойчивость
системы в конкретной стране также
может рассматриваться как
В обществе,
переживающем переходное состояние, смену
властей, легитимность существует скорее
как проблема, в сформировавшемся
обществе — как естественное качество
политических отношений. Говоря о государственной
власти как об объекте легитимности
необходимо заострить внимание на понятие
“власть”. Данное понятие относится
к числу широко употребляемых, при
всей разнородности и
В политической
литературе правильным определением власти
считается определение, данное известным
ученым Максом Вебером, который полагал,
что власть - это “возможность того,
что одно лицо внутри социального
отношения будет в состоянии
осуществить свою волю, несмотря на
сопротивление и независимо от того,
на чем такая возможность
Сущность власти заключается в том, что это специфическое отношение субъекта к себе (власть над собой), между субъектами, которое предполагает определенное взаимодействие между ними (власть можно одобрять, терпеть или сопротивляться ей), в рамках которого властвующий субъект реализует свою волю и интересы. Власть, опирающаяся только на силу, по словам Б.Рассела, “голая власть”.
Легитимность
является базовым элементом
Со времен
М. Вебера принято различать три
"чистых" типа легитимации власти,
которые могут быть применены
и к легитимации
Традиционная легитимация представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в их преемственность, в то, что власть "выражает дух народа", соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе в качестве стереотипов сознания и поведения. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия). Бахрейн и др. в Непале, Бутане, Брунее. Они определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства. В тех мусульманских странах, где есть парламенты, они иногда создаются в соответствии с традициями аш-шуры (совещания при монархе) как консультативные парламенты. Традиции определяют принятие решений в парламенте Индонезии главным образом путем консенсуса. Вместе с религиозными догмами традиции во многом регулируют государственную жизнь в ряде развивающихся стран. Традиции имеют важное значение для легитимации государственной власти в странах, где действует система англосаксонского права. Судебный прецедент - одно из выражений силы традиций. Британский монарх по традиции является главой англиканской церкви (составная часть его титула - Защитник веры). Аналогичная ситуация имеет место и в некоторых других европейских странах, где одна из церквей объявлена государственной (например, лютеранство в Дании).
Харизматическая легитимация - это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизматическая легитимация не связана с рациональными суждениями, а опирается на гамму чувств, это сенсорная по своей природе легитимация. Харизма, как правило, индивидуальна. Она создаст особый образ. В прошлом - это вера в "доброго царя", способного избавить народ от притеснений со стороны бояр и помещиков. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она распространена в странах тоталитарного социализма, будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун. Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.) В сравнительно либеральной Индии с харизмой связано занятие важнейшего государственного поста премьер-министра представителями семейства Ганди - Неру (отец. затем дочь, а после ее убийства - сын). Такое же поколение стояло и стоит у власти в Шри Ланке (отец Бандеранаикс, затем жена, ныне президент - их дочь, а мать-премьер-министр).
Для укрепления харизмы широко используются специальные обряды: факельные шествия демонстрации в поддержку власти в особой униформе, коронация монарха. Рациональная легитимация государственной власти основана на рациональной оценке связана с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, привил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства.
Рациональная легитимация предполагает, что население поддерживает (или отвергает) государственную власть, исходя, прежде всего, из собственной оценки действий этой власти. Не лозунги и обещания (они имеют сравнительно кратковременный эффект), не имидж мудрого правителя, часто даже не справедливые законы (в современной России многие хорошие законы не исполняются), а прежде всего практическая деятельность органов государственной власти, должностных лиц, особенно высших, служит основой рациональной оценки.
Трагедии, тесно
увязанные с установлением
Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление власти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно перечислить много, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.