Государственная власть: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Понятие и особенности государственной власти» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане. Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объектом исследования в моей курсовой работе являются понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования - методы осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности государственной власти 4
1.1 Понятие и признаки государственной власти 4
1.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь 7
1.3 Формы и способы осуществления государственной власти 9
2. Понятие и виды социальной власти 14
3. Легализация и легитимация государственной власти 16
4. Единство государственной власти и разделение властей 21
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП 2012.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

Итак, признание  обществом законности, правомерности  официальной власти — это фундаментальная  ее характеристика. Говоря о легитимности, необходимо обратить внимание на то, что  речь идет об общественном признании  власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении  политической власти в соответствующих  государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального  признания власти не столь велика в сравнении с признанием государственной  власти народом, т.е. легитимностью  государственной власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание  ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

 

4. Единство государственной власти  и разделение властей

 

Одной из важнейших  проблем, относящихся к организации  государственной власти, в течение  нескольких столетий является вопрос о единстве и разделении властей.

Разделение  власти — одно из принципиальных условий  и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Разделение  власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства  и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой  рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках  или в одном институте и  потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два  следствия, вытекающие из этого двойственного  отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и  против её разделения, с одной стороны  и стремление упорядочить отношения  разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих  философов (Аристотель, Полибий). Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве  он был сформулирован Д. Локком и  развит впоследствии Ш. Монтескье. При  этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к ее оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640–1648гг.) и, впоследствии, во Франции (1789–1794гг.).

В статье 10 Конституции  Российской Федерации установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны".

Сама по себе концепция разделения властей призвана служить целям демократии в государственном  управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Однако опыт большинства современных  государств, где принята эта концепция, свидетельствует, что успешное функционирование ветвей власти невозможно без их взаимозависимости  и взаимодействия. Поэтому современная  концепция организационно-правовой структуры власти все чаще получает новое звучание: единство, разделение, взаимный контроль и взаимодействие властей. Такая постановка вопроса все чаще находит свое отражение в нормах новых конституций, хотя в качестве общего принципа она почти негде не зафиксирована в четкой формулировке.

Теория единства государственной власти и разделения властей предполагает, что государственная  власть едина в том смысле, что  она осуществляется государственным  аппаратом в целом и что  не существует нескольких конкурирующих  “государственных властей”. Но, во-первых, единую государственную власть осуществляют законодательные, исполнительные и судебные органы, во-вторых, по мере исторического развития государственности и права формируется определенный принцип взаимоотношений и кооперации этих органов, который называется разделением властей.

Единую государственную  власть осуществляет государственный  аппарат, который представляет собой  систему государственных органов. В рамках этой системы различаются  три подсистемы (относительно самостоятельные  и взаимодействующие), образующие законодательную, исполнительную и судебные ветви  аппарата государственной власти как  целого. В основе такого разделения труда лежит функциональная дифференцированность государственной власти. Обычно эту  функциональную дифференцированность объясняют как разделение труда  по государственному управлению. Имеется  в виду, что государственная власть функционально предназначена для  законотворчества, исполнения законов (принуждения к соблюдению законов) и правосудия. Рациональная организация  и разделение труда по государственному управлению порождают государственные  органы, обладающие разной компетенцией: есть органы, которые устанавливают  общеобязательные нормы, органы, которые  управляют в соответствии с этими  нормами, и органы, которые в соответствии с этими нормами решают споры  о праве.

Концепция единой государственной власти, отрицающей разделение властей характерна для  диктаторских режимов Нового времени, особенно для тоталитарных диктатур XX в. По этой идеологии власть принадлежит  одному коллективному субъекту - нации, народу, политически господствующему  классу, “трудящимся” и т.п., и этот субъект ее ни с кем не делит (социальное единство власти). От имени этого  народа власть осуществляется иерархической  системой органов, в рамках которой  может быть только разделение труда, но не разграничение компетенции (организационное  единство власти). Имеется в виду, что в единой иерархической системе  есть высший властный орган, получающий свои полномочия как бы непосредственно  от народа, а все остальные органы получают свои полномочия от этого  высшего органа, подотчетны ему и  подконтрольны.

Разновидностью  такой идеологии являлась концепция  системы Советов, официально принятая в СССР. С точки зрения этой концепции  “органами управления государственной  власти” являются только Советы депутатов, вся полнота власти принадлежит системе Советов, включающей в себя верховный и местный Советы. Все остальные органы, создаваемые “Советской властью”, не считаются органами государственной власти” и делятся на органы государственного управления, суды и прокуратуру.

Рассмотренная конструкция отрицает ценность разделения властей исходя из ложной посылки, что  существует некая “власть народа”, которая сама по себе представляет абсолютное политическое благо.

 

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены особенности  государственной власти. Мы рассмотрели  понятие государственной власти, ее понятие, признаки, формы и способы ее осуществления. Анализ всего вышеперечисленного позволяет сделать вывод о том, что политическая или – что одно и то же – государственная власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, то есть проводиться от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Исследование  природы государственной власти показало, что государственность  должна оставаться основной ценностью  гражданина России. С твердой государственной  властью он связывает надежды  на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных  отношений.

Рассматривая  вопрос о соотношении терминов «политическая  власть», мы пришли к выводу, что политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная. На наш взгляд, проводить некую черту между этими понятиями возможно, но полностью противопоставлять эти термины вряд ли можно.

Обобщая основные, характерные черты государственной  власти мы пришли к выводам, что ей присущи следующие признаки: классовый  характер, опора на возможность государственного принуждения, не совпадает ее непосредственно с населением, учреждение государственной власти сообразуется с разделением населения по территориальному признаку. По сути, признаками государственной власти можно считать и то, что она является высшей, единой и неделимой, не может допустить конкуренции другой власти в отношении тех же лиц в пределах территории государства, она способна сделать свою волю мотивом поведения других лиц.

Одним из важнейших  вопросов является и соотношение  законодательной, исполнительной и  судебной власти, а также действительно  действующая система сдержек  и противовесов. Особенно это актуально  для современной России, которая  в середине 80-х годов XX века вступила в период реформ, которые коснулись  всех сфер жизни общества. На наших  глазах изменились многие принципы жизни  общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Одной из базовых  концепций построения нового государства  стала теория разделения властей, которая  была закреплена в Конституции.

Правильное  использование методов убеждения  и принуждения органами государственного управления обеспечивает эффективность  управленческой деятельности, незыблемость правопорядка, общественного и государственного строя, способствует успешному строительству  экономически развитого федеративного  государства, достижению политической и общественной стабильности, оперативной и согласованной деятельности всех уровней власти.

Среди важных предпосылок серьезного улучшения  функционирования государственной  власти и повышения эффективности  ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:

 

- повышение эффективности законодательного  процесса;

 

- усиление результативности в  реализации принятых законов;

 

- повышение взаимодействия между  различными ветвями власти;

 

- совершенствование законодательной  техники и планирования;

 

- всестороннее расширение связей  между депутатами и избирателями;

 

-дальнейшее развитие и обновление  всей законодательной базы Российского  государства и общества.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации

 

  1. Талянина Л.Н. Разделение властей в государстве // Государственная власть и местное самоуправление: практический и информационный журнал. - 2003. - №5.- С. 6-7.

 

  1. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалова.- М.: Норма, 2004.- 496 с.

 

  1.  Чечулина А. А. Сущность государственной власти: основные подходы // Право и политика. - 2001. - №10. – С. 46 – 51.

 

  1. Т. Н. Рядько. Хрестоматия по теории государства и права. М.: ЮНИТИ, 2005. – 391 с.

 

  1. Кочетков А.В. Эффективность системы государственной власти // Власть. - 2008. - № 5. – С. 13-17.

 

  1.  Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2005. – 218 с.

 

  1. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М, Юрист, 2007. - 591 с.

 

  1. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. – 421 с.

 

  1. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть; C. 203

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«_____»_____________2012г.                                              _________________                 

 


Информация о работе Государственная власть: понятие и виды