Государственная власть: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение государственной власти и ее особенностей. Актуальность настоящей работы обусловлена с одной стороны большим интересом к теме «Понятие и особенности государственной власти» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Почти весь объем внимания ученого сообщества достается политической, государственной власти, в связи, с чем складывается впечатление, что это единственное и всепроникающее властное явление. Остальные виды власти остаются в тени и их изучение гораздо менее востребовано в научно - исследовательском плане. Я перед собой ставлю задачу исследования понятий и видов социальной власти, особенностей государственной власти, соединения и разделения властей. При этом объектом исследования в моей курсовой работе являются понятия и признаки государственной власти, а предметом исследования - методы осуществления государственной власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Особенности государственной власти 4
1.1 Понятие и признаки государственной власти 4
1.2 Виды государственной власти и их взаимосвязь 7
1.3 Формы и способы осуществления государственной власти 9
2. Понятие и виды социальной власти 14
3. Легализация и легитимация государственной власти 16
4. Единство государственной власти и разделение властей 21
Заключение 24
Список литературы 26

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТГП 2012.docx

— 74.96 Кб (Скачать файл)

Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает госбюджет, принимает законы, контролирует их исполнение. Законы обязательны для всех исполнительных органов власти и граждан. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Законодательные органы находятся под контролем избирателей посредством системы народного представительства и свободных демократических выборов и в системе с другими органами власти - судебными и исполнительными.

Исполнительная власть по сравнению с законодательной отличается большим динамизмом, восприимчивостью к общественной жизни. Исполнительную власть осуществляет правительство, которое решает множество вопросов, в том числе в сфере хозяйствования, планирования, культуры, образования, финансирования, обеспечения повседневного быта и нужд населения и т.д. Особенность состоит в том, что исполнительная власть на только исполняет законы, но и сама издаёт нормативные акты или выступает с законодательной инициативой.

Еще одна особенность этой власти проявляется в том, что при всем желании ее функции невозможно вместить даже в такие обширные понятия, как исполнение законов и правоприменение. Отличительная черта ее состоит в том, что она осуществляет свою деятельность преимущественно «за закрытыми дверями». В силу этого обстоятельства, при отсутствии надлежащих сдержек, исполнительная власть неизбежно подминает под себя и законодательную власть, и судебную. Чтобы не допустить этого, нужны особые меры.

 Исполнительная власть должна быть основана на законе и работать в рамках закона. Она не имеет права присваивать себе полномочия и требовать от граждан исполнения каких-либо обязанностей, если это не предусмотрено законом. Ее сдерживание достигается посредством регулярной подотчетности и ответственности перед народным представительством, которое имеет право контроля над деятельностью исполнительной власти.

Судебная  власть включает учреждения, которые представляют самостоятельную структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение к ней в обществе, направления ее развития оказывают существенное воздействие на все стороны жизни общества. Каждый человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение в судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами – норма правового государства. В принципе, суд не является репрессивным органом, ибо он призван быть защитником права, пресекая правонарушения.

Судебная  власть воздействует на законодательную  и исполнительную. Законодательная  власть контролируется через систему  судов (Верховный суд, Конституционный  суд). Так, с помощью Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность  не только подзаконных актов, но и  самих законов.

Государственная власть имеет возможность законно  применять принуждение. Государственная  власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

Государственная власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все  органы связаны между собой иерархической  соподчиненностью. Это внешняя сторона  структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов  и должностных лиц, связанных  между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов  государства означает внутреннюю сторону  структурированности государственной  власти.

Государственная власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у  иных властей (право, законодательство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, полицию, внутренние войска и т. д.).

Государственная власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет (подробнее об этом - при характеристике легитимности государственной власти).

Государственная власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор  общественных отношений. Именно этим государственная  власть и отличается от других видов  социальной власти.

 

1.3 Формы и способы осуществления государственной власти

 

Понятие формы  правления объясняет, из каких основных институтов складывается организация  государственной власти, как они  формируются и как они взаимодействуют  друг с другом. По форме правления, прежде всего, различаются монархии и республики.

В монархии высшие полномочия государственной  власти (реальные или номинальные) приобретаются  единоличным правителем обычно по наследству и осуществляются, как правило, пожизненно. Но династический принцип наследования короны соблюдается не всегда:

 

- династии могут меняться в  результате захвата силы,

 

- известны выборные монархии, в  которых судьбу короны решала  аристократия.

 

Власть монарха (и сам институт монархии) легитимируется ее божественным происхождением. Даже в номинальной монархии монарх не подлежит юридической ответственности. Монарх, осуществляющий реальные властные полномочия, не несет законной политической ответственности за свою деятельность.

Монархии  подразделяются на абсолютные и конституционные.

 Конституционные монархии, в свою очередь, подразделяются на дуалистические и парламентские.

В республике высшие полномочия государственной  власти осуществляются должностными лицами (президентом, депутатами парламента и  т.д.), избираемыми на определенный срок. Признаки реальной республики - это  выборность, коллегиальность одного или нескольких высших государственных  органов, законность, краткосрочность  легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.

Для современных развитых государств характерны три формы правления: президентская республика, парламентская форма правления, смешанная (полупрезидентская) республика.

Республики  подразделяются на президентские, парламентские  и смешанные.

Россия по Конституции 1993 г. похожа на смешанную республику, но у Президента существенно больше полномочий, чем, например, у французского. Президент РФ – это, прежде всего, конституционно-правовой институт исполнительной власти. Он обладает решающими полномочиями в сфере исполнительной власти, в сравнении с которыми фигура премьер-министра оказывается слабой и зависимой. Он формирует правительство РФ и самостоятельно принимает решение об отставке Правительства, непосредственно руководит деятельностью важнейших федеральных министерств и ведомств, является верховным главнокомандующим. Но у Президента РФ есть конституционные полномочия, выводящие его власть за границы исполнительной власти, нарушающие баланс законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия Президента РФ в области законодательной власти включают в себя: право законодательной инициативы; право издавать указы по любым вопросам, не урегулированным законом, т.е. неподзаконные указы; право отлагательного вето в отношении федеральных законов. В совокупности эти полномочия создают конкурирующую нормотворческую компетенцию парламента и Президента РФ.

Способы осуществления  государственной власти объясняет  понятие “государственный режим”. Это категория, выражающая меру и  характер участия субъектов государственного обобщения (граждан и подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти. Различаются режимы авторитарные (диктаторские) и демократические.

Авторитаризм  означает такой способ публично-властного, государственного управления общественными  отношениями, при котором сигналы  обратной связи, показывающие реакцию  общества на управление, блокируются  и не воспринимаются организацией власти. В условиях авторитаризма нет  свободы выражения мнений, свободных  выборов, свободы объединений и  других политических свобод (либо они  существенно ограничены). Здесь нет  легальных оппозиционных политических партий, неконтролируемых властью профсоюзов либо власть чинит препятствия деятельности оппозиционных организаций. Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

Жесткие авторитарные государственные режимы не следует  путать с тоталитарными режимами - коммунистическим (социалистическим), национал-социалистическим, фашистским и т.д.

Тоталитаризм - это не просто крайний вариант  авторитаризма. Это разновидность  деспотии. Деспотия - ничем не ограниченная власть, власть над несвободными, опирающаяся на насилие или угрозу его применения. При тоталитаризме нет никакой свободы - политической, экономической, духовной и т.д. Этот режим создает общество, основанное на внеэкономическом, т.е. чисто силовом, принуждении.

Демократия  в современном смысле этого понятия  означает формально равное участие  полноправных граждан в формировании и осуществлении государственной  власти. Принцип демократии - это  формальное равенство в политике, формальное равенство политических идеологий и объединений, партий, формально равная для всех субъектов  государственно-правового общения  возможность участвовать в формировании государственной воли.

Признаком современной  демократии, прежде всего, являются политические свободы - идеологический и политический плюрализм, многопартийность, свобода выражения мнений, свобода средств массовой информации, свободы объединений, собраний и манифестаций, всеобщее и равное избирательное право, право петиций. В условиях демократии регулярно проводятся свободные выборы высших государственных органов, т.е. избираемые органы несут политическую ответственность перед избирателями. К участию в выборах допускаются все полноправные граждане и их объединения, за исключением тех, кто преследует цель свержения демократического режима и установления диктатуры, а также иные антиправовые цели.

Принято различать  непосредственную (прямую) и представительную форму демократии.

 

 Обычно демократию объясняют как “народовластие”. Имеется в виду народ как некий абстрактный субъект власти. Власть демократическая претендует на выражение воли народа. Но реально в современном демократическом государстве нет никакой “власти народа”, тем более “непосредственной власти народа”, а есть демократически организованная государственная власть.

 

В действительности в плюралистической демократии источником власти является не народ (абстрактное  коллективное целое), а большинство (часто относительное большинство) политически активных граждан, участвующих  в формировании государственной  власти и составляющих меньшинство  народа. На выборах высших органов  государственной власти конкурируют  партии, за которыми стоят организованные группы, каждая из которых представляет интересы части народа - нередко  очень малой части. Побеждают  на выборах партии, имеющие большие  ресурсы влияния на избирателей. Электорат победившей партии обычно составляет меньшинство народа, но правящая элита всегда утверждает, что она получила власть “от народа”  или “по воле народа”.

 

Таким образом, выборы - это государственно-организованный процесс избрания представительных органов. Это участие в формировании государственной власти, а не осуществлении “власти народа”.

Широкое использование  начал выборности при формировании органов государственной власти и местного самоуправления привело  к активному развитию избирательной  системы в Российской Федерации, избирательного законодательства и  соответствующей практики.

 

Однако большой  и пока не решенной проблемой у  нас остается то, что “избирательная система превращается у нас в  средство порождения и воспроизводства  коррупции”. При отсутствии у государства  достаточных средств на выборы избирательные  кампании финансируются главным  образом из частных источников. Выборы превратились в состязания денежных мешков. Представители капитала поддерживают кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной  власти и местного самоуправления, а то и сами рвутся во власть.

Деньги тратят небескорыстно. От победителя ждут адекватных ответных действий. Идет искусная игра. Внешне надо разыгрывать перед избирателями пламенного борца за их чаяния, на деле же - обеспечивать покровителям безопасность и всякие блага.

 

Сегодня у  депутатов и выборных должностных  лиц остались лишь права, а юридических  обязанностей перед избирателями нет. Многие депутаты и выборные должностные  лица не справляются со своими обязанностями, а депутаты нередко попросту бездельничают, пользуясь мандатом в корыстных целях.

Под ответственностью депутата стоит понимать не столько  санкции, сколько осознание каждым избранником своего долга перед  народом. Но должна существовать и угроза досрочной утраты мандата. Это будет  стимулировать и участие избирателей в выборах.

Информация о работе Государственная власть: понятие и виды