Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа
Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время в России, является поддержка образования. Другими словами, образование - не на словах, а на деле - является государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Это предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным и притом динамично меняющимся потребностям граждан и работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.
Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере образования
Сущность, виды, механизмы государственного управления в сфере образования
Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования
Проблемы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации в целом
Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования
2.1. Анализ основных тенденций развития государственного управления в сфере образования Тюменской области
2.2. Система управления сферой образования в Тюменской области
2.3. Основные направления развития образования в Тюменской области
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере образования
Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования
2.1. Анализ основных
тенденций развития
2.2. Система управления сферой образования в Тюменской области
2.3. Основные направления развития образования в Тюменской области
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из национальных проектов,
реализуемых в настоящее время
в России, является поддержка образования.
Другими словами, образование - не на
словах, а на деле - является государственным
приоритетом. Государство заинтересовано
в достижении современного качества
образования и его всеобщей доступности.
Это предполагает широкий и гибкий
спектр образовательных услуг, отвечающих
самым разным и притом динамично
меняющимся потребностям граждан и
работодателей, возможность выбора
необходимых образовательных
Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.
В настоящее время наша страна находится на пути коренных изменений политической и экономической организации общества. Мы стремимся к формированию гражданского общества и установлению рыночных отношений во всех сферах хозяйственной деятельности. Исключением не должна стать и система образования.
Степень разработанности проблемы. Теории и практике управления образованием посвящены работы ученых А.П. Егоршина, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.И. Зверевой, В.А. Караковского, В.Ю. Кричевского, Р.Х. Шакурова, Т.И. Шамовой и др. Необходимость совершенствования управления социально-педагогическими системами в современной России рассмотрена в трудах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова и др.
Цель курсовой работы состоит в проведении анализа государственного управления сферой образования в РФ и Тюменской области.
Достижение указанной
цели предусматривает решение
выявить особенности законодательных
и организационных основ
охарактеризовать особенности управления образованием в Тюменской области;
проанализировать
Методологической и
Объект исследования - процесс управления образованием в Российской Федерации.
Предмет исследования - анализ управления государственными образовательными учреждениями.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана степень научной новизны, практическая значимость выполненной работы. В первой главе работы изучены законодательные и организационные основы управления сферой образования РФ. Во второй главе проведен анализ управления образованием в Тюменской области.
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере образования
Образование - это процесс получения знаний за счет централизованного обучения группы людей в течение определенного периода времени. Благодаря образованию люди могут перенять огромный опыт знаний и умений накопленный цивилизацией за все время развития.
В Законе Российской Федерации "Об образовании" под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Достижение определенного образовательного ценза удостоверяется соответствующим документом. [1]
Статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого гражданина на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:
Управление - целенаправленное воздействие на педагогический коллектив образовательного учреждения и студентов (учащихся), осуществляемое с целью реализации образовательных программ, обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся на уровне современных требований.
Российская модель управления образованием обусловлена особенностями государственного устройства России – федеративным характером отношений между центром и регионами, а также выведением местного самоуправления за пределы государственного аппарата. [2]
С одной стороны концепция
управления образованием учитывает
наличие трех самостоятельных и
взаимосвязанных уровней –
Многочисленные полномочия
федеральных органов
Первую группу составляют полномочия по формированию государственной политики и нормативно-правовому урегулированию в области образования. К ним относятся: разработка и реализация государственной политики в области образования; принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области образования; установления порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования.
Вторая группа объединяет
полномочия по реализации государственной
политики в области образования,
к которым относятся
Одна из наиболее объемных
групп полномочий федеральных органов
государственной власти – полномочия
по регулированию основных элементов
системы образования в
Эти полномочия касаются, прежде
всего, регулирования различных
вопросов содержания образования. Речь
идет об утверждении федеральных
государственных
Отдельным элементом образовательной системы является управление в сфере образования. К Федеральным полномочиям в этой сфере относятся: формирование федеральных органов управления образованием, а также создание и ведение федеральных баз данных в сфере образования. Федеральные органы осуществляют надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования. [3]
Областная программа развития образования до 2020 года
Областная система
образования
Население
Финансовые ресурсы
Баланс спроса и предложения
на областном рынке
Экономика
(субъекты хозяйствования)
Оценки качества образовательных услуг
Маркетинговые исследования на областном рынке труда
Областная программа индустриально-
Баланс спроса и предложения специалистов на областном рынке труда
Областная служба занятости
Оценки экономической
Областной бюджет
Областной департамент образования
Министерство образования и науки РФ
Федеральный бюджет
Маркетинг на рынке образовательных услуг
Государственная программа развития образования в РФ до 2020 года
Рисунок 1. Схема организации управления развитием областной системы образования
1.2. Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования
Президент России Владимир Путин подписал закон "Об образовании в Российской Федерации" - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Этот закон начнет действовать с 1-го сентября 2013 года. [4]
Федеральным законом № 122-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (статья 16), в Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (статья 54), в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (статья 78), в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (статья 81), в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 105), в Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (статья 123), регулирующие отношения в сфере образования. [6], [7]
Анализ внесенных изменений
позволяет судить о значительном
расширении полномочий субъектов Российской
Федерации не только по предоставлению
начального и среднего профессионального
образования, но и в части организации
общего образования. Это касается вопросов
установления организационно-правовой
формы образовательных
В связи с внесенными изменениями и расширением полномочий субъектов Российской Федерации в регионах необходимо было подготовить и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию полномочий в сфере образования. Такая работа была проведена и в Уральском федеральном округе работа. Так, например, в соответствии со статьями 16, 78, 81, 123 и 125 Федерального закона № 122-ФЗ в Уральском федеральном округе подготовлено более 100 нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения в сфере образования.[5]
Информация о работе Государственное и муниципальное управление в образовании