Государственное и муниципальное управление в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время в России, является поддержка образования. Другими словами, образование - не на словах, а на деле - является государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Это предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным и притом динамично меняющимся потребностям граждан и работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.
Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере образования
Сущность, виды, механизмы государственного управления в сфере образования
Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования
Проблемы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации в целом
Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования
2.1. Анализ основных тенденций развития государственного управления в сфере образования Тюменской области
2.2. Система управления сферой образования в Тюменской области
2.3. Основные направления развития образования в Тюменской области
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по Теор.и мех ГУ.docx

— 95.31 Кб (Скачать файл)

       7.  Местные  (муниципальные) органы управления  образованием  не

   вправе  самостоятельно  принимать к  своему  рассмотрению  вопросы,

   отнесенные   к   компетенции  государственных   органов   управления

   образованием.

   (в ред. Закона  Тюменской области от 05.07.2001 N 362)

       8.  Отдельные   полномочия  в  сфере  образования,  входящие   в

   компетенцию органов  государственной власти области,  могут  быть  по

   закону переданы в компетенцию муниципальных образований.

   (пункт 7 в ред. Законов Тюменской области от 13.01.2001 N 249,  от

   05.07.2001 N 362) [14]

 

 2.3.  Основные направления развития образования в Тюменской области

 

В соответствии с программно-целевым  механизмом управления основные направления  развития общего образования, определённые в национальной образовательной  инициативе «Наша новая школа», Плане  действий по модернизации, а также  ключевые мероприятия приоритетного  национального проекта «Образование»  и Федеральной целевой программы  развития образования находят прямое отражение в формировании и реализации долгосрочной целевой программы  «Основные направления развития образования и науки Тюменской  области», которая постоянно корректируется с учётом анализа, полученных результатов и необходимостью решения текущих и перспективных задач, выдвигаемых системе образования. [15]

Среди приоритетных направлений  работы можно назвать.

• Переход на новые образовательные стандарты

В целях введения новых  ФГОС во всех школах области разработаны  образовательные программы, все  руководители и заместители руководителей  школ, учителя первых классов прошли курсовые мероприятия по вопросам внедрения  стандартов, была проведена информационно-разъяснительная  работа с родителями, созданы условия  для реализации различных направлений  внеурочной занятости учащихся с  учётом опыта апробации, который  позволили наработать школы-пилотные площадки, созданные во всех муниципальных образованиях юга области. Во всех школах имеется необходимое учебное оборудование.

В результате с 1 сентября 2011 года все учащиеся первых классов  области (более 16,5 тыс. чел.) приступили к обучению по новым образовательным стандартам.

• Совершенствование работы с одарёнными и талантливыми детьми

Благодаря внедрению диагностики  раннего выявления одаренности  и мониторинга эффективности  работы образовательных учреждений по выявлению и развитию одарённых  детей, в области сложилась многоаспектная система поддержки талантливой  молодежи. [15]

Главными приоритетами в  системе работы по поиску и поддержке  талантливых детей и молодёжи являются:

- обеспечение равного  доступа к ресурсам дополнительного  образования для всех детей  независимо от места жительства, социального благополучия и состояния  здоровья;

- внедрение механизмов  взаимодействия и интеграции  деятельности всех субъектов  в части развития талантов  детей и молодёжи, направленных  на формирование инфраструктуры  системы образования и воспитания  как единой образовательной среды;

- стимулирование творческой  активности подрастающего поколения  и дальнейшего применения проявленных  способностей и талантов на  практике.

В настоящее время департаментом  образования и науки разработана  концепция создания специализированных учреждений для работы с одаренными детьми. В основе концепции лежат  принципы:

- обучение и развитие  школьников в режиме «полного  дня»;

- тесное сотрудничество  школ с учреждениями высшего  профессионального образования,  научно-исследовательскими центрами  с использованием материально-технического  и кадрового потенциала;

- организация сетевого  взаимодействия, в том числе дистанционного, очно-заочного обучения учащихся  из других школ области;

- реализация учащимися  практико-ориентированных разработок, «полевых» исследований, мультимедийных  проектов, включая участие во  всероссийских и международных  конференциях, конкурсах, форумах,  олимпиадах. [7]

• Сохранения и укрепление здоровья школьников

Главными направлениями  работы по сохранению и укреплению здоровья школьников являются: внедрение  здоровьесберегающих технологий, организация школьного питания и медицинского сопровождения учащихся, повышение квалификации педагогических работников по вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. [15]

• Развитие школьной инфраструктуры

В рамках развития школьной инфраструктуры в области развивается  система интегрированного обучения детей-инвалидов, в том числе с  использованием дистанционных форм. В 2011-2012 учебном году дистанционными формами обучения охвачено 180 детей  из 20 муниципальных образований  области.

Для детей данной категории  расширяются возможности социализации в обществе и адаптации в среде  сверстников, становится доступным  широкий спектр образовательных  услуг, создается безбарьерная образовательная среда, предусматривающая не только оснащение школ специальным оборудованием и техническими средствами, но и создание комфортных психологических условий для развития особого ребёнка в среде сверстников.

Работа по созданию современных  безопасных и комфортных условий  обучения носит комплексный и  планомерный характер. Исходя из анализа  потребностей, в области активно  проводится работа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту школ. Проводится системная работа по развитию материально-технической  базы школ, оснащению школ современным  компьютерным, интерактивным оборудованием. Отличительной особенностью новых  школ является обеспечение в них  беспрепятственной среды для  маломобильных групп населения, а также возможность функционирования школы как социокультурного центра.

Ведется реконструкция и  строительство школьных спортивных залов, кортов, современных комплексных  спортивных площадок. Меняется внутренний и внешний облик современных  школ, дополнительно подчеркивающий их значимость как социального института.

• Расширение самостоятельности школ

К 2010 году все муниципальные  учреждения дошкольного, дополнительного  образования детей и учреждения начального и среднего профессионального  образования, подведомственные департаменту образования и науки, перешли  в статус автономных. С целью расширения самостоятельности школ в области  проведена организационная работа, по итогам которой в статус автономных учреждений переведено 88% школ.

Важным фактором повышения  результативности работы отрасли стало  взаимодействие образовательных учреждений и общественности. Основными организационными формами государственно-общественного  управления в сфере общего образования  являются созданные во всех школах (100%) Управляющие советы, деятельность которых способствует:

- целенаправленному формированию  социального заказа системе образования;

- повышению роли общественных  институтов в развитии образовательной  системы региона;

- объективной оценке результатов  деятельности педагогов и образовательных  учреждений.

Достижению институциональных  изменений в отрасли способствовал  комплексный подход к реализации ключевых системных преобразований, который позволил сформировать и  внедрить в практику работы всех образовательных  учреждений необходимый набор организационных  и финансовых механизмов деятельности, а именно:

- программно-целевой метод  управления, ориентированный на  бюджетирование по результатам  деятельности;

- отраслевая система оплаты  труда и нормативное подушевое финансирование учреждений;

- отраслевой мониторинг  результативности работы и эффективности  использования материально-технических  и кадровых ресурсов;

- внедрение региональной  системы оценки качества образования;

- стимулирование деятельности  органов государственно-общественного  управления и независимой оценки  качества образования;

- введение единой диагностики  уровня развития профессиональных  компетенций педагогов, позволяющей  формировать индивидуальные траектории  непрерывного повышения квалификации  педагогов;

- постоянное расширение  социального пакета педагогов.

В рамках реализации Федерального закона №83-ФЗ в регионе наработан  опыт автономного функционирования учреждений образования. Процесс автономизации  учреждений позволил:

- создать основные элементы  реальной конкурентной среды, 

- расширить спектр и  повысить качество предоставляемых  услуг, 

- более рационально использовать  имеющиеся материально-технические  и кадровые ресурсы, 

- привлечь общественные  структуры к управлению финансово-хозяйственной  и организационной деятельностью  учреждения,

- активизировать предоставление  дополнительных услуг населению  и увеличить внебюджетную долю  финансового обеспечения образовательного  процесса.

В целом, управление образовательными организациями стало более мобильным  и результативным, ориентированным  на социальный заказ.

Учреждения получили возможность  оперативного распоряжения имеющимися ресурсами и смогли повысить управленческую эффективность за счёт внедрения  механизмов тесного взаимодействия и функционального взаимодополнения Управляющих и Наблюдательных советов. [15]

 

Заключение

 

Видение региональной системы  общего образования заключается  в выдвижении в качестве стратегической цели создание к 2020 году модели образовательной  системы, ориентированной на непрерывное  перспективное развитие образовательных  учреждений в соответствии с потребностями  общества и требованиями инновационного развития экономики региона.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- модернизация институтов  образования как инструментов  социального развития, основанных  на механизмах участия потребителей  и общественных институтов в  формировании заказа системе  образования и последующем контроле  и оценке качества образования  и востребованности образовательных  услуг;

- обеспечение в каждой  школе всех требований новых  стандартов к ресурсному, кадровому,  организационно-методическому сопровождению  образовательного процесса и  полного спектра реализуемых  форм, методов и технологий образования  в зависимости от индивидуальных  запросов всех категорий обучающихся;

- развитие социальной  инфраструктуры, необходимой для  обеспечения доступности качественного  и непрерывного образования граждан  («образование через всю жизнь»);

- перспективное развитие  финансово-экономических механизмов в сфере общего образования. [15]

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Российское образование. Федеральный портал http://www.edu.ru
  2. Трошкина Т.Н. Понятие и структура образовательного правоотношения
  3. Новиков В.Г. Региональное управление образованием как система: опыт, проблемы, перспективы
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  5. Государственные и муниципальные услуги в Тюменской области http://uslugi.admtyumen.ru
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 521 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8.
  7. Официальный сайт Администрация города Тюмени http://www.tyumen-city.ru/
  8. Ведомости СНД и ВС РФ.1992. № 30. Ст. 1797
  9. Александрова О.А. Образование: доступность или качество - последствия выбора//Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 2. - С. 83-93.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636

"О структуре федеральных  органов исполнительной власти"

  1.   Евдокимова В.В. Правовые акты в сфере управления образованием: недостатки и вопросы совершенствования//Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. - 2008. - № 8. - С. 32-39.
  2. Кожевников О.А. Проблемы несовершенства правового регулирования государственного контроля и надзора в сфере образования//Право и образование. - 2007. - № 10. - С. 4-10.
  3. КОНЦЕПЦИЯ развития воспитания в системе образования Тюменской области на период 2012 - 2016 г.г.
  4. Закон тюменской области от 22.07.98 n 45 об основах функционирования образовательной системы в тюменской области (принят тюменской областной думой 09.07.98)
  5. Комплекс мер по модернизации общего образования Тюменской области в 2012 году

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в образовании