Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа
Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время в России, является поддержка образования. Другими словами, образование - не на словах, а на деле - является государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Это предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным и притом динамично меняющимся потребностям граждан и работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.
Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере образования
Сущность, виды, механизмы государственного управления в сфере образования
Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования
Проблемы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации в целом
Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования
2.1. Анализ основных тенденций развития государственного управления в сфере образования Тюменской области
2.2. Система управления сферой образования в Тюменской области
2.3. Основные направления развития образования в Тюменской области
Заключение
Список литературы
Если раньше образовательные
учреждения были полностью административно
подчинены государственным
Государственные органы управления
образованием все больше выступают
в роли покупателей услуг
Реализация всех вышеназванных
направлений повышения
Проблемы перехода на нормативно - подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений.
Разработка соответствующих
нормативных правовых актов и
их принятие, а также проводимая
реформа бюджетного сектора должны
способствовать решению данного
вопроса. Введение в современных
условиях условия механизма нормативно-
Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования
2.1. Анализ основных
тенденций развития
Сеть учреждений системы
образования в Тюменской
- учреждения общего образования – 561 (включая негосударственные школы), в которых обучается 144 963 учащихся;
- детские дома – 4, где воспитываются 201 человек;
- школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья – 3, где обучается 229 человека;
- учреждения, оказывающие услуги дошкольного образования – 632, где общий охват детей составляет 74 547 человек;
- учреждения начального профессионального образования – 18, где контингент обучающихся составляет 11,3 тыс. человек;
- учреждения среднего профессионального образования – 20, где контингент обучающихся составляет 22,5 тыс. человек;
- учреждения высшего профессионального образования – 9 с общим охватом студентов 83 461 человек.
На начало 2011 года численность детей (от 0 лет) и подростков (до 18 лет включительно) составила 286 577 человек (без автономных округов). Именно эта категория населения области пользуется услугами учреждений дошкольного, среднего, специального (коррекционного) и дополнительного образования. Численность молодежи в возрасте 18–29 лет составила 306 162 человека. Доля детей и подростков (от 0 до 18 лет включительно) в общей численности населения ежегодно снижается: 2008 год – 21,7%, 2009-й – 21,4%, 2010-й – 21,3%.
В настоящее время во всех
общеобразовательных
- художественно-эстетическое – 41,1%,
- физкультурно-оздоровительное – 39,5%,
- естественнонаучное направление – 13,0%,
- военно-патриотическое – 7,5%,
- социально-педагогическое и культурологическое – 6%,
- прочие (научно-техническое, социально-экономическое, экобиоло¬гическое) – 4,9%.
Тюменская область относится
к числу наиболее благополучных
регионов по ведущим показателям
развития экономики и социальной
сферы. Приоритетным в социальной политике
является курс на современное качество
жизни человека, что должно расширить
доступность услуг по сохранению
здоровья, образованию, жилищному обустройству,
социальной поддержке, удовлетворению
культурных запросов населения. Система
комплексных программных
Достижение современного качества образования и воспитания как его ядра, требует скоординированности действий всех субъектов и уровней управления. Комплексные, межведомственные мероприятия в рамках областных целевых программ и проектов, направленные на воспитание социально ответственной личности, объединяют ресурсы всех ведомств социальной сферы – образования, здравоохранения, молодежной политики, физической культуры, социальной защиты населения. В общественном плане важно то, что в процесс управления и контроля за качеством предоставляемых социальных услуг вовлечено гражданское общество:
Сегодня развитие системы воспитания включает:
Данный комплекс мер по развитию системы воспитания позволит усилить взаимодействие органов управления образованием, образовательных учреждений, учреждений системы дополнительного образования детей, в целях воспитания детей и молодежи. Это будет способствовать целенаправленному формированию социального заказа системе образования; повышению роли общественных институтов в функционировании и развитии образовательной системы региона; формированию механизмов, обеспечивающих непрерывное включение общества в соуправление образовательными учреждениями; привлечению дополнительных средств для обеспечения доступного качественного образования; объективной оценке результатов деятельности педагогов и образовательных учреждений. [13]
2.2. Система управления сферой образования в Тюменской области
1. На территории области создаются и действуют:
-
государственный орган
создаваемый Губернатором области;
- местные (муниципальные) органы управления образованием,
которые могут создаваться по решению органов местного
самоуправления (их руководители назначаются и увольняются по
согласованию с
государственными органами
2. Государственный орган управления образованием обеспечивает
реализацию федеральной и региональной программ развития
образования в
области, государственных
с региональными компонентами и функционирование системы
образования в
области на уровне
3. Органы
управления образованием
несовершеннолетнему возможность обучаться на третьей ступени
образования: среднее (полное) общее образование.
(пункт 3 введен Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 362)
4. К компетенции государственного органа управления
образованием области, предусмотренной пунктом 5 статьи 37
Федерального закона "Об образовании", относятся:
(в ред. Законов Тюменской области от 13.01.2001 N 249, от
05.07.2001 N 362)
- создание на территории области своих подразделений с целью
контроля за исполнением федерального и областного законодательств
в сфере образования, а также оказание методической и
посреднической помощи
образовательным учреждениям
- определение и установление особенностей и порядка создания,
финансирования, реорганизации и ликвидации образовательных
учреждений в области;
- разработка национально-региональных компонентов
государственных образовательных стандартов;
- создание, реорганизация и ликвидация государственных
образовательных учреждений областного подчинения, учредителем и
представителем собственника которых является государственный орган
управления образованием области;
- организация подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров;
- издание правовых актов в форме приказов, инструкций,
положений за подписью руководителя.
5. Государственный орган управления образованием области вправе
контролировать исполнение законодательств Российской Федерации и
Тюменской области в сфере образования образовательными
учреждениями всех форм собственности, органами управления
образованием местного самоуправления на территории области, в том
числе бюджетную и финансовую дисциплину в системе образования, в
рамках своей компетенции, определенной действующим
законодательством и другими правовыми актами.
(в ред. Закона Тюменской области от 05.07.2001 N 362)
Полномочия
и компетенция
образованием области, кроме предоставленных законодательствами
Российской Федерации
и Тюменской области,
о нем.
6. Компетенция и ее разграничение в сфере образования между
органами местного самоуправления регулируются в порядке,
установленном уставом муниципального образования.
(в ред. Закона Тюменской области от 05.07.2001 N 362)
Информация о работе Государственное и муниципальное управление в образовании