Государственное и муниципальное управление в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время в России, является поддержка образования. Другими словами, образование - не на словах, а на деле - является государственным приоритетом. Государство заинтересовано в достижении современного качества образования и его всеобщей доступности. Это предполагает широкий и гибкий спектр образовательных услуг, отвечающих самым разным и притом динамично меняющимся потребностям граждан и работодателей, возможность выбора необходимых образовательных программ.
Важнейшее значение в достижении поставленных целей имеет эффективно выстроенная система управления образованием с четким разделением полномочий между уровнями власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного управления в сфере образования
Сущность, виды, механизмы государственного управления в сфере образования
Нормативно-правовые основы государственного управления в сфере образования
Проблемы государственного управления в сфере образования в Российской Федерации в целом
Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования
2.1. Анализ основных тенденций развития государственного управления в сфере образования Тюменской области
2.2. Система управления сферой образования в Тюменской области
2.3. Основные направления развития образования в Тюменской области
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по Теор.и мех ГУ.docx

— 95.31 Кб (Скачать файл)

Если раньше образовательные  учреждения были полностью административно  подчинены государственным органам  управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями  этих органов, то в настоящее время  в образовательной системе государство  способствует развитию автономии образовательных  учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной  системы и регулирования процессов  реализации этой стратегии. По отношению  к образовательным учреждениям  государство из непосредственного  руководителя активно превращается в заказчика и потребителя  образовательных услуг. [11]

Государственные органы управления образованием все больше выступают  в роли покупателей услуг образовательных  учреждений, функции этих органов  все больше перемещаются из сферы  производства образовательных услуг  в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг. Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования. [9]

Реализация всех вышеназванных  направлений повышения эффективности  управления системой образования невозможна без внедрения новых инструментов финансирования образовательной сферы. Существующий сегодня сметный порядок  бюджетного финансирования учебных  заведений во многом ограничивает возможности  и стимулы повышения качества услуг и эффективности их предоставления. В основу финансирования системы  образования должен быть положен  принцип «управления по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая  за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности. Применение индикативного управления по результатам позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств. Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования обуславливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно потребителю образовательной услуги по принципу «деньги следуют за учащимся».

Проблемы перехода на нормативно - подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений.

Разработка соответствующих  нормативных правовых актов и  их принятие, а также проводимая реформа бюджетного сектора должны способствовать решению данного  вопроса. Введение в современных  условиях условия механизма нормативно-подушевого финансирования позволит повысить эффективность использования совокупных ресурсов образовательных учреждений и системы образования в целом/. [9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ государственного управления в сфере образования 

     

2.1.     Анализ основных  тенденций развития государственного  управления в сфере образования  Тюменской области      

 

Сеть учреждений системы  образования в Тюменской области  на начало 2011/2012 учебного года представлена следующими учреждениями:

- учреждения общего образования – 561 (включая негосударственные школы), в которых обучается 144 963 учащихся;

- детские дома – 4, где воспитываются 201 человек;

- школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья – 3, где обучается 229 человека;

- учреждения, оказывающие услуги дошкольного образования – 632, где общий охват детей составляет 74 547 человек;

- учреждения начального профессионального образования – 18, где контингент обучающихся составляет 11,3 тыс. человек;

- учреждения среднего профессионального образования – 20, где контингент обучающихся составляет 22,5 тыс. человек;

- учреждения высшего профессионального образования – 9 с общим охватом студентов 83 461 человек.

На начало 2011 года численность  детей (от 0 лет) и подростков (до 18 лет  включительно) составила 286 577 человек (без автономных округов). Именно эта  категория населения области  пользуется услугами учреждений дошкольного, среднего, специального (коррекционного) и дополнительного образования. Численность молодежи в возрасте 18–29 лет составила 306 162 человека. Доля детей и подростков (от 0 до 18 лет  включительно) в общей численности  населения ежегодно снижается:  2008 год – 21,7%, 2009-й – 21,4%, 2010-й – 21,3%.

В настоящее время во всех общеобразовательных учреждениях  организована работа кружков и секций на базе школ. По данным мониторинга, на сегодняшний день сложилось следующее  соотношение по направлениям деятельности:

- художественно-эстетическое – 41,1%,

- физкультурно-оздоровительное – 39,5%, 

- естественнонаучное направление – 13,0%,

- военно-патриотическое – 7,5%,

- социально-педагогическое и культурологическое – 6%,

- прочие (научно-техническое, социально-экономическое, экобиоло¬гическое) – 4,9%.

Тюменская область относится  к числу наиболее благополучных  регионов по ведущим показателям  развития экономики и социальной сферы. Приоритетным в социальной политике является курс на современное качество жизни человека, что должно расширить  доступность услуг по сохранению здоровья, образованию, жилищному обустройству, социальной поддержке, удовлетворению культурных запросов населения. Система  комплексных программных мероприятий, последовательно реализуемых в  течение продолжительного периода  на территории области, позволила на основе межведомственного подхода  стабилизировать, а по многим показателям  улучшить характеристики образовательного процесса, выявив основные возможности  перспективного развития системы образования. [13]

Достижение современного качества образования и воспитания как его ядра, требует скоординированности действий всех субъектов и уровней управления. Комплексные, межведомственные мероприятия в рамках областных целевых программ и проектов, направленные на воспитание социально ответственной личности, объединяют ресурсы всех ведомств социальной сферы – образования, здравоохранения, молодежной политики, физической культуры, социальной защиты населения. В общественном плане важно то, что в процесс управления и контроля за качеством предоставляемых социальных услуг вовлечено гражданское общество:

  • на региональном уровне  -  Совет по образованию при Губернаторе области;
  •  на муниципальном уровне - Советы родительской общественности; Координационные советы; Советы по реализации приоритетного национального проекта «Образование»;
  • на школьном уровне - управляющие советы; попечительские советы; родительские комитеты; советы отцов и т.д.

Сегодня развитие системы  воспитания включает:

  • предоставление качественных образовательных услуг в образовательных учреждениях и учреждениях системы дополнительного образования;
  •  оказание научно-методической, психолого-педагогической и социальной поддержки педагогам и обучающимся, родителям;
  • профилактику неблагополучия ребенка и курс на развитие его потенциала;
  • воспитание детей на основе внедрения гуманистических воспитательных систем.

Данный комплекс мер по развитию системы воспитания позволит усилить  взаимодействие органов  управления образованием, образовательных  учреждений, учреждений системы дополнительного  образования детей, в целях воспитания детей и молодежи.  Это будет способствовать целенаправленному формированию социального заказа системе образования; повышению роли общественных институтов в функционировании и развитии образовательной системы региона; формированию механизмов, обеспечивающих непрерывное включение общества в соуправление образовательными учреждениями; привлечению дополнительных средств для обеспечения доступного качественного образования; объективной оценке результатов деятельности педагогов и образовательных учреждений. [13]

2.2. Система управления  сферой образования в Тюменской области 

 

1. На территории области  создаются и действуют:

       -   государственный  орган  управления  образованием   области,

   создаваемый Губернатором области;

       -   местные  (муниципальные)  органы  управления  образованием,

   которые    могут   создаваться   по   решению   органов    местного

   самоуправления  (их  руководители  назначаются  и  увольняются   по

   согласованию с  государственными органами управления  образованием).

       2.  Государственный  орган управления образованием  обеспечивает

   реализацию    федеральной   и   региональной   программ    развития

   образования  в  области, государственных образовательных   стандартов

   с    региональными   компонентами   и   функционирование    системы

   образования в  области на уровне государственных  нормативов.

       3.  Органы  управления образованием обязаны  обеспечить  каждому

   несовершеннолетнему   возможность  обучаться  на   третьей   ступени

   образования: среднее  (полное) общее образование.

   (пункт 3 введен  Законом Тюменской области от 05.07.2001 N 362)

       4.    К    компетенции   государственного   органа   управления

   образованием   области,  предусмотренной  пунктом   5   статьи   37

   Федерального закона "Об образовании", относятся:

   (в   ред.  Законов Тюменской области от  13.01.2001  N  249,  от

   05.07.2001 N 362)

       -  создание  на территории области своих  подразделений  с  целью

   контроля  за  исполнением федерального и областного законодательств

   в    сфере   образования,   а   также   оказание   методической   и

   посреднической помощи  образовательным учреждениям области;

       -  определение  и установление особенностей  и порядка  создания,

   финансирования,    реорганизации   и   ликвидации   образовательных

   учреждений в области;

       -      разработка     национально-региональных      компонентов

   государственных  образовательных стандартов;

       -   создание,   реорганизация   и  ликвидация   государственных

   образовательных   учреждений областного  подчинения,  учредителем  и

   представителем собственника которых является государственный орган

   управления образованием  области;

       -    организация   подготовки,   переподготовки   и   повышения

   квалификации педагогических  кадров;

       -   издание   правовых  актов   в  форме  приказов,  инструкций,

   положений за подписью  руководителя.

       5. Государственный  орган управления образованием  области вправе

   контролировать  исполнение  законодательств Российской  Федерации   и

   Тюменской    области    в   сфере   образования    образовательными

   учреждениями   всех   форм   собственности,   органами   управления

   образованием местного  самоуправления на территории  области,  в  том

   числе  бюджетную  и финансовую дисциплину в  системе  образования,  в

   рамках      своей     компетенции,     определенной     действующим

   законодательством  и другими правовыми актами.

   (в ред. Закона  Тюменской области от 05.07.2001 N 362)

       Полномочия  и  компетенция государственного  органа  управления

   образованием   области,  кроме  предоставленных  законодательствами

   Российской Федерации  и Тюменской области, закрепляются  в  положении

   о нем.

       6.  Компетенция   и  ее разграничение в сфере  образования  между

   органами    местного   самоуправления   регулируются   в   порядке,

   установленном уставом муниципального образования.

   (в ред. Закона  Тюменской области от 05.07.2001 N 362)

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в образовании