Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Цель работы рассмотреть государственное регулирование экономики.
Задачиработы:
- определить необходимость государственного регулирования экономики, его объекты и цели;
- определить функции государства в экономике;
- определить инструментарий государственного регулирования, его формы и методы.

Файлы: 1 файл

курчовая готовая.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные инструменты  и их роль в регулировании экономики  государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики  представлен в таблице 2 . (см. приложение).

  1. Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала, позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию.

Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов. [1; с. 89]

- поэтапность процесса  прогнозирования: составление поискового  прогноза, разработка нормативного, или целевого прогноза;

- разработка конкретных  рекомендаций по использованию  экономических регуляторов хозяйственной  деятельности;

- корректировка нормативного  прогноза с учетом механизма  регулирования;

- составления сценария  и вариантов прогноза;

- сведение разного рода  прогнозов в систему.

Формирование системы  прогнозов складывается из прогнозов  последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических  прогнозов, прогнозов внешнеэкономической  деятельности.

     2. Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

Субъектами экономического программирования являются государственные  учреждения, ответственные за составление  программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются  специальным государственным органом  или Министерствами экономики и  финансов.

В большинстве стран, где  применяется экономическое программирование, подобные программы носят рекомендательный, индикативный характер, но имеют строгую  целевую направленность.[18; с. 37]

        3. Бюджетно-налоговая система – один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально – экономического развития страны. [19; с. 93]

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли  на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих  субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура  народного хозяйства – увеличилась  сфера услуг, частной торговли. Корректировка  налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени  будет служить эффективным средством  формирования доходной части бюджета  и тем самым создавать большие  возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы  на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых  ставок), механизма селективного определения  объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных  расходов и различных выплат населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем  сбора налогов. Но чтобы построить  подводную лодку или проложить  автомагистраль, государству нужно  приобрести на деньги необходимые экономические  ресурсы: товары производственного  назначения, землю, труд. Поэтому, решая  вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий  и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды. [10; с. 422]

В соответствии с законом об основах  налоговой системы в Российской Федерации взимаются:

- Федеральные налоги и  сборы;

- Региональные налоги  и сборы;

- Местные налоги сборы. 

4. Денежно–кредитная  политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы*, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета*, создания финансовых условий выхода из кризиса. [24; с. 97].

В процессе реализации денежно  – кредитных способов регулирования  экономики тесно переплетаются  прямые экономические и косвенные  методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

  • целевое кредитование;
  • установление кредитных «потолков»;
  • прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры, связанные с целевым  кредитованием, выражаются в существовании  специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или  иной отрасли по более льготным ставкам. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей  деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в  определённых размерах.

Прямой контроль за уровнем  процентных ставок связан с установлением  Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента – платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного  резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке.

Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного регулирования:

  • регулирование минимальных резервных требований;
  • осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);
  • купля – продажа иностранной валюты;
  • регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;
  • изменение курса национальной валюты;
  • эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

- продажа – скупка  государственных ценных бумаг.

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования  национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства  и уменьшению хозяйственной самостоятельности  отдельных субъектов.[18; с.18]

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении  стабильности цен, полной занятости  и росте реального объема ВНП.

Спрос на деньги формируется  из спроса на деньги как средства обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или  спекулятивный спрос).

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

- операции на открытом  рынке, т.е. на вторичном рынке  казначейских ценных бумаг;

- политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по  займам коммерческих банков у  центрального банка;

- изменение норматива  обязательных резервов.

В настоящее время в  мировой экономической практике основным инструментом регулирования  денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или  продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может  осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке  проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений. Суть их заключается в  том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Учетная ставка - это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в  последней инстанции. Причем Центральный  Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а  лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные  трудности.

Учетную ставку устанавливает  ЦБ. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся  получить кредит. При этом увеличиваются  избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег  в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики, политика учетных ставок занимает второе по значению место  после политики Центрального Банка  на открытом рынке (а в некоторых  странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью  центрального банка на открытом рынке. [17; с. 357]

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого инструмента  кредитно-денежной политики таков:

- если центральный банк  увеличивает норму обязательных  резервов, то это приводит к  сокращению избыточных резервов  банков и к уменьшению денежного  предложения;

- при уменьшении нормы  обязательных резервов происходит  расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку  затрагивает основы всей банковской системы.

Экономические и административные методы находятся  в определенной взаимосвязи. Так  как любой экономический регулятор  применяется или изменяется после  принятия соответствующих государственных  решений, а также контролируется государственной службой, то можно  сказать, что он уже несет в  себе элемент администрирования. В  то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. [17; с.244]

5. Регулирование  валютного курса.  Устойчивость и сила национальной валюты - ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».

В мире существуют три основных режима валютного курса - фиксированный, плавающий и ограниченно  плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в  прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную  цену отечественной и иностранной  валюты. Для поддержки паритетного  курса Центральный Банк берет  обязательство покупать или продавать  иностранную валюту по данному курсу.

В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения  денег отражаются в изменениях валютного  курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную  валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный  Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно  плавающим.

Информация о работе Государственное регулирование экономики