Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Цель работы рассмотреть государственное регулирование экономики.
Задачиработы:
- определить необходимость государственного регулирования экономики, его объекты и цели;
- определить функции государства в экономике;
- определить инструментарий государственного регулирования, его формы и методы.

Файлы: 1 файл

курчовая готовая.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

По мнению известного западного экономиста П. Кругмана, «неконтролируемый  рынок не может использовать всю  имеющуюся информацию и, таким образом, устанавливает валютный курс на экономически неверном уровне; так как это может  неблагоприятно сказаться на потреблении  и инвестициях и ухудшить экономическую  активность, рынок должен быть защищен  от самого себя».

Официальное регулирование  валютного курса основано на том  мнении, что официальные власти лучше, чем рынок, справляются с нахождением  долгосрочного равновесного значения валютного курса.

Вообще, валютная политика должна быть направлена на решение  следующих задач:

- сглаживание  резких краткосрочных колебаний;

- остановка волны  чрезмерной спекуляции, вызванной  изменением экономической ситуации;

- прекращение  тренда на валютном рынке;

- установление  целевого значения валютного  курса;

- сопротивление  валютным колебаниям, в случае  когда они превышают определенное  допустимое изменение;

- стимулирование  начала определенного ценового  тренда, оправданного экономической  ситуацией.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся  к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может  иметь серьезные последствия  для других стран. В целях недопущения  манипулирования своей валютой  МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать  при разработке своей валютной политики:

- он должен  избегать манипулирования своей  валютой с целью неэффективного  выравнивания платежных балансов  или получения преимуществ в  международной конкурентной борьбе;

- он может  осуществлять интервенцию на  валютном рынке только при  необходимости сглаживания краткосрочных  колебаний рыночного курса своей  валюты;

- при проведении  своих интервенций члены МВФ  должны принимать во внимание  интересы других членов, включая  тех, валюты которых также оказываются  задействованы в ходе интервенции.

Являясь членом МВФ, правительство РФ, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.

Существуют различные  инструменты регулирования валютного  рынка и первым из них является монетарный. Но, подчинение монетарной политики только целям регулирования  валютного курса может привести к невозможности достижения других целей, таких как регулирование  инфляции и безработицы.

Другим инструментом регулирования является ограничение  движения капитала, или барьеры в  международной торговле. Такие действия правительства могут быть необходимы для достижения стабильности на валютном рынке тех стран, где низка кредитоспособность правительства.

Последним инструментом регулирования валютного курса  является прямая интервенция на валютном рынке. Успех валютных интервенций  зависит от их интенсивности, а также  от доверия к официальным монетарным органам.

 

3. Направления государственной  экономической политики в Российской  Федерации

 

          Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики.

          Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие направления, которые сегодня актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

-- конъюнктурная политика;

-- политика экономического роста;

-- структурная политика;

-- региональная политика;

-- политика занятости;

-- антиинфляционная политика;

-- инвестиционная политика;

-- социальная политика.

         Все эти направления пересекаются, а подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

Особое внимание Правительства  Российской Федерации в среднесрочной  перспективе уделено реализации приоритетных национальных проектов в  сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а  также развития агропромышленного  комплекса.

          Кроме того, Правительство РФ намерено разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

          Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

           Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

           В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

           Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

            Развитие конкуренции и сокращение нерыночного сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

            19 апреля 2007 года российское Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития на 2008г. и на период до 2010г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны на среднесрочную перспективу, в котором прослеживается ориентация на диверсификацию экономики, сильный инвестиционный и потребительский спрос, опережающее развитие обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта. Отечественная экономика будет снижать зависимость от ценовой конъюнктуры на нефть, обещают чиновники. Они не предвидят внутренних макроэкономических рисков и полагают, что показатели развития экономики достигли показателей стабильности.

2006 год, успешный по многим параметрам экономического самочувствия страны, и I квартал 2007г. продемонстрировали ускорение экономики. То, что российская экономика уйдет от роста, основанного на экспорте нефти и газа, и будет строиться на обрабатывающей промышленности и технологиях, можно только приветствовать, считают специалисты.

Инфляция на 2007г. составляет 7-8%, на 2008г. - 6-7%, на 2009г. - 5,5-6,5%, на 2010г. - 5-6%. ВВП составил: на 2007г. - 6,5%, на 2008г. - 6,1%, на 2009г. - 6%, на 2010г. - 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие темпы роста ВВП. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.

Прогноз по росту промышленного  производства на 2007г. составляет 5,2%, на 2008г. - 5,1%, на 2009г. - 4,8%, на 2010г. - 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2007г. - 12,8%, в 2008г. - 11,9%, в 2009г. - 10,5% и в 2010г. - 11,4%.

Кроме того, в центре внимания чиновников оказались индикаторы, относящиеся  к социальной сфере. Реальные располагаемые  доходы россиян в 2007г. выросли на 9,8%, в 2008г. - на 9,1%, в 2009г. - на 8% и в 2010г. - на 7,5%. При этом реальная заработная плата в 2007г. увеличилась на 12,8%, в 2008г. - на 10,8%, в 2009г. - на 8,8% и в 2010г. - на 8,2%. Ожидалось снижение безработицы - с 7,3% в 2006г. до 6,8% в 2010г. При этом число зарегистрированных безработных выросло, что говорит о структурных изменениях в этой сфере.

Оборот розничной торговли вырос в 2007г. на 11,6%, в 2008г. - на 10,5%, в 2009г. - на 9,1%, в 2010г. - на 8,4%. Положительное сальдо торгового баланса РФ в среднесрочном периоде постепенно сокращатилось. Так, по прогнозу МЭРТ, в 2007г. оно составило 100,8 млрд долл., в 2008г. - 67,6 млрд долл., в 2009г. - 34,7 млрд долл., а в 2010г. уже 3,2 млрд долл.

Экономисты отмечают, что, повышая  прогноз роста экономики, чиновники  делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский  спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы  роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно: экономика  имеет еще громадный резерв для  роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.

Высокий потребительский спрос  будет способен обеспечить рост в  перерабатывающих секторах промышленности. Явно обозначившийся приход иностранных  производителей, локализующих те или  иные производства, не только вносит вклад  в прогнозируемый рост, но и может  оказать дополнительное позитивное влияние на экономику. Явных внутрироссийских или внешних угроз для роста, за исключением обвала мировых цен на сырьевые товары, пока не просматривается, однако эта угроза с каждым годом становится менее значимой из-за все той же диверсификации экономики. В то же время, в прогнозе есть несколько моментов, вызывающих вопросы: перспективы нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора выглядят недооцененными, а перспективы не сырьевого экспорта - переоцененными. Многие аналитики также положительно оценивают прогноз социально-экономического развития, подготовленный МЭРТ. И предполагают, что на фоне возможного дефицита рабочей силы одним из приоритетов для правительства должна стать миграционная политика. Высокие темпы роста зарплат и пенсий приведут к дальнейшему росту располагаемых доходов населения, в связи с чем увеличение потребления будет по-прежнему оставаться одним из ключевых факторов роста российской экономики.

Однако, без обеспечения экономической  безопасности невозможно решение стоящих  перед государством задач, как на национальном, так и международном уровне.

Прогноз экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов разработан на основе одобренных Правительством РФ сценарных условий экономического развития Российской Федерации исходя из ориентиров, приоритетов экономического развития.

В прогнозе учтены итоги экономического развития Российской Федерации в  январе-июле 2012 года, а также прогнозные показатели федеральных органов  исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России.

Разработка Прогноза осуществлялась на вариантной основе в составе трех основных (умеренно-оптимистичный, консервативный и сценарий фиксированного роста) и  двух дополнительных (негативный и  оптимистичный) вариантов.

Вариант умеренно-оптимистичный отражает относительное повышение конкурентоспособности  российской экономики (что проявляется  в усилении тенденции к импортозамещению) и улучшение инвестиционного  климата при умеренном увеличении государственных расходов на развитие инфраструктуры и ускоренном повышении  заработной платы в бюджетном  секторе в 2014-2015 годах. Рост ВВП в 2013-2015 гг. прогнозируется на уровне 3,7-4,5 процента.

Консервативный вариант предполагает сохранение низкой конкурентоспособности  по отношению к импорту и сдержанное восстановление инвестиционной активности при сокращении реальных государственных  расходов на развитие. Сценарий предполагает стагнацию государственного инвестиционного  спроса и реальной заработной платы  бюджетников и денежного довольствия  военнослужащих. Годовые темпы роста  экономики в 2013-2015 гг. оцениваются  на уровне 2,7-3,3%.

Сценарий форсированного роста  характеризуется интенсификацией  всех имеющихся факторов экономического роста для достижения целевого параметра  роста производительности труда  к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года в условиях относительно стабильных мировых цен. Сценарий требует существенного  наращивания инвестиций и увеличение их объема не менее чем до 25% ВВП  к 2015 году. Это предполагает качественный прорыв в улучшении бизнес-климата  и интенсивный приток иностранного капитала, а также активизацию  использования национальных сбережений в сочетании с ростом государственных  расходов, направленных на развитие инфраструктуры и новой экономики. Сценарий также  предполагает более благоприятные  демографические тренды. Среднегодовые  темпы роста экономики в 2013-2018 гг. увеличиваются до 6,1%, в 2016-2018 гг. рост ВВП должен достигать почти 7% в год. Сценарий характеризуется  возросшей макроэкономической несбалансированностью. Существенно возрастут долги  частного и государственного сектора, а сальдо счета текущих операций после 2015 года будет находиться в устойчивых негативных значениях. Это будет повышать уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.

Информация о работе Государственное регулирование экономики