Введение
В обеспечении нормального
функционирования любой современной
экономической системы важная роль
принадлежит государству. Государство
на протяжении всей истории существования
наряду с задачами поддержания порядка,
законности, организации национальной
обороны, выполняло определённые функции
в сфере экономики. Государственное
регулирование экономики имеет
долгую историю – даже в период
раннего капитализма в Европе
существовал централизованный контроль
над ценами, качеством товаров
и услуг, процентными ставками и
внешней торговлей. В современных
условиях любое государство осуществляет
регулирование национальной экономики,
с различной степенью государственного
вмешательства в экономику. По вопросам,
в каких пропорциях должно сочетаться
государственное и рыночное регулирование,
каковы границы и направления
государственного вмешательства, существует
широкий спектр мнений и подходов
– от полного государственного монополизма
до крайнего экономического либерализма.
Однако необходимость выполнения государством
определённых функций в экономике
не подвергается сомнению. Это ещё раз
получило подтверждение в ходе “кейнсианской
революции”, которая совершила переворот
в классических воззрениях на рыночную
экономику и доказала невозможность самоисцеления
экономического спада.
Вне зависимости от господствующих
экономических доктрин никто
не снимал с национальных правительств
ответственности за экономическое
положение страны. Таким образом,
государственное регулирование
экономики имеет важное значение
для экономического и социального
развития страны. При этом, осуществляя
регулирование экономики, государство
использует широкий набор средств
и методов воздействия на экономику
таких сфер как бюджет, налоги, кредитно-денежная
политика, экономическое законодательство
и т.д.
В любой экономической
системе, в том числе и рыночной
экономике, государство выступает
в известном смысле как экономический
агент, например в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Принуждение часто обосновывается
политической философией, требующей
подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство
всегда, во все времена и во всех
странах оказывало ключевое влияние
на функционирование экономики, и вследствие
этого, на развитие общества в целом.
Таким образом, государственное
регулирование является важной частью
функционирования экономики и, поэтому,
заслуживает пристального внимания.
Отказ государственных органов
от участия в управлении экономикой
и передача всей ответственности
на уровень предприятий – действия,
которые не отвечают потребностям развития
современного производства и не обоснованы.
Современные рыночные отношения
практически во всех странах регулируются
государственным законодательством.
Цель работы рассмотреть
государственное регулирование
экономики.
Задачиработы:
- определить необходимость
государственного регулирования
экономики, его объекты и цели;
- определить функции государства
в экономике;
- определить инструментарий
государственного регулирования,
его формы и методы.
1. Необходимость государственного
регулирования экономики
Вопрос
о границах и формах вмешательства
государства в рыночные процессы
имеет длинную историю. Были
времена, когда его экономическая
роль оставалась малозаметной. В
30-е годы произошел серьезный
поворот: государство приступило
к систематическому макроэкономическому
регулированию, значительно расширило
свое влияние на хозяйственную
жизнь. В 80-е годы наметилось
обратное движение, началось дерегулирование
экономики развитых стран. Что
касается России, то она переживает
крайне сложный период восстановления
рыночных отношений и, соответственно,
радикального изменения экономической
роли государства.
Государство определяет объемы предложения
общественных товаров и принудительно
назначает налоги независимо от того,
каковы потребности, хотят ли люди иметь
производимые за счет этих налогов
товары и услуги в таких количествах
или нет.
Экономическое
поведение производителей и потребителей
порождает внешние по отношению
к рынку эффекты. Хотя последние
уже не имеют денежной меры,
они реально влияют на жизнь
каждого человека и общества
в целом. Сугубо теоретически
самые сильные внешние эффекты
даст потребление чистых общественных
товаров: стоит только приступить
к нему хотя бы одному человеку,
как вовлеченным в это оказывается
все остальное население.
Реальность
внешних эффектов дает основания
разграничить частные и социальные
затраты и результаты производства.
Частные затраты и результаты
характеризуют рыночное пространство,
а их равенство – рыночное
равновесие. В зависимости от
знака внешних эффектов (положительного
или отрицательного) социальные
затраты и результаты могут
быть либо больше, либо меньше
частных. Их равенство отразит
уже не рыночное, а какое-то
иное, псевдорыночное, равновесие. По
своему экономическому смыслу
оно существенно шире рыночного:
устанавливается совместными усилиями
государства, реагирующего на внешние
эффекты с помощью бюджетных или иных
методов, и обычного механизма спроса
и предложения. За таким псевдоравновесием
стоит не только согласование интересов
участников свободной конкуренции, но
и баланс между их интересами и интересами
общества.
Двинуть экономику в сторону
псевдорыночного равновесия способно
только государство.
Вот
в общих чертах пределы государственного
вмешательства в рыночную экономию.
Эти рамки достаточно широки
для того, чтобы разумный симбиоз
эффективно работающих рыночных
механизмов и государственного
регулирования позволил решать
основные социально-экономические
проблемы современного общества.
Если же государство делает
больше, чем ему "отпущено" рыночной
экономикой, то, происходят деформации
рыночных процессов, падает эффективность
производства. Тогда рано или
поздно становится необходимым
разгосударствление экономики, избавление
ее от чрезмерной государственной
активности.
В России
должен быть свой экономический
уклад, собственная модель рыночного
хозяйства (как существует свои
модели в США, Германии и
т.д.). И, судя по всему, одной
из ее особенностей станет
весьма заметная экономическая
роль государства. Речь идет
об его активном участии в
перераспределении доходов, блокировании
крупномасштабных банкротств, поддержке
отечественного предпринимательства
внутри страны и за рубежом
и т.д.
Государство
выполняет свои функции, применяя
разнообразные методы воздействия
на экономику, но существуют
ограничения, требования, идущие
от рыночной системы.
1. В принципе исключены
любые действия государства, разрывающие
связи внутри рыночного механизма,
разрушающие его. Недопустимы,
например, тотальное директивное
планирование, декретированное распределение
производственных ресурсов и
потребительских товаров, всеохватный
административный контроль над ценами
и другие аналогичные формы государственного
вмешательства. Это требование вовсе не
означает, что в рыночной экономике государство,
скажем, снимает с себя всякую ответственность
за динамику цен или запрещает планирование.
Напротив, государство внимательно следит
за движением цен и, опираясь главным образом
на экономические методы управления, старается
не допустить их бесконтрольного инфляционного
роста.
2. Поскольку рынок
представляет собой во многом
самонастраивающуюся систему, влиять
на него можно в основном
лишь косвенными, экономическими
методами. В целом ряде случаев
административные меры не только
допустимы, но и абсолютно необходимы.
3. Самими экономическими
регуляторами следует пользоваться
предельно осторожно, не ослабляя
и не заменяя рыночные стимулы.
Если государство игнорирует
это требование, запускает такие
регуляторы, не думая о том,
как их действие отразится
на механизме рынка, последний
начинает давать сбои. Ведь денежная
или налоговая политика по
силе своего влияния на экономику
сравнима разве что с централизованным
планированием.
4. Надо
иметь в виду, что среди экономических
регуляторов нет ни одного
идеального. Любой из них, принося
положительный результат в одном
секторе экономики, непременно
дает негативные эффекты в
других. И тут ничего нельзя
изменить. Тогда получается, что
от государства собирающегося
пользоваться экономическими инструментами
регулирования, требуется постоянный
контроль над такими эффектами
и их своевременное гашение.
В сущности речь идет об
ответственности государства за
отрицательные последствия собственных
решений и действий.
Необходимость
включения государства в регулирование
экономики вызвана многими объективными
причинами, связанными с несовершенством,
рынка, противоречиями, возникающими
на нем. Рынок по своей природе
не может достичь такого уровня
саморегулирования, который обеспечивал
бы полную занятость населения, развитие
здравоохранения, всеобщего образования,
строительство муниципального жилья,
защиту окружающей среды и многое другое.
Поэтому участие государства в решении
проблем, порождаемых рынком, совершенно
необходимо.
К причинам, вызывающим необходимость
вмешательства государства в
рыночную экономику, относятся:
- Необходимость компенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
- Каждая страна имеет свои высшие национально-государственные интересы, гарантом и защитником которых выступает государство, т. е. существует комплекс проблем, решить которые может только государство и никто другой;
- Необходимость государственного регулирования определяется задачами решения социальных проблем, влияющих на развитие экономики. Так, государство устанавливает минимальные размеры заработной платы, продолжительность рабочего времени, гарантированного отпуска, величину прожиточного минимума. Оно регулирует отношения между трудом и капиталом, определяет направления социальных расходов, устанавливает пособия по безработице, осуществляет выплаты различных видов пенсий и других пособий;
- Обеспечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
- Вмешательство государства считается необходимым, так как стихийные начала рынка нацеливают экономическое развитие, прежде всего на получение прибыли конкретным предприятием или отраслью, а не на развитие экономики в целом.
- Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому монополизации рынка должна быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.[24; с.97]
- Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, без которых общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение).
Таким образом, участие государства
в решении проблем, порождаемых
рынком, совершенно необходимо. При
этом государство не должно подменять
рынок и может действовать
только в определенной системе координат.
Эффективность рыночной экономики
как системы, является границей государственного
регулирования.[22; с.34]
2. Инструментарий
государственного регулирования
экономики
Государственное регулирование экономики
непосредственно связано с экономической
политикой и направлено на её реализацию.
Государство для реализации целей
своей экономической политики использует
различные формы и методы, которые
и образуют инструментарий государственного
регулирования экономики.
Государство использует методы прямого
(административного) и косвенного (экономического)
воздействия на экономику. Использование
указанных методов предполагает
применение характерных для них
приёмов и средств.
Особенностью административных средств
регулирования экономики является,
то что они: [17; с. 238]
- не связаны с созданием дополнительных
материальных стимулов для их
реализации;
- базируются на силе и авторитете
государственной власти;
- включают меры запрещения, разрешения
и принуждения:
Запрещение - это запрет какой-либо
деятельности, признание общественно
вредным само производство каких-либо
товаров и услуг, либо его технологий.
Разрешение - это согласие,
выданное в письменной или устной
форме субъектом управления. Государство
дает разрешение на ведение многих
видов экономической деятельности,
экспорт и импорт ряда товаров.
Принуждение основано на применении
мер наказания за нарушение установленных
норм. Например, при несвоевременной
уплате налогов взимаются штрафы.
- предусматривают организацию
управления предприятиями государственного
сектора экономики, государственной
собственностью.
Экономические средства воздействия
на хозяйственные процессы предполагают
использование следующих регулирующих
инструментов:
- государственного экономического
прогнозирования;
- государственного экономического программирования;
- бюджетно – налоговой системы;
- денежно – кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики.