Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:18, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение правового регулирования экспорта и импорта товаров в Российской Федерации и определение направлений его совершенствования. В соответствии с целью работы определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования экспорта и импорта изучение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности; исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; изучить нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.
Введение
Основная задача государства в области внешней торговли - это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.
Однако, без активного
использования импорта
В соответствии с законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в Российской Федерации применяются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: таможенно-тарифное и нетарифное.
Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако, использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что в условиях рыночных отношений деятельность предпринимателей не ограничивается внутренним рынком, что вызывает необходимость осуществления государством регулирования внешнеэкономической деятельности.
Целью выполнения курсовой работы является изучение правового регулирования экспорта и импорта товаров в Российской Федерации и определение направлений его совершенствования.
В соответствии с целью работы определены следующие задачи:
Объектом исследования является процесс государственного регулирования экспорта и импорта товаров. Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие при осуществлении данного регулирования в системе государственного управления внешнеэкономической деятельностью.
Теоретической основой курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты, научные труды и учебная литература по изучаемой теме. Методологической основой данной работы является сравнительно-правовой метод, метод системного анализа исследуемых проблем.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования экспорта и импорта
Для большинства стран мира главной формой внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, которая представляет собой совокупность операций по вывозу (экспорту) и ввозу (импорту) товаров (услуг) для отдельно взятых стран. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных экономических отношений. Международная торговля стала одной из первых форм интернационализации – процесса расширения экономической деятельности за пределы национальных границ.1
Когда мы говорим о внешнеэкономической деятельности, мы говорим об отношениях с так называемым «иностранным элементом». С точки зрения международного частного права России (что закреплено в разделе шестом ГК РФ) - это отношения с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо отношения, осложненные иным иностранным элементом, в том числе, когда объект гражданских прав находится за границей.2
Законодательно
В российской практике внешнеэкономическая деятельность реализуется преимущественно через внешнеторговую деятельность. Внешняя торговля товарами представляет собой перемещение товаров между частью территории Российской Федерации и другой частью территории Российской Федерации, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией Российской Федерации; через таможенную территорию иностранного государства; перемещение товаров на территорию Российской Федерации с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права; или перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не является внешней торговлей товарами.4
В Федеральном Законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» №164-ФЗ от 08.12.2007 г. внешнеторговая деятельность определена как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.5
Под экспортно-импортными операциями
понимается коммерческая деятельность,
связанная с куплей-продажей товаров,
имеющих материально-
В международной коммерческой практике под экспортом и импортом понимаются обычно только операции, осуществляемые на коммерческой основе, а именно, на основе заключения и исполнения международных торговых сделок – контрактов купли-продажи. Поставки в виде помощи, даров и другие, осуществляемые на безвозмездной основе, в стоимость экспортно-импортных операций, как правило, не включаются, а учитываются отдельно.
Экспортно-импортные операции считаются совершенными, если товар пропущен через государственную границу страны контрагента, что возможно после выполнения определенных таможенных формальностей и процедур, в числе которых предоставление сведений для статистического учета. Таможенный учет экспортно-импортных грузов – база статистического учета международных товарных потоков. Он кладется в основу национальной внешнеторговой статистики каждой страны и статистики международной торговли в целом, которая ведется и публикуется международными коммерческими организациями системы ООН. Поэтому единообразию ведения таможенного статистического учета, унификации понятий, стандартизации внешнеторговой документации придается чрезвычайно большое значение как на международном, так и на национальном уровнях.
Остановимся на некоторых определениях, используемых в международной коммерческой практике при совершении экспортно-импортных операций.
Под экспортом понимаются и статистически учитываются:
Под импортом понимаются и статистикой учитываются:
В соответствии с ФЗ от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 05.04.2013) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ввоз товаров в Российскую Федерацию представляет собой фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) настоящим Федеральным законом.7
Важно иметь в виду, что в стоимость экспорта и импорта таможенный учет включает также все товары, поставляемые материнскими компаниями транснациональных корпораций (ТНК) своим дочерним компаниям, находящимся на территории других стран. Практически только таким образом учитывается внутрифирменный обмен, осуществляемый в рамках ТНК, который включается в международный товарообмен. На основе данных таможенной статистики можно определить долю ТНК в международной торговле.
Кроме того, в стоимость товарного экспорта и импорта включаются:
Под таможенной территорией понимается территория, на которой контроль за ввозом и вывозом товаров осуществляет единое таможенное учреждение. Границы таможенной территории могут не совпадать с государственной границей страны: при таможенных союзах двух или нескольких государств, при наличии в стране свободных зон, при выравнивании по соглашению граничащих государств таможенных границ (когда по географическим условиям установление таможенного контроля на пограничной территории не представляется возможным или удобным). Границы таможенной территории устанавливаются правительством каждой страны и обычно публикуются в специальной печати. Правительства решают также вопросы о выделении из таможенной территории страны приписных складов и свободных зон, не подлежащих таможенному контролю.8
Под прямым транзитом товаров следует понимать перевозку их из одной страны в другую через территорию или воздушное пространство третьей страны. Он не включается ни в экспорт, ни в импорт, а учитывается по видам транспортных средств, количеству перевезенных грузов, по странам отправления и странам назначения. Под косвенным транзитом обычно понимают складирование товаров в таможенные склады с целью их вывода в переработанном виде в другую страну.
Свободной зоной (зоной свободной торговли, свободной экономической зоной) называется таможенная территория, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами. Особая экономическая зона представляет собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.9
Ввозимые на территорию этих зон товары не облагаются таможенными пошлинами и освобождаются на время пребывания там и при ввозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства. На складах, расположенных в свободной зоне, товары хранятся до их перемещения внутрь страны через таможенную границу или до их реэкспорта. В первом случае уплачивается соответствующая таможенная пошлина, во втором – товары вывозятся без соблюдения каких-либо таможенных формальностей.
Информация о работе Государственное регулирование экспорта и импорта