Государственное регулирование экспорта и импорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение правового регулирования экспорта и импорта товаров в Российской Федерации и определение направлений его совершенствования. В соответствии с целью работы определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования экспорта и импорта изучение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности; исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; изучить нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая комерческое право.docx

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Разновидностью экспортно-импортных  операций являются реэкспортные операции и реимпортные операции. Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенного в данную страну товара, не подвергшегося в ней какой-либо переработке. Что касается реимпортных операций, то их существование связано с ввозом из-за границы ранее экспортированных отечественных товаров, не подвергшихся там переработке. Ими могут быть изделия, которые не удалось продать на аукционах, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие.

Наряду с обычными экспортно-импортными сделками по реализации товаров, каждая из которых завершается получением или уплатой денежной суммы за экспортный или импортный товар, в практике международных экономических  отношений широко применяются так  называемые товарообменные операции или встречная компенсационная торговля. Встречная торговля включает операции по реализации товаров, когда предусматриваются встречные обязательства экспортеров закупить у импортеров продукцию на часть или полную стоимость экспортируемых товаров.

Все многообразие встречных  сделок в зависимости от организационно-правовой основы или принципа компенсации  можно разделить на три группы:

  • товарообменные сделки на безвалютной основе;
  • торговые компенсационные сделки на денежной основе;
  • промышленные компенсационные сделки.10

При оформлении экспортных сделок на лицензируемые товары необходимо оформить соответствующее разрешение (лицензию) на вывозимый товар. Для  пропуска товаров через границу  отправитель должен заполнить грузовую таможенную декларацию. Организация  доставки товаров заграничному партнеру предполагает наряду с выбором транспорта заключение договоров на транспортирование  товаров, а также обеспечение подготовки и отправки грузов.

В международной торговой практике используются два основных метода осуществления коммерческих операций: прямой и косвенный. Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем: поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи. Косвенный метод предполагает покупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.

 

    1. Цели и методы государственного регулирования внешней торговли товарами

 

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей - это система хозяйственно-политических мер, осуществляемых государственными органами по углублению и расширению участия страны в международном разделении труда с целью повышения эффективности общественного производства и оптимизации структуры потребления. Оно является составной частью механизма воспроизводства национального экономического потенциала и представляет собой один из основных объектов государственного регулирования национальной экономики наряду с воспроизводственной, технологической, отраслевой и территориальной ее структурой, научно-техническим прогрессом, социальными отношениями, окружающей средой и др. Глобальные цели государственного регулирования внешнеэкономических связей конкретизируются в зависимости от остроты конкретных проблем, возникающих в хозяйственной и социальной сферах. Достижение поставленных целей и определяет конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования внешнеэкономических связей.

Используемые государством методы государственного регулирования предпринимательской  деятельности, то есть приемы и способы воздействия на соответствующие отношения отражают государственную политику в сфере экономики. В качестве специального объекта регулирующего воздействия торговая деятельность была выделена в Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

Целью торговой политики Российской Федерации является создание благоприятных  условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг.

Торговая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров  Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  • равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • единство таможенной территории Российской Федерации;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств) ;
  • обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;
  • выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;
  • обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  • обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;
  • единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
  • единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.11

Государственное регулирование  внешнеторговой деятельности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим  Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

3) запретов и ограничений  внешней торговли услугами и  интеллектуальной собственностью;

4) мер экономического  и административного характера,  способствующих развитию внешнеторговой  деятельности и предусмотренных  Федеральным законом.

В целях регулирования  внешней торговли товарами, в том  числе для защиты внутреннего  рынка Российской Федерации и  стимулирования прогрессивных структурных  изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные  и вывозные таможенные пошлины.

Нетарифное регулирование  внешней торговли товарами может  осуществляться только в случаях: установления количественных ограничений в исключительных случаях, распределения квот, лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности, путем введения исключительных прав на экспорт и импорт отдельных  видов товаров, а также специальных  защитных мер, антидемпинговых мер  и компенсационных мер в соответствии с Федеральным законом. 

В целях защиты прав и  интересов потребителей, противодействия  недобросовестной практике искажения  сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе  занижения их стоимости, Правительство  Российской Федерации вправе вводить  предотгрузочную инспекцию, включая  выдачу сертификата о прохождении  предотгрузочной инспекции, в отношении  отдельных товаров, импортируемых  в Российскую Федерацию. Предотгрузочная  инспекция вводится в отношении  отдельных товаров на срок, не превышающий  трех лет. Правительство Российской Федерации при решении вопроса  о целесообразности продления срока  осуществления предотгрузочной  инспекции в отношении отдельных  товаров обобщает и анализирует  практику и результаты применения данной меры.

Правительство Российской Федерации  может вводить меры ограничения  внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное  государство: не выполняет принятые им по международным договорам обязательства  в отношении Российской Федерации, предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.12

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных  сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Порядок осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае, если внешнеторговые бартерные сделки предусматривают частичное использование денежных и (или) иных платежных средств, порядок осуществления контроля за такими сделками и их учета устанавливается Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных  государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а  также созданными на основании международных  договоров Российской Федерации  торговыми представительствами  Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Тарифные методы регулирования внешней торговли

    1. Понятие таможенной пошлины, ее экономическая природа

 

Тарифные средства являются старейшим методом экономического регулирования внешней торговли. Преимущественно они направлены на защиту внутреннего рынка (отечественных  производителей) от иностранной конкуренции. Их основой являются таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.13

Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.14

Уплата таможенной пошлины является обязательным условием осуществления ввоза или вывоза товара. Этот налог в конечном итоге оплачивается потребителями товаров, поскольку он включается в продажную цену.

Экономическая природа пошлины  связана с устойчивыми различиями в национальных издержках производства различных стран, что определяется богатством страны и ее инвестиционными  возможностями, уровнем техники, технологии, организации производства и т.п. Соответственно, импортные пошлины  представляют собой разницу между  высокими издержками производителей соответствующих  товаров в условиях РФ и относительно низкими мировыми ценами, определяемыми  издержками основных производителей таких  товаров, поставляющих их на мировой  рынок и обладающих устойчивыми  конкурентными преимуществами в  области производства этих товаров, что позволяет производить их с более низкими издержками.

Экономическая роль таможенных пошлин состоит в том, что:

  • они создают стоимостной барьер, повышающий цену импортного товара;
  • целенаправленно применяя пошлины, государство может стимулировать развитие определенных отраслей экономики.

Торгово-политическая роль таможенных пошлин заключается в том, что они защищают определенные отрасли экономики от конкуренции иностранных товаров. Таможенные пошлины широко используются в качестве рычага давления на конкурентов с целью заставить их пойти на определенные уступки. Импортные таможенные пошлины представляют собой своего рода наценку к цене импортного товара, повышая его цену при реализации на внутреннем рынке страны-импортера. Введение импортных таможенных пошлин оказывает влияние на положение как потребителей данного товара, так и его отечественных производителей.15

Таможенные пошлины выполняют  ряд функций:

  • стабилизирующую или регулирующую;
  • протекционистскую;
  • стимулирующую;
  • фискальную.

Так, пошлины, определяемые на основе разницы между мировыми и национальными ценами или в  соответствии с этими разницами, выполняют стабилизирующую (регулирующую) функцию, выравнивая условия конкуренции для товаров импортных и отечественного производства и не создавая преимущества для тех и других. Ввозные пошлины, устанавливаемые выше разниц между национальными и мировыми ценами, выполняют протекционистскую функцию, ограничивая допуск на отечественный рынок импортных товаров. Ввозные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создадут более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров. Наряду с этим таможенные пошлины всегда рассматривались как один из важнейших источников доходов государства. Выполняя фискальную функцию, они являются одним из наиболее естественных средств пополнения государственного бюджета.

 

    1. Таможенный тариф, его состав, основные принципы формирования

 

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Вопросы таможенно-тарифной политики регулируется рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, правила, условия, организационная база таможенно - тарифной системы. Все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом.

Информация о работе Государственное регулирование экспорта и импорта