Государственное регулирование экспорта и импорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения курсовой работы является изучение правового регулирования экспорта и импорта товаров в Российской Федерации и определение направлений его совершенствования. В соответствии с целью работы определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования экспорта и импорта изучение нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности; исследовать таможенно-тарифный механизм, как инструмент государственного регулирования внешнеэкономической деятельности; изучить нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовая комерческое право.docx

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Таможенный режим - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

Выделяют следующие виды таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы:

  • выпуск для внутреннего потребления;
  • экспорт;
  • международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы:

  • переработка на таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления,
  • переработка вне таможенной территории;
  • временный ввоз;
  • свободный склад;
  • свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы:

  • реимпорт;
  • реэкспорт;
  • уничтожение;
  • отказ в пользу государства;

4)специальные таможенные режимы:

  • временный вывоз;
  • беспошлинная торговля;
  • перемещение припасов;
  • иные специальные таможенные режимы.16

Применение таможенных пошлин осуществляется в рамках таможенного  тарифа.

Таможенный тариф - это законодательный акт, содержащий перечень ставок таможенных пошлин, упорядоченных в соответствии с товарной номенклатурой, которая применяется для классификации товаров во внешней торговле той или иной страны.

Иными словами, таможенный тариф -  это систематизированный по определенному признаку или признакам  перечень подлежащих таможенному обложению  товаров, против каждого из которых  указана одна или несколько ставок таможенных пошлин. Таким образом, таможенный тариф состоит из двух основных элементов - ставок таможенных пошлин и системы  классификации товаров (товарной номенклатуры), которая специально создается для  целей регулирования и учета  внешнеторговой деятельности.

Каждая строка таможенного  тарифа состоит из следующих основных элементов:

  • товарного кода (кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности - ТН ВЭД);
  • краткого наименования (описания) товара, носящего пояснительный характер, поскольку при применении ставок таможенных пошлин товары определяются исключительно кодом товара по ТН ВЭД СНГ; краткое наименование товара приведено только для удобства пользования;
  • колонок со ставками пошлин (их может быть одна, две и более).

Под товарной номенклатурой  понимается подробный перечень товаров, распределенных по соответствующей  системе классификации. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.17

Решением Совета Евразийской  Экономической Комиссии от 16 июля 2012 года на территории таможенного союза (территория Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами  территорий государств - членов таможенного  союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении  которых государства - члены таможенного  союза обладают исключительной юрисдикцией) были утверждены единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и единый таможенный тариф.

Единый таможенный тариф  Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ ТС) - свод ставок ввозных  таможенных пошлин, применяемых к  товарам, ввозимым на единую таможенную территорию Таможенного союза из третьих стран, систематизированных  в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической  деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).18

В целях защиты внутреннего  рынка и стимулирования национального  производства построение импортных  таможенных тарифов основывается на ряде принципов, наиболее универсальными среди них являются:

  • принцип эскалации ставок таможенных пошлин;
  • система построения тарифа на основе принципа эффективной защиты (эффективного тарифа).

Использование указанных  подходов позволяет рационально  выстроить структуру ставок импортного тарифа по всей номенклатуре товаров, придать всему тарифу единую направленность на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий  с иностранными конкурентами.

 

 

    1. Классификация таможенных пошлин

 

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или  экспорта. Многостороннее таможенно-правовое регулирование не только обеспечивает эффективность поступлений доходов в федеральный бюджет, но и стимулирует развитие производства и потребления.19

Прежде чем приступить непосредственно  к классификации таможенных пошлин следует отметить, что  среди основных функций таможенного тарифа особо выделяется протекционистская и фискальная функции. Протекционистская функция связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентноспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Фискальная таможенная пошлина существенно отличается от протекционистской таможенной пошлины тем, что они влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без импортных товаров. Балансировочная функция - относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время в РФ практически не применяется).20

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость,  взимаемый при ввозе товаров  на таможенную территорию Российской  Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации;

5) таможенные сборы.21

Таможенные пошлины делятся на:

  1. По объекту обложения:
  • Импортные

Импортные пошлины накладываются  на импортные товары, при выпуске  их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающими пошлинами  во всех странах. На начальном этапе развития капитализма с помощью импортных пошлин обеспечивались налоговые поступления; сейчас их значимость резко сократилась, а фискальные функции выполняют другие налоговые поступления (например, налог на прибыль).

  • Экспортные

Пошлины, которые накладываются на экспортируемый товар. В соответствии с нормами ВТО применяются крайне редко, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет.

  • Транзитные

Пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Вводятся крайне редко и используются как средство торговой войны.

  1. По способу взимания:
  • Специфические

Начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 20$ за 1т.). Практическое использование специфических пошлин не представляет каких-либо технических сложностей. Специфическими, как правило, являются экспортные пошлины, ими облагаются главным образом сырьевые товары.

  • Адвалорные

Начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 15% таможенной стоимости);

  • Альтернативные

На первый взгляд различия между  адвалорной и специфической пошлиной носит чисто технический характер. Однако, в таможенно-тарифном деле всегда за организационно-техническими различиями стоят торговополитические и экономические цели. Адвалорная и специфическая пошлины по разному ведут себя при изменениях цен. При росте цен денежные сборы от адвалорных пошлин растут пропорционально росту цен, а уровень протекционистской защиты остается неизменным. В этих условиях адвалорные пошлины оказываются более эффективными, нежели специфические. А при падении цен специфические ставки оказываются более стабильными. Поэтому в условиях длительной тенденции к росту цен обычно наблюдается стремление к увеличению доли в таможенном тарифе адвалорных пошлин.

  • Комбинированные

Сочетают оба вида таможенного обложения (например, 15% от ТС, но не более 20$ за 1т.).

3. По характеру:

  • Сезонные

Применяются для оперативного регулирования международной торговли  продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной.

  • Антидемпинговые

Пошлины, которые применяются в случае ввоза в страну товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров или препятствует расширению национального производства. Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделен на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный). Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Нетарифные методы регулирования внешней торговли

3.1. Понятие нетарифных ограничений и их классификация

 

Нетарифные ограничения  – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Нетарифное регулирование внешней торговли товарами согласно ст. 21-24, 26 и 27 закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» может осуществляться только в следующих случаях : при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов; при недискриминационном применении количественных ограничений; при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов; в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами; предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами; установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.23

Классификация нетарифных мер

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х гг., к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет их в 5 основных категорий:

  • ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях (субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, система размещения государственных заказов, меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.);
  • таможенные и иные административные формальности (усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации);
  • технические барьеры в торговле (стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции);
  • количественные и сходные с ними административные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения);
  • ограничения экономического характера (налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение).

Информация о работе Государственное регулирование экспорта и импорта