Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа
Итак, целью данной работы является анализ государственного управленческого воздействия и современного менеджмента. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) определить цель, функции и принципы государственного управления,
2) проанализировать методы государственного управления,
3) выявить особенности государственного управления в современной России
4) проанализировать основные задачи современного менеджмента,
5) дать оценку государственного менеджмента
6) выявить взаимосвязь государственного управления и современного менеджмента.
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………5
1.1 Цель, функции и принципы государственного управления………...5
1.2 Методы государственного управления……………………………...12
1.3 Особенности государственного управления в современной России.........................................................................................................................16
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…..22
2.1 Основные задачи современного менеджмента……………………….22
2.2 Государственный менеджмент……………………………...………….26
ГЛАВА III. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………32
3.1 Управленческая деятельность…………………………………………32
3.2 Объективные факторы принятия управленческих решений……………………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………….…………….40
Список использованной литературы……………………………………….42
• Государственное управление России действует в среде, отличающейся своей политической культурой, влияющей на действия лиц, определяющих политический процесс, поведение, действия народных масс, характер государственных институтов. В этом плане следует, прежде всего, учитывать, что генетически население России - это люди, исторически вышедшие из сельской среды, сохраняющие в известной мере отпечатки сельской культуры, преобразованной нынешним индустриальным веком и социалистическим образом жизни.
• Это отсутствие развитого гражданского общества в России, то есть самоуправляющихся социальных единиц, которые находятся вне государства, как особого аппарата управления. Формирование такого общества вызывает стремление у властей интегрировать нарождающиеся социальные структуры в государственные механизмы, что дезавуирует полностью изначальный смысл этих социальных образований.
• Историческое наследие России породило также определенный тип массового отношения к загранице, связанный с постоянным противоборством России с окружением, борьбой за выживание, распространением российских владений по территории Евразии, стремлением лидеров страны приобщать российское государство (в меньшей мере - общество) к формам и нормам передовых цивилизаций.
• Российская государственная традиция носит многонациональный характер, отражая вековые контакты этнических русских с соседними славянскими и другими народами, с несколькими мировыми цивилизациями. Многонациональный характер российской государственности содержит, как привычку взаимодействовать, так и конфликтовать. Государственная практика управления страной постоянно имеет дело с национальным фактором, требует внимательно учитывать его, вырабатывать политику и решения с его учетом; видеть постоянно альтернативу дестабилизации в условиях, чреватых ухудшением общей социально-экономической обстановки в стране; учитывать в принятии решений, в управленческой практике факторы различий в культурном наследии, в религиозных концессиях населения, в цивилизационных критериях.
Что тоже не подлежит сомнению - это учет реалий жизни на нынешнем этапе развития. Анализ этого фактора необходим постольку, поскольку он позволяет, с одной стороны, выстраивать разработку решений поставленной проблемы на реальном фундаменте, с другой, дает возможность учесть преходящее, характерное лишь для сегодняшнего момента, сосредоточиться на действительно ключевых проблемах оптимизации механизмов и структур государственного управления.
Рассматривая проблему в этой плоскости, с точки зрения реалий сегодняшнего дня хотелось бы отметить следующие черты сложившейся ситуации
• В недавнем прошлом перед Россией стояла важная задача демонтажа предшествующего строя и замены его новым, более жизнеспособным механизмом, но на данном этапе можно наблюдать некоторые трудности. Здесь как бы наблюдается двойной стандарт: с одной стороны, большинство людей хотели изменений в сторону увеличения прав, а с другой, перераспределение обязанностей государства никто не хотел возлагать на свои плечи. Здесь хотелось бы привести банальный пример. Следует отметить, что наша страна накопила значительный ресурс образованности, интеллектуальный потенциал. По ряду показателей, например грамотности, охвату обучения точными науками, этот потенциал выше среднемирового. Однако и этот фактор стал стимулом кризиса, воспринимаясь образованными кругами, носителями достижений научно-технического прогресса как аномалия, в связи с тем, что прогресс в области образования, в интеллектуальной сфере не вел к соответствующей оценке качества труда, не подкреплялся соответствующими организационно-управленческими условиями.
• Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления должна особенно касаться регионального звена государственного управления Российской Федерации. Необходимость отхода от предельной концентрации власти и ресурсов вокруг центра, механизмы передачи ресурсов и полномочий сверху вниз освоены лишь «в первом приближении». Вместо управления процессами децентрализации идет стихийная борьба за захват власти у центра в пользу регионов, субъектов Федерации.
• Российская Федерация в настоящее время испытывает на себе воздействие наследия СССР. Практически от советского унаследован аппарат государственного управления как в плане личном, так и в значительной мере управленческих структур и их качеств. Сохранены менталитет и привычки прежнего аппарата, вместе с тенденциями к коррумпированности, бюрократизации, стремлении подминать под себя и граждан, и нарождающиеся институты гражданского общества. Аппарат управления действует в обстановке слабой регламентированности, бесконтрольности со стороны общества; он не защищен нормативами, обеспечивающими ему «иммунитет» при политических изменениях во властных структурах. Государственная служба как социально-правовой институт не создана.
• Главной задачей государственного управления становится задача эффективного управления производством.
• Массовые настроения отмечены значительной долей апатии, отстраненности от политических институтов и элит. Связи правящих групп, политических партий с населением развиты слабо. Выражены попытки навязывать обществу умозрительные схемы, манипулировать общественным мнением, что усиливает нигилизм общественности в отношении цинизма структур власти. Доверие населения к политике, к политическим лидерам придется зарабатывать в течение длительного времени. В то же время несомненны ожидания в массе, построенные вокруг возможности появления харизматического лидера, способного разом решить проблемы общества.
Это далеко не весь перечень тех недугов, которые поразили наше общество, а точнее, перманентно присутствующих в нашей жизни уже в течении двух десятилетий.
Исторически и геополитически Россия - это решающий фактор процессов на евразийском континенте. Ее влияние на населяющие этот ареал народы велико и неизбежно. В российском обществе достаточно остро дебатируется вопрос о применимости к России известных в мире моделей развития и устройства. Обвинения в слепом копировании той или иной модели весьма распространены и достаточно обоснованы. Методологически неверно считать возможным применение какой-либо конкретной макромодели государственного или социально-экономического устройства к иной стране, кроме той, на почве которой сложилась рассматриваемая модель: каждая из них несет на себе неповторимый отпечаток страны, ее породившей. Очевидно, что и российская модель будущего устройства будет конкретной и оригинальной. В то же время методологически ценно использовать зарубежный опыт для поиска выхода из кризисной ситуации, решения задач, стоявших перед страной.
Концепцию государственного управления России следовало бы базировать на решении стратегически ключевой задачи развития общества - на рациональном использовании созданного в стране интеллектуального, технологического, хозяйственного потенциала для выхода на мировой рынок высоких технологий, завоевания там конкурентоспособных позиций, рынков сбыта. Такая стратегия предполагает подведение под современный интеллектуальный и технологический потенциал страны соответствующей информационной базы, новых технологий, без которых неизбежны отставание и проигрыш конкурентам. В свою очередь, стратегически важным представляется сохранение тех позиций, на которых строится интеллектуальный и технологический потенциал меняющейся России: инфраструктура, традиционные институты, потенциал образования, науки, техники. Здесь необходимы опережающее государственное мышление, помощь и управленческие решения в смысле политики протекционизма.
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Классическое определение менеджмента заключается в том, что это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на установление и достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. И успех менеджмента измеряется именно степенью реализации ранее задуманных планов. Другими словами, менеджер — это создатель смысла деловой жизни. Нужно уметь «зажечь звезду», чтобы персонал предприятия дружными усилиями устремился к ней. Поэтому функции целеполагания и планирования являются основными в структуре деятельности менеджера.
На что должен опираться менеджер в реализации данных функций? Конечно, прежде всего — на стратегические устремления владельцев компании, их официально провозглашенную миссию. Обычно собственники ориентируются на спрос и потребности рынка, стремятся к повышению эффективности производства, то есть к получению оптимальных результатов (прежде всего чистой прибыли) с меньшими затратами. Менеджер должен трансформировать стратегические цели в оперативные и довести их до каждого, простимулировать работников на достижение личных результатов, организовать бизнес-процесс и проконтролировать исполнение намеченных планов.
Цели, которые определяет менеджер, должны быть:
конкретными и измеримыми;
ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные);
достижимыми;
взаимоподдерживающими (непротиворечивыми).
Для целеполагания и планирования используют обычно следующие показатели: объем продаж, постоянные и переменные издержки производства, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, производительность труда (выработка на одного работника), размер основного капитала, рентабельность продукции (продаж), доход на одну акцию (долю, вклад), доля компании на рынке, структура оборотного капитала, уровень дивидендов, сумма выплаченной зарплаты, уровень качества продукции, расходы на исследование и разработку новых продуктов, потенциал конкурентоспособности, объем инвестиций, планы приобретения и слияния, развитие информационных систем и т.д.
В рамках общих целей должны разрабатываться конкретные (специфические) цели по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы. Они также могут выражаться в количественных и качественных показателях. Так, в одном из нижегородских предприятий по каждому отдельному подразделению, выступающему центром прибыли, определяется рентабельность капитала, которая доводится в виде плановых заданий на каждый год в поквартальной разбивке. Таким образом, первостепенное значение придается норме прибыли на капитал, который закреплен за тем или иным подразделением (в виде обособленного имущества и денежных средств). Этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и при контроле. Он играет решающую роль, как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы.
Специфические цели предприятий устанавливаются также по таким важным функциональным направлениям, как сбыт, закупки, бизнес-процессы, финансы и персонал. При этом, конечно, все частные цели и планы должны быть взаимоувязаны между собой. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.
Сам процесс планирования в системе менеджмента проходит четыре этапа:
разработка общих целей;
определение конкретных, детализированных целей на заданный (сравнительно короткий) период времени (год, квартал, месяц, неделя);
определение путей и средств их достижения, необходимых ресурсов;
контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Качество планирования в большой степени зависит от интеллектуального уровня и компетентности менеджеров. Все планы составляются так, чтобы в них можно было вносить изменения. А сами планы взаимоувязываются с имеющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы должны содержать в себе так называемые резервы, иначе именуемые «надбавками безопасности» (амортизируют риски изменений среды). В то же время слишком большие резервы делают планы неточными и приводят к замораживанию капитала. Следовательно, важно, чтобы топ-менеджеры обладали умением моделировать бизнес-процессы и технологию достижения целей, ставить и решать задачи оптимизации ресурсов и резервов. При этом планирование должно отталкиваться от так называемых «узких мест», тормозящих развитие фирмы (в последнее время, как правило, это сбыт, финансы и персонал).
При обследовании и моделировании функции маркетинга необходимо обратить внимание на следующие основные вопросы:
конкурентоспособность и желаемая доля рынка компании (в процентах к его общей емкости);
разнообразие и качество ассортимента продаваемых товаров;
изменения на рынках и в предпочтениях потребителей;
имеющиеся разработки новых товаров и услуг;
возможность предпродажного и послепродажного обслуживания клиентов;
реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием фирмы);
прибыльность (рентабельность) отдельных видов продукции.
Данные сбыта часто используют как показатели успеха. Анализируя продажи по отделениям, ассортиментным группам, отдельным продуктам, регионам и другим факторам (и сопоставляя эти продажи с предыдущими периодами времени), топ-менеджер может измерить результативность предприятия в целом.
Истоки большинства проблем организации кроются в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать тип сотрудников, компетентность и подготовку персонала, систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, уровень потерь ведущих специалистов и их причины, качество работы сотрудников, тип культуры фирмы (атмосфера, климат) и т.д. В этом случае некоторые топ-менеджеры закладывают в свои плановые расчеты так называемое «правило плохой погоды». Это означает, что при моделировании пессимистическим оценкам плановых показателей отдается предпочтение над оптимистичными.
Информация о работе Государственное управление и современный менеджмент