Государственное управление и современный менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 15:50, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является анализ государственного управленческого воздействия и современного менеджмента. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1) определить цель, функции и принципы государственного управления,
2) проанализировать методы государственного управления,
3) выявить особенности государственного управления в современной России
4) проанализировать основные задачи современного менеджмента,
5) дать оценку государственного менеджмента
6) выявить взаимосвязь государственного управления и современного менеджмента.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ………5
1.1 Цель, функции и принципы государственного управления………...5
1.2 Методы государственного управления……………………………...12
1.3 Особенности государственного управления в современной России.........................................................................................................................16
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА…..22
2.1 Основные задачи современного менеджмента……………………….22
2.2 Государственный менеджмент……………………………...………….26
ГЛАВА III. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА……………………………………32
3.1 Управленческая деятельность…………………………………………32
3.2 Объективные факторы принятия управленческих решений……………………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………….…………….40
Список использованной литературы……………………………………….42

Файлы: 1 файл

КП СГУ.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

При отборе и оценке объективных факторов необходимо учитывать проблему искаженности информации, на основе которой принимается решение госслужащими,  потребностями людей, а также такими явлениями, как коррупция, лоббизм, патернализм, клиентелизм.

В управленческой деятельности необходимо учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска менеджер или государственный орган должен обладать достаточным объемом достоверной информации. Отсюда – такой ориентир, как овладение госслужащими различными способами получения достоверной информации. Это является особо важным и в связи с тем, что наибольший потенциал неопределенности встречается в социокультурной и политической среде. Это приводит к возникновению противоречивой ситуации: с одной стороны, большая социальная и политическая ответственность, а, с другой, - ограниченные возможности внедрения количественных методов.

Теория принятия управленческих решений предполагает наличие ряда требований к личностным и профессиональным качествам госслужащего, что служит ориентиром для отбора и оценки субъективных факторов. Ведь решение – один из необходимых моментов волевого действия руководителя. Быстрота, правильность и четкость решений зависят от умения руководителя творчески мыслить, от его личных качеств  (решительность, инициативность, смелость, стремление к самостоятельному выполнению возложенных на него обязанностей) и от его организаторских способностей. Сюда же можно отнести и проблему ответственности госслужащего за принимаемые решения. Альтернативность при принятии решений предполагает выработку альтернативного мышления у госслужащих. Важным качеством является умение принимать  решения по правилам, выработанным управленческой наукой. Правило принятия решения – это критерий, по которому выносится суждение об оптимальности данного конкретного исхода,  выбирается оптимальный вариант.  В практику управленческой деятельности госслужащего должно быть внедрено также моделирование и прогнозирование. Особую роль играет качественное прогнозирование, которое может служить основой планирования. В государственном управлении важнейшая роль должна принадлежать социальному и политическому прогнозированию, экономическим прогнозам. Таковы ориентиры отбора объективных и субъективных факторов принятия управленческих решений государственными служащими. Сами же объективные и субъективные факторы определяются специфическими особенностями государственной службы.

Специфика государственной службы во многом определяется историей данного социального института. Характерными чертами бюрократии в классическом понимании  (М. Вебер) являются эффективность, иерархизация  власти, единообразие управленческой деятельности, в частности, применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок. Постепенно складывался тип государственного служащего, который трудно совместим с типом современного менеджера.

Важным требованием к госслужащему является его политическая нейтральность. Государственная служба постсоветской России является во многом прямой наследницей госслужбы в СССР, где о политической нейтральности не могло быть и речи. Служащие специализированных государственных органов имеют преимущества в информированности по тем конкретным вопросам, которые входят в сферу их ответственности. Нередко возникают неформальные коалиции между специализированными органами и группами интересов, отстаивающими принятие одних и тех же решений.

          Важным показателем состояния современного государственного управления в России является рост численности государственного аппарата, что свидетельствует о недостаточной его компетентности. Многие должности занимают представители номенклатуры периода «развитого социализма». Они решают управленческие задачи  с помощью голого администрирования, по неофициальным связям и каналам, за взятки  и т.п., что в современных условиях не только неэффективно, но  вредно  и   разрушительно. Низок  уровень их профессионализма и компетентности. Велик удельный вес лиц предпенсионного и  пенсионного возраста. 

Социальные характеристики госслужащих как особой группы порождают определенную систему  их ценностей и особенности мировоззрения. В понимании этих особенностей важное методологическое значение имеет современная классификация систем государственной службы, согласно которой  принято выделять коммунистическую систему, а также открытую и закрытую системы.    

Государственная служба в  современной  России вышла из коммунистической системы и имеет признаки закрытой системы, что не способствует внедрению в управленческую деятельность  достижений современного менеджмента. Для России предпочтительна открытая система госслужбы, или система найма, которая интегрирует государственную службу в общество.

 

3.2 Объективные факторы принятия управленческих решений

 

Важнейшим объективным фактором принятия управленческих решений в сфере государственной службы является ее информационное обеспечение. Информация  напрямую связана с проблемой риска. Определяющим объективным фактором принятия управленческих решений является степень соответствия управленческой деятельности госслужащих критериям социальной  эффективности, выражающихся, в конечном счете, в уровне и качестве жизни населения (здоровье, уровень жизни, уровень личной и общественной безопасности, культуры, образования, степени развития прав и свобод и т. д.). Субъективным фактором выступает сам госслужащий, его личностные черты, уровень его управленческой компетентности и культуры деятельности, чувство лидерства и компетентность в вопросах управления как часть управленческой культуры.

Управленческая культура - не только явление сознания, но и нормативное установление и практическая деятельность. Составные части управленческой культуры: управленческие знания, понимание, умение; практическое управленческое поведение, отношение к управленческим институтам. В структурном отношении в управленческую культуру входят, во-первых,   управленческая компетентность как синтез познаний (теоретической подготовки) и практического опыта в области управления вообще и государственного управления в особенности; во-вторых, информированность о всех проблемах, явлениях, процессах, преобразованиях, происходящих в сфере управления, особенно государственного.

В данном контексте мы не можем обойти проблему рациональности государственного управления. Управляемым процессам необходимы: адекватные организационные формы, соответствующие конкретным видам деятельности; четко обозначенные цели, соответствующие интересам людей и активизирующие их деятельность; нормы и нормативы, правильно регулирующие внешние параметры деятельности и дающие простор для инициативы и самодеятельности; ресурсное и научно-техническое обеспечение; стимулы, удовлетворяющие определенные интересы и создающие для этого основу и меру ответственности; демократические процедуры контроля и оценки результатов деятельности.

Резервами рационализации являются: коллегиальность как форма организации управленческой деятельности, осуществляемая в рамках субординации и призванная ее укреплять; анализ и оценка состояния и качества управленческой деятельности; развитие коммуникативности управляющих компонентов с гражданами, обществом. Принцип контактов может быть только один: на равных, с подлинным уважением к человеку. В неформальных и внеслужебных контактах, когда  должностное лицо также воспринимается в соответствии со своим статусом,  необходимо стремиться к тому, чтобы эти контакты способствовали укреплению авторитета должностного лица и того органа, который оно представляет. Эффективным способом рационализации государственного управления как сферы деятельности государственного менеджера является использование социальных технологий.  Социальная технология - это определенный способ достижения поставленных общественных целей, сущность которого в пооперационном осуществлении деятельности, разрабатываемом на основе научных знаний. Социальная технология - элемент человеческой культуры, она возникает двумя путями: либо вырастает в культуре эволюционно, либо строится по ее законам как искусственное образование, главная функция которого - соединение науки и практики. Выделяют различные виды управленческих технологий: диагностирование, проектирование и реформирование соответствующих подсистем, информационные, внедренческие и обучающие технологии; технологии разрешения социальных конфликтов (конфликтология); технологии инновационного развития  и др. Использование управленческих технологий наиболее актуально в процессах прогнозирования, программирования, оценки и отслеживания общественного развития, формирования организации и функционирования компонентов субъекта государственного управления.

Таким образом, риск при принятии управленческого решения государственными служащими определяется сложной системой объективных и субъективных факторов. Ориентирами для их выделения являются основные положения теории принятия управленческих решений.  В первую группу объективных факторов входят общие политические и правовые основы государственной службы в РФ, выступающие средой функционирования государственного управления и, соответственно, -  принятия управленческих решений. Снижение риска и повышение эффективности государственного управления входит в общий контекст политических, экономических и правовых реформ в Российской Федерации, способствующих становлению гражданского общества и правового государства. Их осуществление будет способствовать дебюрократизации государственного управления и становлению государственного служащего как менеджера - профессионала. Особое значение имеет принятие Кодекса государственной службы и повсеместное внедрение института аттестации государственных служащих.

        Ко второй группе объективных факторов мы относим  социальные и этические характеристики профессиональной общности государственных служащих, идеологию государственной службы и собственно управленческие основы государственной службы. Условиями снижения риска при принятии управленческих решений здесь выступают преодоление коррупции, связанное с патернализмом и клиентелизмом, созданием правовых основ лоббистской деятельности.  Важнейшую роль играют собственно управленческие аспекты, отражающие основное направление необходимых позитивных изменений. Субъективным фактором выступает сам госслужащий, его личностные черты, уровень его управленческой компетентности и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.

Государственное управленческое воздействие это сложная специфическая, особенно в России на современном этапе, система, которая имеет свои цели, принципы и функции, которые были рассмотрены в данной работе.

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на установление и достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов. И успех менеджмента измеряется именно степенью реализации ранее задуманных планов.

Для России значимость концепции государственного менеджмента определяется, прежде всего, поиском адекватных новым реалиям подходов, направленных на совершенствование системы управления, а также внедрением рыночных механизмов в государственные и муниципальные структуры управления. Современная эпоха вносит существенные коррективы в процесс рационализации государственной власти и управления. Развитие экономических связей, научные открытия и исследования, появление и распространение новых средств коммуникаций и техники объединяет мир в единую цивилизацию, каждый элемент которой выступает лишь как часть системы. В этих условиях отставание в темпах развития, рационализации оборачивается угрозой суверенитету государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                 Атаманчук Г. В Общая теория управления. - М.: Вильямс, 2002. – 522 с.

2. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. - М.: Вильямс, 2003. – 422 с.

3. Атаманчук Г. В. Управление - социальная ценность и  эффективность. - М.: Вильямс, 2003 – 234 с.

4. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений – М.: Финансы и статистика, 2002. - 512 с.:

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов. – М.:  Гардарики, 2002. - 528 с.

6. Государственное и муниципальное управление / под ред. А. Я Понамарева – СПб.: Питер, 2001. – 426 с.

7. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента учеб. пособие 5-е изд.,стереотип. Мн. Новое знание 2002 336с

8. Основы менеджмента. 3-е изд., перераб. и доп.  - М. Инст-т междунар. права и экономики им. А.С.Грибоедова, 2003. - 480 с.

Информация о работе Государственное управление и современный менеджмент