Государственное управление миграционными потоками на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
1. Теоретико-методологические аспекты изучения миграционных потоков
1.1 Теоретические основы миграции……………………………………………..
1.2 Понятие и классификация миграции…
1.3 Современная миграционная ситуация в РФ, основные характеристики миграционных потоков
1.4 Социальные последствия миграционных процессов ……........................
2. Государственное управление миграционными процессами в РФ……
2.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России
2.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации……
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
2.4 Проблемы миграции в России……………………………………………….
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_ogmu_okonchatelnaya_versia.docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т. п. Основными типами  современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

2.  По временным признакам  миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно

длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно

связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет).

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом – в курортные районы и т. д.

Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

3. Важное значение имеет классификация миграций по причинам.

Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободныхсельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселение с целью перемены образа жизни – сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. д.). Немалую роль играют также политические (бегство от расовых, религиозных притеснений), военные (эвакуация,

депортация) и прочие причины.

4. По формам реализации  миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких – либо учреждений.

5.   В зависимости  от того, предпринимается перемещение  людей по их

собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную.

 

1.3  Современная миграционная  ситуация в РФ

Миграционные процессы в России в минувшее десятилетие определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относят распад бывшего СССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков Государственной границы РФ, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно – политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Иммиграция в Россию, в том числе из стран со сложной общественно – политической, экономической и санитарно–эпидемиологической обстановкой, носит масштабный характер. Например в 2012 году в Россию переехало более 10.085.049 миллиона переселенцев. Количество въехавших в Россию иностранных граждан постоянно превышает количество выехавших граждан, причем в приграничных районах интенсивно формируются иностранные общины. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Массовый приток вынужденных мигрантов (вынужденных переселенцев, беженцев и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика постепенно растет.

Медленно решаются долгосрочные проблемы многих вынужденных мигрантов, которые решили остаться в Российской Федерации. Часто они сталкиваются с серьезными проблемами в плане социальной защиты. Не уделяется должного внимания решению задач организованного расселения вынужденных мигрантов, перехода от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию условий для нормальной жизни, обеспечению занятости и соблюдению прав человека. Сохраняются проблемы социально-экономической адаптации мигрантов, не имеющих статуса вынужденных  переселенцев или беженцев. Сокращается количество беженцев и лиц, получающих временное или политическое убежище в РФ, в том числе из-за усиливающейся угрозы проникновения на территорию России террористических организаций.  Только 1 миллион 600 тысяч мигрантов из стран СНГ и Балтии получили статус беженца или вынужденного переселенца.

Террористические нападения заставили мировое сообщество принять в последние годы меры по ужесточению процедур иммиграционного контроля как по отношению к лицам, ходатайствующим о признании беженцами либо ищущим временное или политическое убежище, так и к экономическим мигрантам. Ряд государств прибегнул в этих целях к беспрецедентным мерам  безопасности. Уделять должное внимание вопросам антитеррористической интеграции стремится  и Россия.

Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития экономики социально-экономическая миграция населения внутри РФ. Это вызвано  несбалансированностью между оплатой труда в легальном секторе экономики и ночной стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность, отсутствием механизмов обеспечения рабочей силой производства за счет территориального перераспределения внутренних трудовых ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения рабочей силой новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

Развиваются процессы внешней трудовой миграции в виде привлечения и использования в Российской Федерации труда иностранных граждан, выезда Российских граждан за границу с целью работы по найму. При этом среди иностранных работников, используемых в России, и российских граждан, работающих за рубежом, велика доля лиц, нелегально осуществляющих трудовую деятельность, что приводит к нарушению их трудовых и социальных прав. В России это создает угрозу национальному рынку труда и благоприятствует развитию теневой экономики.

Сохраняется внутренняя миграция, связанная с неблагоприятной экологической обстановкой и стихийными  бедствиями. Природные и техногенные катастрофы вызывают экстренное массовое переселение людей, что требует дополнительных усилий государства по решению их проблем.

Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все меньше восполняется естественная убыль населения. Во многих регионах Российской Федерации уменьшение миграционного прироста населения происходит на фоне значительного сокращения численности населения в результате роста смертности и снижения рождаемости.

По прогнозу, начиная с 2010 года, ожидаются значительные изменения в структуре населения, будет сокращаться численность населения трудоспособного возраста – основного источника формирования трудовых ресурсов.

Потребность экономики страны в дополнительных  трудовых ресурсах вызовет необходимость регулируемого притока  иммигрантов, в первую очередь из государств – участников Содружества Независимых Государств. В  этой ситуации актуальной проблемой для российского общества является формирование установок толерантного сознания.

В последние годы миграция населения не обеспечивает перераспределение населения по территории страны в целях сбалансированности спроса и предложения на рынке труда. Оживление национальной экономики, неизбежные при этом территориальные и отраслевые диспропорции потребуют более активного перераспределения населения и трудовых ресурсов в пределах страны, что вызовет необходимость разработки механизмов стимулирования трудовой миграции граждан, в том числе за счет развития рынка жилья. Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.

Рыночный механизм предопределяет необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в России стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.

Таким образом, единого подхода к формулировке определения миграции до сих пор не существует. В зависимости от изучаемого признака, выделяют внешние, внутренние, временные, маятниковые, сезонные, социальные, экономические, добровольные, принудительны, общественно-организованные и неорганизованные миграции. Современная миграционная ситуация в России является непосредственным отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.

  

1.4 Основные характеристики  миграционных потоков            

К основным характеристикам, отражающим особенности миграционных потоков, можно отнести интенсивность, направление миграционных потоков, состав, мотивы перемещения мигрантов, степень легализации перемещений, степень приживаемости мигрантов, особенности размещения мигрантов по территории вселения. В соответствии  этим была составлена систематизационная таблица, в которой отражены основные особенности современных внутренних и внешних миграционных процессов в России.

По данным таблицы можно констатировать:

• активное вовлечение России в миграционный обмен на разных  уровнях, как на международном, так и на государственном;

• увеличение доли семейной миграции и снижение доли мигрантов трудоспособного возраста, свидетельствующие о снижении роли миграции населения в регулировании демографических процессов (это очень важно, особенно для России, в которой на сегодняшний день отмечается демографический кризис);

• низкую степень приживаемости мигрантов, преобладание среди них «нелегалов», беженцев, вынужденных переселенцев

• практическое совпадение ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов на территории России, что приводит к обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру.

Анализируя характеристики миграционных процессов в России, необходимо начать с внутренней миграции, поскольку она является основной составляющей (почти 90%) общего миграционного оборота в России.

За последние 10 лет миграционная активность населения России сократилась.

Число внутренних перемещений уменьшилось более чем на 1/3, причем отмечается более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Это обстоятельство объясняется более низкими доходами сельского населения, которое стремится в промышленные районы, сосредоточенные в основном в Европейской части России.

В целом география внутренних межрегиональных потоков не изменилась. Однако на сегодняшний день среди регионов страны более четко можно выделить принимающие и отдающие население. Принимающие регионы размещены компактно и соответствуют густонаселенным территориям, в которых сосредоточено 80% населения (120 млн.чел.). Данная зона располагается от Калининградской до Новосибирской области (юг Западной Сибири) и от Карелии (исключая остальную территорию Европейского Севера) до Краснодарского края. Регионы, отдающие население, расположены некомпактно. В целом на этой территории проживает 17% населения (26 млн. чел.).

К ним относятся северная часть Урала, Восточная Сибирь, Дальний восток, Дагестан, Чечня, Ингушетия. Причинами, вынуждающими россиян переезжать в другие регионы страны, являются: военные действия, обострение межнациональных отношений, а также причины экономического характера – потеря работы, невыплата заработной платы, а значит, и снижение жизненного уровня, отсутствие уверенности в завтрашнем дне.

Практически все принимающие регионы России в большей или меньшей степени подвержены кризису, что препятствует успешному обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев. Характеризуя социально – экономические процессы, протекающие в принимающих районах, можно отметить, что они в целом совпадают с общероссийскими: происходит падение уровня производства, отрасли с прежде благополучной динамикой показателей в последние 3 - 4 года стали испытывать определенные сложности. Несмотря на довольно высокий уровень приватизации собственности в промышленности и сфере обслуживания, эффективность работы этих отраслей по-прежнему мала; сохраняется низкий уровень денежных доходов населения, сдерживающий развитие внутреннего рынка товаров и услуг; развитие мелкого частного предпринимательства в настоящее время также не рассматривается специалистами в качестве существенного резерва занятости не только мигрантов, но и коренного населения. Скрытая безработица порождает довольно неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на высоком уровне негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании.

Свидетельством этого могут служить такие данные социологического исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27% опрошенных переселенцев, а 73% испытывают серьезное материальное затруднение.

Наибольшие потери от переезда понесли работники здравоохранения, финансово- экономической сферы и лица, бывшие в ближнем зарубежье безработными.

Негативно оценивают условия жизни и труда, по сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46% опрошенных. Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от реальности фантазии и прихоти.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно – техническим и финансовым обеспечением. Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты, психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов. 

Информация о работе Государственное управление миграционными потоками на территории России