Государственное управление миграционными потоками на территории России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:32, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими.
Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
1. Теоретико-методологические аспекты изучения миграционных потоков
1.1 Теоретические основы миграции……………………………………………..
1.2 Понятие и классификация миграции…
1.3 Современная миграционная ситуация в РФ, основные характеристики миграционных потоков
1.4 Социальные последствия миграционных процессов ……........................
2. Государственное управление миграционными процессами в РФ……
2.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов
в России
2.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации……
2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации
2.4 Проблемы миграции в России……………………………………………….
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

kursovaya_po_ogmu_okonchatelnaya_versia.docx

— 82.83 Кб (Скачать файл)

Социально—экономические трудности в обустройстве вынужденных переселенцев, юридическая, экономическая, социальная не проработанность этих вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.

Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает принятый закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для выхода на пенсию (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65 лет).

Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за счет людей пред пенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до 65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов, которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым расчетам демографов, в

случае продолжения подобной политики, удельный вес казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет в 2015 г. – 80%.

Исследования показывают, что во всей работе по приему, обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально – механический подход, ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению, совершенно не учитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых – антропологов о существовании «культурной дистанции» даже среди жителей разных регионов одной страны и методах ее регулирования. Возможно, федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев. Схематично можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других странах мер и последовательность их применения.

1.  Развернуть обсуждение  в СМИ, в первую очередь по  общероссийскому и региональному  телевидению, проблем переселенцев.

2.   Создать общероссийский  «Фонд солидарности» для всенародной  поддержки переезда переселенцев, их обустройства и трудоустройства. Фонд с таким названием существовал  в послевоенной ФРГ, пополнялся  каждым гражданином страны в  соответствии с его доходом. Из  него беженцам выдавались льготные  кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное  страхование, включая помощь в  случае безработицы. Он стал реальным  фактором сплочения нации и  самоутверждения обездоленных переселенцев.

3.  Создать законодательную  базу и нормативную базу, четко  регулирующую права и обязанности  репатриантов и вынужденных переселенцев, внести необходимые дополнения  в Конституцию страны, утвердив  принцип «национальной солидарности». Достаточно сказать, что такой  закон был принят в ФРГ в  мае 1953 года и на долгие годы  определил статус беженцев, уравняв  их в правах с остальными  немцами, на основе их принадлежности  к одному народу, предусмотрев  по возможности компенсацию понесенного  ими ущерба. В дальнейшем были  приняты и другие законы подобной  направленности. Во Франции в  связи с вынужденным возвращением  французов из бывших колоний  всего за 4 месяца был разработан  и обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем 26 декабря 1961 года. В Конституции  Французской республики записано, что «нация провозглашает солидарность  и равенство всех французов  перед лицом национальных бедствий». А в первой статье закона  о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под угрозой вследствие  политических событий или вынужденные  покинуть территорию, где они  проживали и которая прежде находилась под суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут рассчитывать на помощь государства на основании национальной солидарности. Эта помощь заключается в комплексе мер, направленных на включение французов-репатриантов в экономическую и социальную жизнь нации».

4. Разработать комплекс  мер, побуждающих государственные  и частные банки, финансово-инвестиционные  фонды, страховые компании, благотворительные  фонды и производственные предприятия  оказывать переселенцам на льготных  условиях материальную и финансовую  помощь на долгий срок (на возвратной  основе в течение 10-25 лет). Например, во Франции государство  воздействовало  на все банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять  репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.

 

1.5 Социальные последствия  миграционных процессов

Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с нерешенностью проблем  жизнеобеспечения россиян достаточно негативно сказывается на социально- экономической и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению криминогенной обстановки в данных регионах.

Анализ миграционных процессов в России за последнее десятилетие показывает, что проблемы  с внешней незаконной миграцией продолжают оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее время находится до 1,5 млн

иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов).

Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей оружием и наркотиками.

За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2010 – 2012 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике (на 15%).

В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической деятельности и кредитно – финансовой сфере. Динамика преступности нелегальных мигрантов за период 2010 – 2012 годов отражена в таблице №1.

По данным МВД России, в 2012 году по расследованным уголовным делам было выявлено 29937 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства,  совершивших преступления, против 28650 человек за 2011 год (больше на 4,5 %).Наибольшее число преступлений на территории России за 2012 год было совершено иностранными гражданами стран, указанных в следующей таблице. 

Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных граждан в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую экономику. Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных, восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ. Массовая миграция   иностранных граждан и лиц без гражданства из государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную обстановку, создают базу для формирования террористических организации и политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской Федерации. Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического потенциала страны.

Основные потоки интеллектуальной миграции  идут из регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы – Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров, врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства. Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что становится тормозом развитии страны. Повышенного внимания требуют уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли людьми.

Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости мигрантов,совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов. Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру, повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и контроля миграционных процессов государством.

  

 

 

 

 

 

 

 

  2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ  МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.

 

  2.1 Цели, принципы и  задачи регулирования миграционных  процессов в России

Целями регулирования миграционных процессов в России являются обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской Федерации. Регулирование миграционных процессов в России основывается на следующих принципах:

• защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права;

• защита национальных интересов и обеспечение безопасности Российской Федерации;

• сочетание интересов личности, общества и государства;

•  дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов;

• взаимодействие федеральных органов власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с общественными объединениями мигрантов.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи во внешнеполитической области:

•  защита прав и свободы российских граждан;

•  выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания целевой финансовой и  иной помощи лицам, ищущим временное убежище на территории Российской Федерации;

• развитие сотрудничества России с другими государствами в целях

предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых является массовая миграция населения;

• заключение Российской Федерацией международных договоров и соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних и региональных диалогов об урегулировании миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме, культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и экономических прав трудящихся – иммигрантов, содействии реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их равного с гражданами государства  положения перед законом и уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией, об обмене информацией о практике применения иммиграционного законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортного визовых технологиях.

В области науки и информации предполагается решение следующих задач:

•  дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований, касающихся социально - экономических, юридических, психологических основ регулирования миграционных процессов в России и мире;

• организация проведения мониторинга и научного прогнозирования миграционной обстановки в Российской Федерации;

•  автоматизация и унификация технологий паспортно-визового, налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного контроля;

• создание федеральной системы учета российских юридических лиц, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с организацией международного туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения, привлечением и использованием иностранных работников, а также с трудоустройством российских граждан за рубежом;

•   создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации;

•  содействие средствам массовой информации в объективном информировании населения России о проблемах мигрантов;

• совершенствование автоматизированных систем сбора и распространения информации о социально-экономической обстановке в целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения.

 

2.2 Основные направления  деятельности по регулированию  миграционных процессов в Российской  Федерации

Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:

1. В области обеспечения  контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России

•  совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля;

• активизация договорного процесса с государствами – участниками Содружества Независимых  Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств;

•  усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации;

Информация о работе Государственное управление миграционными потоками на территории России