Государственное управление миграционными потоками на территории России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:32, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими. Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………… 1. Теоретико-методологические аспекты изучения миграционных потоков 1.1 Теоретические основы миграции…………………………………………….. 1.2 Понятие и классификация миграции… 1.3 Современная миграционная ситуация в РФ, основные характеристики миграционных потоков 1.4 Социальные последствия миграционных процессов ……........................ 2. Государственное управление миграционными процессами в РФ…… 2.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России 2.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации…… 2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации 2.4 Проблемы миграции в России………………………………………………. Заключение Литература
Социально—экономические трудности
в обустройстве вынужденных переселенцев,
юридическая, экономическая, социальная
не проработанность этих вопросов, негативное
отношение определенной части жителей
принимающих регионов к этой категории
граждан увеличивают вероятность возрастания
объема возвратной миграции переселенцев
в прежние места проживания.
Новую волну миграции в ближайшие
годы может вызвать и уже вызывает принятый
закон «О пенсионном обеспечении», который
увеличил возраст для выхода на пенсию
(женщинам – до 60 лет и мужчинам – до 65
лет).
Фактически этим актом предполагается
за счет России, а также за счет людей пред
пенсионного возраста, не желающих проживать
в Казахстане до 65 лет, чтобы получить
потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55
– 57 лет покидающих это государство, сократить
расходы на содержание ветеранов, которые
вложили свой труд в экономику этого государства.
По некоторым расчетам демографов, в
случае продолжения подобной
политики, удельный вес казахов с 44,3% в
1995 г. достигнет в 2015 г. – 80%.
Исследования показывают, что
во всей работе по приему, обустройству
и социальной адаптации вынужденных переселенцев
и беженцев из стран ближнего зарубежья
на территории Российской Федерации преобладает
формально – механический подход, ориентация
на «усредненного переселенца». К сожалению,
совершенно не учитываются и даже не берутся
в расчет наработки ученых – антропологов
о существовании «культурной дистанции»
даже среди жителей разных регионов одной
страны и методах ее регулирования. Возможно,
федеральную миграционную программу,
аналогичные документы на более отдаленную
перспективу следует дополнить соответствующими
разделами, в которых целесообразно сформулировать
блок комплексных мероприятий по учету
фактора социальной адаптации вынужденных
переселенцев и беженцев. Схематично можно
обозначить следующий ряд уже апробированных
в других странах мер и последовательность
их применения.
1. Развернуть обсуждение
в СМИ, в первую очередь по
общероссийскому и региональному
телевидению, проблем переселенцев.
2. Создать общероссийский
«Фонд солидарности» для всенародной
поддержки переезда переселенцев,
их обустройства и трудоустройства.
Фонд с таким названием существовал
в послевоенной ФРГ, пополнялся
каждым гражданином страны в
соответствии с его доходом. Из
него беженцам выдавались льготные
кредиты для строительства жилья,
обеспечивалось их социальное
страхование, включая помощь в
случае безработицы. Он стал реальным
фактором сплочения нации и
самоутверждения обездоленных переселенцев.
3. Создать законодательную
базу и нормативную базу, четко
регулирующую права и обязанности
репатриантов и вынужденных переселенцев,
внести необходимые дополнения
в Конституцию страны, утвердив
принцип «национальной солидарности».
Достаточно сказать, что такой
закон был принят в ФРГ в
мае 1953 года и на долгие годы
определил статус беженцев, уравняв
их в правах с остальными
немцами, на основе их принадлежности
к одному народу, предусмотрев
по возможности компенсацию понесенного
ими ущерба. В дальнейшем были
приняты и другие законы подобной
направленности. Во Франции в
связи с вынужденным возвращением
французов из бывших колоний
всего за 4 месяца был разработан
и обсужден закон о репатриации,
утвержденный генералом де Голлем
26 декабря 1961 года. В Конституции
Французской республики записано,
что «нация провозглашает солидарность
и равенство всех французов
перед лицом национальных бедствий».
А в первой статье закона
о репатриации провозглашено: «Французы,
находящиеся под угрозой вследствие
политических событий или вынужденные
покинуть территорию, где они
проживали и которая прежде находилась
под суверенитетом, протекторатом или
опекой Франции, могут рассчитывать на
помощь государства на основании национальной
солидарности. Эта помощь заключается
в комплексе мер, направленных на включение
французов-репатриантов в экономическую
и социальную жизнь нации».
4. Разработать комплекс
мер, побуждающих государственные
и частные банки, финансово-инвестиционные
фонды, страховые компании, благотворительные
фонды и производственные предприятия
оказывать переселенцам на льготных
условиях материальную и финансовую
помощь на долгий срок (на возвратной
основе в течение 10-25 лет). Например,
во Франции государство воздействовало
на все банки, включая частные,
с целью побудить их предоставлять
репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.
1.5 Социальные последствия
миграционных процессов
Поскольку миграционные процессы
в России имеют довольно широкий размах,
переселение в столь значительных масштабах
в сочетании с нерешенностью проблем
жизнеобеспечения россиян достаточно
негативно сказывается на социально- экономической
и политической ситуации в стране.
Как внутренние, так и внешние
миграционные потоки направлены преимущественно
в южные и центральные регионы европейской
части России. Это приводит к стихийному
и неконтролируемому росту населения
и ухудшению криминогенной обстановки
в данных регионах.
Анализ миграционных процессов
в России за последнее десятилетие показывает,
что проблемы с внешней незаконной
миграцией продолжают оставаться острыми,
а отдельные из них представляют и угрозу
национальной безопасности государства.
Уровень ее остается высоким, а численность
мигрантов постоянно растет. По экспертным
оценкам, в стране в настоящее время находится
до 1,5 млн
иностранных граждан и лиц без
гражданства (апатридов).
Преступные группировки из
нелегальных мигрантов создают в крупных
городах России неконтролируемый рынок
товаров и услуг, уклоняются от оплаты
налогов, ведут незаконную коммерческую
деятельность, занимаются торговлей оружием
и наркотиками.
За последние 10 лет число мигрантов,
совершивших преступления на территории
России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный
вес мигрантов в общем числе лиц, совершивших
преступления, составлял 6,7 %, то в 2010 –
2012 годах – уже 7,5%. При этом продолжается
рост преступлений в экономике (на 15%).
В большинстве регионов России
отмечен рост преступлений, которые требовали
контактов за рубежом и межгосударственного
сотрудничества. Это наркобизнес, незаконный
оборот оружия, преступления во внешнеэкономической
деятельности и кредитно – финансовой
сфере. Динамика преступности нелегальных
мигрантов за период 2010 – 2012 годов отражена
в таблице №1.
По данным МВД России, в 2012 году
по расследованным уголовным делам было
выявлено 29937 человек – иностранных граждан
и лиц без гражданства, совершивших
преступления, против 28650 человек за 2011
год (больше на 4,5 %).Наибольшее число преступлений
на территории России за 2012 год было совершено
иностранными гражданами стран, указанных
в следующей таблице.
Из года в год все больше нарушений
правил пребывания иностранных граждан
в России и их транзисторного проезда.
Много острых проблем создает интенсивный
приток в Россию нелегальных иностранных
рабочих. По экспертным оценкам, они составляют
сейчас до двух миллионов человек. Не занимая
официальных рабочих мест, эти люди негативно
влияют на рынок труда, вовлекаются в теневую
экономику. Интенсивный отток населения
в последнее десятилетие из северных,
восточных и приграничных районов страны
приводит к сокращению его численности
на этих территориях, богатых сырьевыми
ресурсами. В результате оттока населения
изменяется его этническая структура
в ряде субъектов РФ. Массовая миграция
иностранных граждан и лиц без гражданства
из государств Закавказья, Центральной
и Восточной Азии и их незаконное пребывание
в ряде районов Российской Федерации зачастую
ухудшают социальную обстановку, создают
базу для формирования террористических
организации и политического экстремизма,
являются угрозой безопасности Российской
Федерации. Эмиграция на постоянное место
жительства в экономически развитые страны
квалифицированных специалистов, молодежи
с высоким уровнем образования ведет к
ослаблению научного, творческого, экономического
потенциала страны.
Основные потоки интеллектуальной
миграции идут из регионов, обладающих
высоким научно-техническим потенциалом:
Северо-западного, Центрального, Западно-Сибирского
экономических районов; из городов преобладают
Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.
Ориентированы потоки интеллектуальной
эмиграции в настоящее время на такие
страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль,
страны Западной Европы – Великобританию,
Германию, Швецию. Эти страны не только
принимают, но и поощряют иммиграцию высококвалифицированных
кадров, в первую очередь специалистов
в области современных технологий, программистов,
инженеров, врачей, специалистов по естественным
наукам. Причем по временному контракту
на работу уезжает лишь 5-7%, остальные –
на постоянное место жительства. Следовательно,
«утечка умов» в основном носит безвозвратный
характер, что становится тормозом развитии
страны. Повышенного внимания требуют
уязвимые группы трудящихся – эмигрантов,
и, прежде всего женщины. Особенно нетерпимыми
являются правонарушения при трудоустройстве
эмигрантов за рубежом, связанные со случаями
незаконного выезда, дискриминации, торговли
людьми.
Подводя итого вышесказанному,
необходимо отметить, что миграционные
потоки в России характеризуются активным
ее вовлечением в международный и межрегиональный
обмен, увеличением доли семейной миграции
и снижением доли мигрантов трудоспособного
возраста, низкой степенью приживаемости
мигрантов,совпадением ареалов концентрации
внешних и внутренних мигрантов. Все это
приводит к негативным социальным последствиям:
обострению ситуации на рынке жилья, труда,
увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру,
повышению уровня преступности. Такая
ситуация требует разработки и реализации
адекватной миграционной политики, ужесточению
управления и контроля миграционных процессов
государством.
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
2.1 Цели, принципы и
задачи регулирования миграционных
процессов в России
Целями регулирования миграционных
процессов в России являются обеспечение
устойчивого социально-экономического
и демографического развития страны, национальной
безопасности РФ, удовлетворение потребностей
растущей российской экономики в трудовых
ресурсах, рациональное размещение населения
на территории страны, использование интеллектуального
и трудового потенциала мигрантов для
достижения благополучия и процветания
Российской Федерации. Регулирование
миграционных процессов в России основывается
на следующих принципах:
• защита прав и свобод человека
на основе законности и неуклонного соблюдения
норм международного права;
• защита национальных интересов
и обеспечение безопасности Российской
Федерации;
• сочетание интересов личности,
общества и государства;
• дифференцированный подход
государства к решению проблем различных
категорий мигрантов;
• взаимодействие федеральных
органов власти, исполнительных органов
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления с общественными
объединениями мигрантов.
Для достижения указанных целей
должны быть решены следующие основные
задачи во внешнеполитической области:
• защита прав и свободы
российских граждан;
• выработка и реализация
межгосударственных механизмов оказания
целевой финансовой и иной помощи лицам,
ищущим временное убежище на территории
Российской Федерации;
• развитие сотрудничества
России с другими государствами в целях
предупреждения и предотвращения
конфликтов, следствием которых является
массовая миграция населения;
• заключение Российской Федерацией
международных договоров и соглашений
о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно
находящихся на территории договаривающихся
сторон (соглашение о реадмиссии), о борьбе
с незаконной иммиграцией, поощрении двусторонних
и региональных диалогов об урегулировании
миграционных вопросов, приграничной
торговле, туризме, культурных, спортивных
и иных поездках, о гарантии социальных
и экономических прав трудящихся – иммигрантов,
содействии реализации прав соотечественников
за рубежом, об обеспечении их равного
с гражданами государства положения
перед законом и уважительного отношения
к их духовным и иным связям с Россией,
об обмене информацией о практике применения
иммиграционного законодательства, имеющихся
проблемах, с которыми сталкиваются государства
при обеспечении защиты иммигрантов, а
также информацией о новых методах иммиграционного
контроля и паспортного визовых технологиях.
В области науки и информации
предполагается решение следующих задач:
• дальнейшее развитие фундаментальных
научных исследований, касающихся социально
- экономических, юридических, психологических
основ регулирования миграционных процессов
в России и мире;
• организация проведения мониторинга
и научного прогнозирования миграционной
обстановки в Российской Федерации;
• автоматизация и унификация
технологий паспортно-визового, налогового,
таможенного, пограничного и иммиграционного
контроля;
• создание федеральной системы
учета российских юридических лиц, филиалов
и представительств иностранных юридических
лиц, деятельность которых связана с организацией
международного туризма, приема иностранных
граждан для обучения и лечения, привлечением
и использованием иностранных работников,
а также с трудоустройством российских
граждан за рубежом;
• создание федеральной
системы учета иностранных граждан, в
том числе пребывающих в Россию в целях
осуществления трудовой деятельности,
а также обучающихся в образовательных
учреждениях Российской Федерации;
• содействие средствам
массовой информации в объективном информировании
населения России о проблемах мигрантов;
• совершенствование автоматизированных
систем сбора и распространения информации
о социально-экономической обстановке
в целях определения условий приема и
размещения иммигрантов, о вакантных рабочих
местах в субъектах Российской Федерации,
а также о территориях и населенных пунктах,
благоприятных или не рекомендуемых для
их расселения.
2.2 Основные направления
деятельности по регулированию
миграционных процессов в Российской
Федерации
Основными направлениями деятельности
по регулированию миграционных процессов
являются:
1. В области обеспечения
контроля за иммиграционными процессами
в Российской Федерации разработка и создание
единой системы иммиграционного контроля
на территории России
• совершенствование деятельности
государственных органов исполнительной
власти, осуществляющих иммиграционный
контроль на территории России, координация
их взаимодействия с органами пограничного
и таможенного контроля;
• активизация договорного
процесса с государствами – участниками
Содружества Независимых Государств
и заключение двусторонних и многосторонних
соглашений в рамках Содружества, определяющих
ответственность сторон за поощрение
или непротиводействие незаконной миграции,
в том числе незаконной трудовой миграции,
за нарушение границ Содружества, а также
согласование порядка выдачи виз в пределах
Содружества Независимых Государств;
• усиление ответственности
органов исполнительной власти субъектов
РФ за нарушение миграционного законодательства
Российской Федерации;