Государственное управление миграционными потоками на территории России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 16:32, курсовая работа
Описание работы
Целью работы является анализ миграционных процессов в России и механизма государственного управления ими. Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков, выявление проблем и возможных вариантов их решения.
Содержание работы
Введение ……………………………………………………………………… 1. Теоретико-методологические аспекты изучения миграционных потоков 1.1 Теоретические основы миграции…………………………………………….. 1.2 Понятие и классификация миграции… 1.3 Современная миграционная ситуация в РФ, основные характеристики миграционных потоков 1.4 Социальные последствия миграционных процессов ……........................ 2. Государственное управление миграционными процессами в РФ…… 2.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России 2.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации…… 2.3 Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации 2.4 Проблемы миграции в России………………………………………………. Заключение Литература
4. Отсутствие комплексного
подхода к регулированию миграционных
процессов привело к неравномерной
миграционной нагрузке на субъекты
Российской Федерации и существенно
осложнило решение вопросов обустройства
и интеграции беженцев и вынужденных
переселенцев. В связи с этим
особую актуальность приобретает
разработка проекта закона «О
государственном регулировании
миграционных потоков на территории
России на основе установления
субъектами Российской Федерации
миграционных квот».
Таким образом, миграционная
политика служит для обеспечения устойчивого
социально-экономического и демографического
развития страны, национальной безопасности
РФ, удовлетворения потребностей растущей
российской экономики в трудовых ресурсах,
рационального размещения населения на
территории страны, использования интеллектуального
и трудового потенциала мигрантов для
достижения благополучия и процветания
России. Реализация миграционной политики
обеспечивается путем взаимодействия
Правительства РФ, федеральных органов
исполнительной власти, органов власти
субъектов РФ. Основана государственная
миграционная политика на нормах международного
права, положениях Конституции РФ, федеральных
законах и нормативных правовых актах.
2.4 Проблемы миграции
в России
Тема сегодняшнего обсуждения
имеет большое значение для нашей страны.
Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что
миграция в Россию – не конъюнктурное
явление.
1. Перемещение потоков
населения из одной страны
в другую - одна из закономерностей
развивающихся процессов глобализации.
Месяц назад был опубликован
доклад Всемирного банка, посвященный
перспективам миграции в мире.
Согласно этому докладу, крупнейший
канал миграции в 2010 году –
поток из Мексики в США. Второе
направление по масштабам миграции
– из России в Украину, третье
– из Украины в Россию. Этот
процесс обмена гражданами между
Россией и Украиной, по утверждению
Всемирного банка уже масштабнее,
чем эмиграция из Бангладеш
в Индию и из Турции в
Германию. Еще не опубликованы
результаты проведенной у нас
переписи населения, но, по данным
Всемирного банка, в России уже
проживает 12,2 млн. мигрантов, что составляет
8,6 процента от ее населения.
Демографические прогнозы показывают,
что процессы депопуляции и старения населения
России усилятся. По среднему варианту
прогноза Росстата, естественная убыль
населения России с 2011 по 2025 год составит
6,4 млн. человек. Следовательно, иммиграция
является основным источником восполнения
численности российского населения. Эти
цифры показывают, насколько серьезная
проблема миграции, которой, к сожалению,
мы не придаем должного внимания.
2. А теперь о трудовой
миграции в Россию. Ее поток
не прекратится в ближайшие
годы, так как трудно ожидать
резкого улучшения экономического
и социального положения в
ряде бывших республик Советского
Союза, особенно в Таджикистане,
Узбекистане, Киргизии, Молдавии. По
данным Всемирного банка, Россия
уже сегодня после США –
второй импортер рабочей силы.
Положение усложняется в результате
того, что русскоязычный поток
в Россию уже практически истек
– в нашу страну уже переселилось
около 6 млн. русскоязычного населения
из стран СНГ, это, в основном, славянская
часть. Ныне преобладающая часть трудовой
миграции – представители так называемых
титульных наций. Вместе с тем, по своему
социальную составу трудовая миграция
– это чернорабочие. В гораздо меньшей
степени – мелкие предприниматели, открывающие
свое «дело».
3. Хотел бы подчеркнуть,
что трудовая миграция для
России имеет две стороны: позитивную
и негативную. Наша специфика,
которая, очевидно, не скоро будет
преодолена, заключается в том, что
в России практически отсутствует
мобильность рабочей силы и
вместе с тем широко распространены
соображения престижа при отказе
от низкооплачиваемой и особенно
черной работы. Это относится
главным образом к нашему населению
больших и средних городов. Демографический
спад и развал профтехобразования
также привели к тому, что образовалось
большое число свободных рабочих мест
в области производства. Трудовая миграция
в этом плане выполняет позитивные для
нас функции.
Однако наряду с этим существует
целый ряд негативных моментов. Назову
основные из них:
- значительное число нелегальных
трудовых мигрантов;
- «захват» мигрантами
целых сфер хозяйственной деятельности,
чему в немалой степени способствует
их крайне низкая зарплата, 10-12
часовой рабочий день без выходных,
примитивные условия жизни. Нужно
прямо сказать, что такая дешевизна
мигрантов является серьезным
препятствием на пути технико-технологического
процесса в российском производстве;
К негативным моментам
также следует отнести:
- возникновение интегрированных
по национальному признаку групп,
что приводит к росту преступности;
- межнациональные и межкультурные
конфликты мигрантов с коренным
населением, угроза религиозных
конфликтов с учетом того, что
значительная часть мигрантов
в Москве и других крупных
городах европейской части России
– мусульмане;
- подпитка ксенофобских
настроений в российском обществе;
- отток средств из страны
практически без обложения налогом.
По некоторым данным сумма
таких средств свыше 200 млрд. рублей
в год.
4. С учетом всего сказанного,
необходима последовательная, взвешенная
миграционная политика, направленная
на решение следующих задач:
Первая. Дифференцированный
подход к трудовым мигрантам. В США, например,
четко разграничиваются трудовые мигранты
по уровню: специалисты получают право
на жительство с перспективой гражданства,
сельхозрабочие – право на работу на один
год с возможностью продления в случае
безупречной характеристики работодателя
и соответствующих правоохранительных
служб.
Вторая. Создание условий, благоприятствующих
ассимиляции мигрантов. С этой целью необходимо
введение контроля над деятельностью
работодателей, распространение на мигрантов
российского трудового законодательства.
Третья. Создание условий, благоприятствующих
контролируемой трудовой миграции в Восточную
Сибирь и на Дальний Восток не только из
Китая, но и из бывших республик СССР.
Четвертая. Обучение части
трудовой миграции по специальностям,
необходимым для нашей экономики.
Естественно, я не исчерпал
всей тематики, связанной с миграцией
в России. Хотелось бы также отметить,
что целый ряд мер предпринят за последнее
время с целью ввести в законное русло
трудовую миграцию, но эти меры лишь частично
решили важные для сегодняшней России
проблемы.
Заключение
На рубеже у XXI века население
мира перешагнуло шестимиллиардный порог.
Но у скольких людей предки жили в той
же стране, в том же регионе, говорили на
том же языке?
Россия большая малонаселенная
страна, вне территории которой находится
около 20 миллионов соотечественников.
Следует радушно принимать всех, кто считает
Россию родиной и для этого разрабатывать
серьезные программы их приема, не строя
препон в расселении. Миграция в Россию
порождена во многом ее собственной политикой
и политикой СССР, правопреемницей которого
РФ себя объявила.
Несмотря на то, что за последнее
десятилетие неоднократно предпринимались
серьезные шаги, направленные на решение
отечественной проблемы миграции, она
так и не была решена. Сегодня на повестке
дня – коренная реконструкция государственной
политики в той области.
Представляется, что приоритеты
должны быть отданы следующим насущным
задачам:
- обеспечения крыши над
головой для всех беженцев;
- создания рабочих мест
для вынужденных переселенцев
в соответствии с их квалификацией
и потребностями России;
- оптимальному использованию
трудовых мигрантов из стран
СНГ исходя из интересов обеспечения
экономики страны и ее регионов
необходимыми трудовыми ресурсами;
- прекращению нелегальной
миграции.
Только после этого можно будет
вплотную приступить к реализации второго
этапа миграционной политики - привлечению
новых переселенцев в Россию. При этом
надо иметь в виду, что в первую очередь
следует содействовать переезду в страну
высококвалифицированных специалистов.
Анализ многоаспектности процессов
миграции позволяет высказать следующие
рекомендации:
– Разработать специальную
программу о предотвращении депопуляции
и дифференцированной помощи, наиболее
нуждающимся регионам, прежде всего областям
центральной России, сельским районам
Северного Кавказа, Поволжья и Сибири,
арктическим аборигенным народам.
– Тщательно изучить проблемы
оттока русских из республик Российской
Федерации, возможности улучшения их социальных
условий и политического представительства
в общественной жизни страны.
– Добиваться аннулирования
всех актов субъектов Федерации о регулировании
миграции, противоречащих Конституции
и Федеральным законам.
– При проведении политики
поддержки «зарубежных соотечественников»
четко определить, что под соотечественниками
подразумеваются граждане России. В отношении
других категорий бывших граждан СССР
следует придерживаться принципа защиты
прав этнических меньшинств и дискриминируемых
групп. Россия имеет право строить свою
политику в отношении постсоветских государств
в зависимости от соблюдения ими прав
человека.
– Из общего миграционного
истока в Россию целесообразно выделить
категорию репатриантов из «ближнего
зарубежья» и разработать соответствующий
правовой механизм - Закон Российской
Федерации «О репатриации». Для выработки
такого механизма в странах СНГ и Балтии
необходимо создать под государственным
контролем структуры, оказывающие услуги
в распоряжении оставляемым жилым фондом
и иным имуществом возможностью зачета
их стоимости при обустройстве на территории
России.
Политический фактор по-прежнему
остается основной причиной вынужденной
миграции. Стала более тесной его взаимосвязь
с экономическими и социальными причинами.
Вместе они инициируют и поддерживают
миграционные настроения. В результате
сохраняется устойчивая тенденция к абсолютному
сокращению численности русскоязычного
населения в странах СНГ. Для изменения
ситуации к лучшему в данной области нужны
более активные дипломатические шаги
Российской Федерации как в рамках СНГ,
так и на уровне двусторонних отношений.
Такие шаги желательны и на уровне многосторонних
отношений, ибо миграционные потоки способны,
перейдя в неуправляемое состояние, стать
серьезным фактором дестабилизации мирового
порядка, но они же могут служить источником
формирования нового духовного богатства,
заключающегося в творческом развитии
человеческого потенциала.
Применительно к миграционной
ситуации в Курской области можно отметить
следующее. Несмотря на прилагаемые государством
усилия, ситуация с мигрантами и вынужденными
переселенцами остается напряженной.
Одной из причин такого положения дел
является, безусловно, недостаточное финансирование
соответствующих программ из федерального
бюджета. И все же представляется, что
функционирование областных миграционных
служб до сего момента являлось недостаточно
результативным.
Хочется надеяться, что осуществляемая
правительством страны реорганизация
государственной миграционной политики
и соответственное изменение структуры
миграционных органов на местах ускорит
интеграцию мигрантов и вынужденных переселенцев
в российское общество.
Литература
1. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных
Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции
Российской Федерации от 30.12.2008 N
6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от
21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. «Кодекс Российской
Федерации об административных
правонарушениях» от 30.12.2001 №195 –
ФЗ (ред. от 06.04.2015).
3. ФЗ «О беженцах» от
19.02.1993 №4528-1 (ред. от 22.12.2014).
4. ФЗ «О борьбе с
терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от
06.03.2006)
5. Закон РФ «О вынужденных
переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от
25.11.2013). 1.
6. Указ Президента РФ
«О структуре федеральных органов
исполнительной власти» от 17.05.2000
№867 (ред. 25.11.2003)
7. Указ Президента РФ
«О совершенствовании государственного
управления в области миграционной
политики» от 23.02.2002 №232
8. Указ Президента РФ
«О федеральной миграционной
программе» от 09.08.1994 №1668(ред. от 13.06.1996)
9. «Концепция регулирования
миграционных процессов в РФ».
Одобрена распоряжением Правительства
РФ от 01.03.2003 №256-1
10. Курс демографии: Учеб.
пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский
и др.; Плод. Ред. проф. А.Я.Боярского. –
3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и
статистика, 1985. – 391 с.
11. Современные миграционные
процессы на Северном Кавказе:
проблемы интеграции и повышения
кровня толерантности. Материалы региональной
научно-практической крнференции(29 –
30 мая 2002 г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г. и
Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2012. – 266
с.
12. Великое переселение
продолжается. А.Егоров // Миграция и гражданство
№1(4)/2013. – 4-5 с.
13. Законодательство о
миграции: плюсы и минусы // Закон
№11/2012. – 107-110 с.
14.Какая миграционная
политика нужна России? // Российская
Федерация сегодня №11/2012. – 31-37 с.