Государственное управление в области иностранных дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Любое государство осуществляет как внутренние функции в пределах своих границ, так и внешние функции, связанные с проведением экономической и иной политики во взаимоотношениях с другими государствами, международными органами и организациями, защитой национального общественного строя, своих интересов и неотчуждаемости территории. Это вызывает у государства необходимость в организации специальных государственных органов управления, обеспечивающих решение внутренних дел и иностранных дел.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами 5
1.1 Организационно-правовая система управления 5
1.2 Органы управления иностранными делами Российской
Федерации 9
Глава 2. Министерство иностранных дел 16
Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти. Структура МИД 16
Взаимодействие с Федеральным Собранием, политическими партиями и институтами гражданского общества 24
Защита интересов соотечественников за рубежом. Россотрудничество 27
Заключение 31
Список используемой литературы 32

Файлы: 1 файл

Kursovaya.docx

— 63.71 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО

ТРАНСПОРТА

ФБОУ ВПО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

ИНСТИТУТ МОРСКОГО ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

 

Кафедра «Истории и теории государства и права»

 

 

                                                     КУРСОВАЯ РАБОТА

                  по дисциплине «Теория государственного управления»

                 на тему «Государственное управление в области иностранных дел»

 

 

 

 

Выполнил:

Допущен к защите___________________________________________________

Руководитель работы:_______________________________________________

 

 

                                                 Новороссийск, 2013 г.

 

                               Содержание

Введение             3

Глава 1. Организационно-правовые формы управления иностранными делами             5

1.1 Организационно-правовая система управления     5

          1.2  Органы управления иностранными делами Российской

                  Федерации           9

Глава 2. Министерство иностранных дел       16

    1. Министерство иностранных дел, как орган исполнительной власти. Структура МИД      16
    2. Взаимодействие с Федеральным Собранием, политическими партиями и институтами гражданского общества  24
    3. Защита интересов соотечественников за рубежом. Россотрудничество       27

Заключение          31

Список используемой литературы        32

 

 

 

 

  

 

 

 

 

                                     

                                         

 

                                           Введение:

 

Любое государство осуществляет как внутренние функции в пределах своих границ, так и внешние функции, связанные с проведением экономической и иной политики во взаимоотношениях с другими государствами, международными органами и организациями, защитой национального общественного строя, своих интересов и неотчуждаемости территории. Это вызывает у государства необходимость в организации специальных государственных органов управления, обеспечивающих решение внутренних дел и иностранных дел.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и характеристика государственного управления в области иностранных дел РФ. 
 Государственное управление иностранными делами - это деятельность органов государства, направленная на проведение внешней политики РФ.

К основным задачам международной политики РФ относятся:

обеспечение благоприятных внешних условий для совершенствования общества в РФ; устранение угрозы мировой войны, достижение всеобщей безопасности и разоружения;

неуклонное расширение и углубление сотрудничества на основе мирного сосуществования, делового, взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, всемерное содействие укреплению и прогрессу гуманистических и демократических обществ.

Внешнеполитическая деятельность осуществляется высшими органами государственной власти и управления РФ, а также министерствами, государственными комитетами и ведомствами в пределах предоставленной им компетенции.

Конституция РФ к ведению высших органов государственной власти и управления относит следующие вопросы внешней политики: вопросы мира и войны, защита суверенитета, охрана государственных границ и территорий РФ, организация обороны страны; обеспечение государственной безопасности; представительство РФ в международных отношениях; связи РФ с иностранными государствами и международными организациями; установление общего порядка.

Наиболее широкой компетенцией в области внешних сношений обладают Верховный Совет РФ и Президент РФ, который ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания.

Высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти РФ - Правительство РФ - осуществляет общие мероприятия в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно-технического сотрудничества РФ с зарубежными странами, принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров РФ; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры. Он направляет и координирует деятельность всех министерств, государственных комитетов и ведомств, осуществляющих связь с иностранными государствами, борьба против ядерной опасности, гонки вооружений, за сохранение и укрепление всеобщего мира.

 

Задачи, которые вытекают из поставленной перед нами цели:  
      -  Дать общую характеристику и понятие организационно-правовых аспектов государственного управления в области иностранных дел в РФ. 
      -  Рассмотреть особенности правового положения и полномочий Министерства иностранных дел как основного органа государственного управления в области иностранных дел РФ. 

Глава I. Организационно-правовые формы управления иностранными делами

  1.1.Организационно-правовая система управления  Внешнеполитическая деятельность государства органически связана с его внутренней политикой, является ее продолжением. Основные направления внешнеполитической деятельности РФ состоят в осуществлении политических, дипломатических, внешнеэкономических, культурных, экологических, военных, правовых и иных мер, целью которых является создание наиболее благоприятных условий для перехода страны к рыночным отношениям.

Национальные интересы в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета и территориальной целостности, упрочений позиций РФ как великой  державы – одного из влиятельных  центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека. Реализация данных интересов приобретает в современных условиях еще большую значимость, поскольку, несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

 

    Все интересы, направления и меры, связанные с внешней деятельностью РФ, отражены в законодательстве и осуществляется соответствующими государственными органами и негосударственными организациями. При этом государственная деятельность внешнеполитического характера получило официальное название в системе государственного управления – «иностранные дела», под которыми в самом общем виде понимается отношение России с иностранными государствами и международными организациями.

 

    Содержание  данной отрасли управления определяется Конституцией РФ, международными правовыми  актами, российским законодательством. Так, Конституция РФ устанавливает, что к ведению Российской Федерации  относятся внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры, вопросы войны и мира; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации.

 

    В названных и других нормативных  актах определено основное содержание деятельности в области иностранных  дел: 

   - защита интересов  России, ее суверенитета, а также граждан в их    взаимоотношениях с зарубежными странами;

    - координация деятельности представительств России за рубежом и в международных организациях; организация взаимоотношений с дипломатическими представителями других стран;

    -  разработка, заключение международных договоров и соглашений и контроль за их выполнением;

    -   организация и ведение переговоров с иностранными государствами;

    - постоянное оперативное управление иностранными делами с учетом конкретной обстановки и условий межгосударственных отношений в мире.

 

    Руководство иностранными делами осуществляют Президент  РФ, представительные и исполнительные органы государственной власти.

 

    Президент в пределах своих конституционных  полномочий (ст. 80,83,86 КРФ): определяет основные направления внешней политики государства, представляет страну в международных отношениях, осуществляет руководство внешней политикой; ведет переговоры и подписывает международные договоры; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей; назначает и освобождает от должности министра иностранных дел; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

Важную  роль в реализации этих полномочий играет Управление Президента РФ по внешней  политике. Согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 29 июня 2004 г.

 

   

Основными задачами Управления являются:

  • содействие Президенту в определении основных направлений внешней политики государства;
  • участие в разработке общей стратегии внешней политики государства, обеспечении реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой государства;
  • информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности Президента и Руководителя Администрации Президента по вопросам внешней политики государства и международных отношений;
  • обеспечение содержательной части внешнеполитических мероприятий с участием Президента;
  • обеспечение взаимодействия Президента и Руководителя Администрации Президента с государственными органами иностранных государств и их должностными лицами, с зарубежными политическими и общественными деятелями, с международными и иностранными организациями;
  • подготовка предложений Президенту по специальным вопросам международного сотрудничества, в том числе по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

 

  

 

 Федеральное Собрание РФ принимает законы, определяющие содержание внешнеполитической деятельности. Значительными полномочиями в области иностранных дел обладает Совет Федерации. К его ведению относятся утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; о статусе и защите Государственной границы РФ; войне и мире.

 

   Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными конституционным законом  « О Правительстве Российской Федерации», другими нормативными актами в сфере внешней политики и международных отношений:

  • осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики российской Федерации;
  • обеспечивает представительство России в иностранных государствах и международных организациях;
  • в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств России по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров и обязательств;
  • отстаивает геополитические интересы России, защищает граждан РФ за пределами ее территории;
  • осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

 

 

 

 

 

1.2 Органы управления иностранными делами Российской Федерации

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области международных отношений, является Министерство иностранных дел РФ. Положение о МИД 14 марта 1995 г. утверждено Президентом РФ1, которому подведомственно данное министерство. Президент и Правительство осуществляют контроль за работой МИД по соответствующим направлениям его деятельности. В этом специфика статуса Министерства иностранных дел ввиду особого значения его деятельности. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Информация о работе Государственное управление в области иностранных дел