Министерство иностранных дел
Российской Федерации подведомственно
Президенту Российской Федерации по вопросам,
закрепленным за Президентом Российской
Федерации Конституцией Российской Федерации,
либо в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации. В своей
деятельности Министерство иностранных
дел Российской Федерации руководствуется
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской
Федерации, а также настоящим Положением.
В систему Министерства иностранных
дел Российской Федерации входят дипломатические
представительства и консульские учреждения
Российской Федерации, представительства
Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных)
организациях (далее именуются - загранучреждения),
территориальные органы - представительства
Министерства на территории Российской
Федерации, а также подведомственные ему
предприятия, учреждения и организации
на территории Российской Федерации, созданные
для обеспечения деятельности Министерства
(далее именуются - организации, находящиеся
в ведении министерства).
Государственным органом при
Министерстве иностранных дел Российской
Федерации является Российский центр
международного научного и культурного
сотрудничества при Министерстве иностранных
дел Российской Федерации (Росзарубежцентр).
Министерство иностранных дел Российской
Федерации осуществляет руководство деятельностью
Росзарубежцентра и контроль за ней2.
Основными задачами Министерства
иностранных дел Российской Федерации
являются:
- разработка общей стратегии
внешней политики Российской Федерации
и представление соответствующих предложений
Президенту Российской Федерации;
- реализация внешнеполитического
курса Российской Федерации;
- координация международной
деятельности других федеральных органов
исполнительной власти и международных
связей органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в целях
проведения единой политической линии
Российской Федерации в отношениях с иностранными
государствами и международными организациями;
- обеспечивает участие Российской
Федерации в деятельности Организации
Объединенных Наций, Содружества Независимых
Государств, органов Союзного государства,
международных организаций, конференций,
форумов, содействует повышению роли Российской
Федерации как члена мирового сообщества
в решении глобальных и региональных
международных проблем;
- дает согласие заинтересованным
органам исполнительной власти на распространение
официальной информации по вопросам, касающимся
внешнеполитического курса Российской
Федерации, включая опубликование дат
предстоящих визитов руководителей российского
государства за границу и руководителей
иностранных государств и международных
организаций в Россию, а также на освещение
хода визитов;
- содействует осуществлению
межпарламентских и других внешних связей
Федерального Собрания;
- информирует загранучреждения
по вопросам внешней и внутренней политики;
- обеспечивает функционирование
единой государственной системы регистрации
и учета международных договоров Российской
Федерации;
- обеспечивает постоянное хранение
подлинников (заверенных копий, официальных
переводов) международных договоров Российской
Федерации, материалов архивов внешней
политики России, учет и использование
документов, находящихся в них на постоянном
хранении;
- осуществляет кадровое обеспечение
центрального аппарата, загранучреждений,
территориальных органов - представительств
Министерства на территории Российской
Федерации, организаций, находящихся в
ведении Министерства, организует подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
кадров дипломатической службы;
- организует на территории Российской
Федерации и за рубежом консульскую работу,
оказывает в установленном порядке консульские,
информационно-консультационные и иные
виды услуг;
- осуществляет в соответствии
с нормами международного права защиту прав и интересов соотечественников,
проживающих за рубежом;
- подготавливает и представляет
в установленном порядке предложения
по совершенствованию законодательства
Российской Федерации в области отношений
с соотечественниками, проживающими за
рубежом, а также по внешнеполитическому
и международно-правовому обеспечению
деятельности Российской Федерации в
целях защиты прав, законных интересов
и поддержки соотечественников, проживающих
за рубежом;
- координирует международную
деятельность федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в отношении
соотечественников, проживающих за рубежом;
- обеспечивает деятельность
Правительственной комиссии по делам
соотечественников за рубежом;
- оформляет в установленном
порядке паспортно-визовую документацию;
- обеспечивает осуществление
дипломатической курьерской связи с использованием
мер и средств по охране дипломатической
почты при ее транспортировке;
- оказывает содействие функционированию
иностранных дипломатических и консульских
представительств на территории Российской
Федерации и в целях обеспечения выполнения
международных обязательств Российской
Федерации осуществляет в пределах своей
компетенции контроль за деятельностью
обслуживающих их предприятий, учреждений
и организаций;
- выполняет другие функции, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
Министерство иностранных дел
Российской Федерации возглавляет Министр,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом Российской
Федерации по предложению Председателя
Правительства Российской Федерации.
Контроль за деятельностью
Министерства иностранных дел Российской
Федерации осуществляется по соответствующим
направлениям деятельности Министерства
Президентом Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации.
Говоря о зарубежных органах
внешних сношений необходимо отметить,
что зарубежные органы для России, ее внешнеэкономической
и внешнеполитической деятельности имеют
не менее важное значение, чем внутригосударственные.
Рассмотрим основные из них.
Дипломатическое представительство
- это орган аккредитующего государства,
учрежденный на территории государства
пребывания для поддержания дипломатических
отношений между ними.
Установлены следующие виды
дипломатических представительств:
1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые
чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются
представительства Ватикана - нунциатуры,
а также представительства, которыми обмениваются
государства Британского Содружества;
2) миссии - представительства, возглавляемые чрезвычайными и
полномочными посланниками; 3) иные официальные
представительства, имеющие специфический
статус (например, представительство Российской
Федерации по поддержанию контактов с
Ватиканом и соответствующее представительство
Ватикана в России.
Штат дипломатического представительства
состоит из главы представительства, дипломатического,
а также административно-технического
и обслуживающего персонала. К обслуживающему
персоналу относятся: врачи, курьеры, шоферы,
повара и т. д.
Главы представительств государств,
согласно ст. 14 Венской конвенции о дипломатических
сношениях 1961 г., делятся на три класса:
а) класс послов и нунциев, аккредитуемых
при главах государств; б) класс посланников
и интернунциев, аккредитуемых также при
главах государств;
в) класс поверенных в делах,
аккредитуемых при министрах иностранных
дел3.
По постановлению Правительства
РФ от 26 июня 1995 г. при посольствах Российской
Федерации в государствах СНГ, в странах
Балтии и в КНР учреждаются представительства
Федеральной миграционной службы России.4
Консульские учреждения как
зарубежные представительства имеют существенное
отличие от дипломатических представительств:
они функционируют не в масштабах всего
государства пребывания, а в пределах
консульского округа, определяемого по
взаимному соглашению. Обычно такой округ
охватывает несколько административно-территориальных
единиц государства пребывания.
Консульские отношения возникают
с установлением дипломатических отношений,
а при их отсутствии на основе специального
соглашения заинтересованных государств.
Согласие государства пребывания необходимо
для открытия консульского учреждения.
Консульские функции выполняются
как рассматриваемыми специальными консульскими
учреждениями, так и дипломатическими
представительствами, в составе которых
создаются консульские отделы.
Предусмотрены четыре вида
консульских учреждений: генеральные
консульства, консульства, вице консульства,
консульские агентства. В консульских
отношениях Российской Федерации, как
и ранее СССР, наиболее распространены
генеральные консульства. В настоящее
время в различных регионах России функционируют
генеральные консульства: в Санкт-Петербурге
- США, ФРГ, Великобритании, Финляндии,
ЮАР, КНР, Японии, Болгарии, Кубы, Эстонии,
Франции и ряда других стран; в Пскове
- Латвии; в Астрахани - Ирана; в Екатеринбурге
- США и Великобритании; в Тюмени - Украины;
в Новосибирске - ФРГ; в Иркутске - Монголии;
в Хабаровске - КНР; во Владивостоке - США,
Японии и т.д.
В составе посольств иностранных
государств в Москве работают консульские
отделы.
Страна, принимающая консула,
выдает ему специальное разрешение на
исполнение обязанностей консула - консульскую
экзекватуру. С момента ее получения начинается
деятельность консула.
Штат консульских учреждений
состоит из консульских должностных лиц,
административно-технического и обслуживающего
персонала.
Консульские функции условно
можно разделить на две категории. К первой
относятся аналогичные или близкие функциям
дипломатических представительств (имеются,
естественно, различия в масштабах деятельности).
Это защита интересов представляемого
государства, его граждан и юридических
лиц; содействие развитию торговых, экономических,
культурных и научных связей между государствами;
выяснение всеми законными путями условий
и событий в государстве пребывания —
и сообщение о них своему правительству.
Вторая категория охватывает
собственно консульские вопросы:
- выдачу паспортов
гражданам представляемого государства
и виз (иных документов) лицам, выезжающим
в представляемое государство;
- оказание
помощи и содействия гражданам и организациям
представляемого государства, обеспечение
надлежащего представительства своих
граждан в судебных и иных учреждениях
государства пребывания;
- оказание
помощи судам и самолетам, зарегистрированным
в представляемом государстве, и их экипажам;
- выполнение
обязанностей нотариуса, регистратора
актов гражданского состояния и некоторых
функций административного характера.
При международных межправительственных
организациях создаются постоянные представительства
государств - членов.
Глава 2.
Министерство иностранных дел
2.1. Министерство иностранных
дел, как орган исполнительной власти.
Структура МИД
Министерство иностранных дел
Российской Федерации является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
государственное управление в области
отношений Российской Федерации с иностранными
государствами и международными организациями.
МИД России подведомственен
Президенту Российской Федерации по вопросам,
закрепленным за Президентом Российской
Федерации Конституцией Российской Федерации
и иными законодательными актами Российской
Федерации. МИД России (в 1946-1992гг. МИД РСФСР)
был образован как Народный комиссариат
иностранных дел 1 февраля 1944 года, и существовал
параллельно с МИД СССР. Министерство
иностранных дел, как орган исполнительной
власти, осуществляет функции по выработке
и реализации государственной политики
и нормативно правовому регулированию
в сфере международных отношений Российской
Федерации. Руководство деятельностью
внешнеполитического ведомства осуществляет
Президент.
МИД осуществляет свою деятельность
непосредственно и через дипломатические
представительства и консульские учреждения
Российской Федерации, представительства
Российской Федерации при международных
организациях, территориальные органы
- представительства МИДа России на территории
России. В систему МИД входят:
- центральный аппарат;
- загранучреждения;
- территориальные органы;
- организации подведомственные МИД России,
которые обеспечивают его деятельность
на территории России.
МИД в своей деятельности руководствуется
Конституцией, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, актами
Президента и Правительства, международными
договорами.
Обязательному согласованию с МИД подлежат
проекты договоров и соглашений, заключаемых
от имени РФ и Правительства, а также межведомственные
протоколы, если они касаются внешнеполитических
вопросов или принципиальных направлений
межгосударственных отношений. Распространение
официальной информации относительно
внешнеполитического курса России осуществляется
по согласованию с Министерством иностранных
дел Российской Федерации.5
В системе федеральных органов исполнительной
власти Министерство иностранных дел
Российской Федерации является головным
органом в области отношений с иностранными
государствами, международными организациями
и осуществляет общий контроль за выполнением
международных обязательств Российской
Федерации. Министерство иностранных
дел Российской Федерации координирует
деятельность других федеральных органов
исполнительной власти в этой области
и международные связи субъектов Российской
Федерации.6
Основными задачами Министерства иностранных
дел РФ являются:
- разработка общей стратегии внешней
политики РФ и представление соответствующих
предложений Президенту РФ;
- реализация внешнеполитического курса
РФ;
- координация международной деятельности
других федеральных органов исполнительной
власти и международных связей органов
исполнительной власти субъектов РФ в
целях проведения единой политической
линии РФ в отношениях с иностранными
государствами и международными организациями;
- содействие согласованному взаимодействию
органов исполнительной власти с органами
законодательной и судебной власти с тем,
чтобы участие этих органов, их должностных
лиц в международной деятельности обеспечивало
соблюдение принципа единства внешней
поли тики РФ и выполнение международных
обязательств РФ;
- обеспечение дипломатическими средствами
защиты суверенитета, безопасности, территориальной
целостности, других интересов РФ на международной
арене;
- защита прав и интересов граждан и юридических
лиц РФ за рубежом;
- обеспечение дипломатических и консульских
отношений РФ с иностранными государствами,
сношений с международными организациями;
- содействие развитию связей и контактов
с соотечественниками, проживающими за
рубежом.