Министерство иностранных дел РФ в соответствии
с возложенными на него задачами осуществляет
следующие функции:
- разрабатывает и представляет в установленном
порядке Президенту РФ и в Правительство
РФ предложения по вопросам отношений
РФ с иностранными государствами и международными
организациями;
- разрабатывает проекты международных
договоров РФ, подготавливает предложения
о заключении, выполнении, прекращении
и приостановлении действия договоров
и в установленном порядке вносит эти
предложения на рассмотрение Президента
РФ и Правительства РФ;
- ведет переговоры с иностранными государствами
и международными организациями;
- осуществляет общее наблюдение за выполнением
международных договоров РФ, участвует
в подготовке предложений по приведению
законодательства РФ в соответствие с
ее международно-правовыми обязательствами;
- осуществлять контроль за соответствием
законодательству РФ и международно-правовым
нормам проектов международных договоров
РФ;
- вносить в установленном порядке на рассмотрение
Президента РФ и Правительства РФ предложения
о разработке проектов законодательных
актов по вопросам внешней политики и
дипломатической службы;
- представлять в установленном порядке
предложения об учреждении территориальных
органов — представительств Министерства
на территории РФ;
- принимать в пределах своей компетенции
решения нормативного характера, обязательные
для исполнения другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ, органами
местного самоуправления, а также предприятиями,
учреждениями и организациями, независимо
от их организационно-правовых форм и
ведомственной подчиненности, при осуществлении
ими международных контактов;
- докладывать соответственно Президенту
РФ и Правительству РФ о действиях органов
государственной власти и должностных
лиц, влекущих за собой несоблюдение принципа
единства внешней политики РФ, или не -
выполнение международных обязательств
РФ, или на рушение установленного порядка
осуществления Министерством координирующей
роли в проведении единой внешнеполитической
линии РФ и иные правомочия в соответствии
с законодательством.
Полномочия Министра иностранных дел
РФ:
- руководит деятельностью Министерства,
утверждает положения о структурных подразделениях
центрального аппарата Министерства,
территориальном органе - представительстве
Министерства на территории РФ, а также
положения (уставы) об организациях, находящихся
в ведении Министерства, определяет компетенцию
должностных лиц системы Министерства;
- издает приказы, распоряжения и инструкции,
дает указания по вопросам деятельности
центрального аппарата Министерства,
загранучреждений, территориальных органов
— представительств Министерства на территории РФ, организаций,
находящихся выведении Министерства;
- вносит в установленном порядке предложения
о назначении или об отзыве послов РФ в
иностранных государствах и представителей
РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, о назначении или об освобождении
глав государственных и правительственных
делегаций РФ;
- представляет РФ на двусторонних и многосторонних
переговорах, по поручению Президента
РФ, Правительства РФ подписывает международные
договоры РФ;
- представляет Министерство во взаимоотношениях
с органами государственной власти РФ,
органами государственной власти субъектов
РФ, органами государственной власти иностранных
государств, а также с международными
организациями;
- утверждает структуру и штатное расписание
центрального аппарата Министерства и территориальных
органов - представительств Министерства на территории
РФ в пределах установленных предельной
численности и фонда оплаты труда работников,
предусмотренных в федеральном бюджете
на государственное управление;
- утверждает штатное расписание загранучреждений
в пре делах установленных фонда оплаты
труда и численности работников, а также
смету расходов на содержание загранучреждений
в пределах выделенных бюджетных ассигнований;
- в пределах своей компетенции назначает
на должность и освобождает от должности
руководящих работников центрального
аппарата Министерства и загранучреждений,
а также других работников системы Министерства
и осуществляет другие полномочия.
Контроль за деятельностью Министерства
иностранных дел РФ осуществляется по
соответствующим направлениям деятельности
Министерства Президентом РФ и Правительством
РФ. Деятельность МИД России охватывает
все стороны отношений страны с иностранными
государствами: политические, экономические
и культурные. Министр иностранных дел
осуществляет международное представительство,
ведет непосредственные переговоры с
официальными представителями иностранных
государств от имени Президента и Правительства
РФ без специальных на то полномочий и
подписывает с ними международные документы.
В процессе своей деятельности МИД России
издает в пределах своей компетенции инструкции,
указания, которые обязательны для министерств,
ведомств, других органов и организаций
при осуществлении ими международных
связей и контактов.
Структура центрального аппарата МИД
включают в себя подразделения, которые
в своем большинстве именуются департаментами.
Департаменты, в свою очередь, делятся
на отделы. Департаменты МИД РФ возглавляются
директорами, а их отделы - начальниками.
Согласно Указу Президента Российской
Федерации от 11 сентября 2007 года № 11637, Министерство
разделено на 39 департаментов. Ранее Указом
Президента РФ от 11 июля 2004 года № 8658 было разрешено
иметь в МИДе 35 департаментов по основным
направлениям деятельности Министерства.
Указом от 19 октября 2005 года №1218 9- 36 департаментов.
По своему назначению департаменты разделяются
на территориальные и функциональные.
Территориальные департаменты:
- Второй департамент стран СНГ (Белоруссия,
Молдавия, Украина);
- Третий департамент СНГ (Казахстан, Таджикистан,
Туркмения, Узбекистан);
- Четвертый департамент СНГ (Азербайджан,
Армения, Грузия);
- Первый Европейский департамент (Андора,
Бельгия, Ватикан, Италия, Испания, Люксембург,
Мальта, Монако, Нидерланды, Португалия,
Франция);
- Второй Европейский департамент (Великобритания,
Дания, Ирландия, Исландия, Латвия, Литва,
Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония);
- Третий Европейский департамент (Австрия,
Венгрия, Лихтенштейн, Польша, Словакия,
ФРГ, Чехия, Швейцария);
- Четвертый Европейский департамент (Албания,
Болгария, Босния и Герцеговина, Греция,
Кипр, Македония, Румыния, Сербия, Словения,
Турция, Хорватия, Черногория);
- Департамент Северной Америки (США, Канада);
- Латиноамериканский департамент (Центральная
и Южная Америка);
- Департамент Ближнего Востока и Северной
Африки (Ажир, Бахрейн, Египет, Израиль,
Иордания, Ирак, Йемен, Катар, Кувейт. Ливан,
Ливия, Мавритания. Марокко, ОАЭ, Оман,
ПНА, СА, Сирия, Судан, Тунис);
- Департамент Африки(Африка южнее Сахары);
- Департамент стран Азиатско - Тихоокеанического
региона (Австралия, Бруней, Вьетнам, Индонезия,
Камбоджа, Лоас, Малайзия, Новая Зеландия,
Океания, Сингапур, Таиланд, Филиппины,
Япония);
- Департамент общеазиатских проблем;
- Первый департамент Азии (Китай, КНДР,
Монголия, Республика Корея);
- Второй департамент Азии (Афганистан,
Бангладеш, Индия, Иран, Мальдивская Республика,
Непал, Пакистан, Шри-Ланка).
Функциональные департаменты:
- Первый департамент стран СНГ (общие
вопросы);
- Департамент Секретариат Министра;
- Генеральный секретариат (Департамент);
- Департамент внешнеполитического планирования;
- Департамент международных организаций;
- Департамент по вопросам безопасности
и разоружения;
- Департамент по вопросам новых вызовов
и угроз;
- Департамент по гуманитарному сотрудничеству
и правам человека;
- Департамент информации и печати;
- Департамент Общеевропейского сотрудничества;
- Департамент экономического сотрудничества;
- Правовой департамент;
- Департамент по работе с соотечественниками
за рубежом;
- Департамент по связям с субъектами Федерации,
парламентом и общественно-политическими
организациями;
- Департамент кадров;
- Консульский департамент;
- Департамент государственного протокола;
- Департамент безопасности;
- Историко-документальный департамент;
- Департамент управления делами;
- Валютно-финансовый департамент;
- Департамент капитального строительства
и собственности за рубежом;
- Департамент дипломатическо-курьерской
связи;
- Департамент специальной связи.
В каждом департаменте работает 20-30 дипломатов.
Кроме того при Министерстве действуют
четыре подразделения при МИД:
- Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса
при МИД России (ГлавУпДК);
- Дипломатическая академия (ДА);
- Московский государственный институт
международных отношений (МГИМО);
- Российский центр международного научного
и культурного сотрудничества.
Вне структуры департаментов работают
послы по особым поручениям, каждый из
которых отвечает за определенную проблему
международных отношений. Послы по особым
поручениям подчиняются непосредственно
заместителям министра.
2.2. Взаимодействие с Федеральным Собранием, политическими
партиями и институтами гражданского
общества
Важным направлением деятельности МИД
России являлось взаимодействие с Федеральным
Собранием Российской Федерации. Министр
иностранных дел С.В.Лавров неоднократно
выступал в Федеральном Собрании. Руководящие
работники Министерства регулярно участвовали
в пленарных заседаниях Государственной
Думы и Совета Федерации, в работе их профильных
комитетов.
МИД России активно содействовал развитию
межпарламентского сотрудничества в различных
форматах в рамках Межпарламентских ассамблей
СНГ и ЕврАзЭС, МПС, парламентских структур
СЕ, ОБСЕ, НАТО, ЧЭС, ЗЕС, ШОС, ОДКБ и других
международных и региональных организаций.
11 апреля была проведена очередная ежегодная
практическая конференция с участием
С.В.Лаврова и «групп дружбы» Госдумы и
Совета Федерации. Основной упор в ее работе
был сделан на развитие контактов с региональными
парламентскими объединениями (АТПФ, ШОС,
ОДКБ, Панафриканский парламент, МЕРКОСУР,
ЛАП), а также на активизацию усилий в сфере
«энергодипломатии».
Проблематика взаимодействия верхней
палаты Федерального Собрания и МИД России
в контексте решения внешнеполитических
задач, поставленных Президентом В.В.Путиным
в Послании Федеральному Собранию, являлась
одной из ключевых в выступлениях С.В.Лаврова
в Совете Федерации 6 ноября на совещании
по вопросу «Основные направления деятельности
Совета Федерации в 2008 году в свете задач
парламентской дипломатии России в современном
мире» и 16 ноября на заседании Совета Федерации
в рамках «правительственного часа» по
теме «О ходе выполнения внутригосударственных
процедур по международным договорам,
подписанным Российской Федерацией».
В соответствии с поручениями Правительства
Российской Федерации МИД России продолжал
осуществлять мониторинг всего ратификационного
процесса международных договоров и соглашений.
В рамках работы Комиссии Правительства
Российской Федерации по законопроектной
деятельности при участии МИД России было
рассмотрено более 50 законопроектов.
МИД России был задействован в подготовке
и проведении 2 декабря выборов депутатов
Государственной Думы пятого созыва в
стране и за рубежом, а также в работе с
иностранными наблюдателями в вопросах
аккредитации, проведения брифингов и
пресс-конференций, мониторинга выборов
в ряде субъектов Федерации.