Государственное управление в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

В государственном управлении в России проявились и особые черты характера ее народа, создавшего единую русскую культуру — культуру универсальную и терпимую к культуре других народов. Она отразила такие черты национального характера, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. Однако проявлялась и такая черта, как стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного, до замены понятия свобода — другим, не тождественным свободе понятием воли. В последнем отсутствует представление об ответственности за совершенное. В безответственной воле — истоки «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Государство как управляющая система...............................5
1.1 государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление……………..5
1.2 регулятивные нормы в государственном управление……………...8
1.3 институты непосредственной демократии в управлении государством……………………………………………………………..11
1.4 государственное управление: человек, коллектив, общество…….13
Вывод........................................................................................................ 16
Глава 2. Современная система государственного управления Российской Федерации...........................................................................17
2.1 структура высших органов власти и управления……………….…17
2.2 прокуратура в системе управления государством...………............21
2.3 государственная служба……………………….................................24
Вывод.........................................................................................................28
Заключение...............................................................................................29
Список нормативно правовых актов и литературы........................31

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Московской области

Федеральное агенство по образованию

Московский государственный  облостной гуманитарный институт

 

 

Кафедра историко-правовых и гуманитарных наук

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по Основам государственного и муниципального управления

«Государственное управление в современной России»

 

Выполнил: студент 1 курса

социально-экономического

факультета,

направление подготовки

государственное и

муниципальное

управление

Иванишина Ирина Валентиновна

Научный руководитель: А. С. Столяров

г.Орехово-Зуево

2013г.

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Государство как управляющая система...............................5

1.1  государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление……………..5

1.2  регулятивные нормы в государственном управление……………...8

1.3 институты непосредственной демократии в управлении государством……………………………………………………………..11

1.4 государственное управление: человек, коллектив, общество…….13

Вывод........................................................................................................ 16

Глава 2. Современная система государственного управления Российской Федерации...........................................................................17

2.1 структура высших органов власти и управления……………….…17

2.2 прокуратура в системе управления государством...………............21

2.3 государственная служба……………………….................................24

Вывод.........................................................................................................28

Заключение...............................................................................................29

Список нормативно правовых актов и литературы........................31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Многие поколения россиян на просторах Евразии создали гигантскую страну с большим производственным, научным, культурным потенциалом, значительными природными и людскими ресурсами, что вызывает чувство законной гордости всех народов России. История российской государственности — это непрерывный процесс возникновения и развития идей государственности, становления институтов государства, совершенствования (реформирования) высшего, центрального и местного аппаратов власти (учреждений) в целях более эффективного управления громадными территориями России.

В своем развитии российское государство  существовало в различных политических формах — как великое княжение, царство, империя, республика: буржуазно-демократическая, советская, парламентско-президентская.

Российская государственность  имела ряд характерных особенностей в управлении, прежде всего, этатизм, то есть активное вмешательство государства  в жизнь страны, в систему управления на всех его уровнях, а также патернализм, то есть официально провозглашенный  курс государства на поддержку наиболее незащищенных слоев населения.

История России, ее государства — это исторический опыт народа, его социальная память, которая циркулирует в обществе в виде народных преданий и представлений, социальных ожиданий и оценок, памятниках литературы и искусства, а также в виде научных монографий, брошюр и статей. В кризисные периоды своей истории народы обращаются и к своему прошлому, где ищут ответ на поставленные вопросы.

 Современная Россия вновь  на перепутье. Как ее «обустроить»? Кризис ее государственности  приобрел затяжной характер. Вопрос  об укреплении российской государственности  и налаживании государственного  управления и местного самоуправления  стал важнейшим среди всех  острых вопросов общественной  жизни. По словам выдающегося  государственного деятеля России  В.Н. Татищева, сподвижника Петра  Великого, талантливого администратора  и основателя исторической науки  в России, «история учит о добре  прилежать, а зла остерегаться».

Опыт государственного управления в России самобытен, ибо государство  российское обладает значительным своеобразием. Это и территория, охватывающая два  континента, это более 100 национальностей с множеством разных конфессий, разным образом жизни, уровнем экономики

и культуры, это более чем тысячелетняя история и яркая, богатая культура, ставшая частью мирового культурного  наследия. Что удерживало народы России вместе несколько столетий? Что обеспечило выживание государства в

 

тяжких испытаниях — набегах, войнах? Что порождало смуты, бунты, революции, разрывавшие страну?

Изучение специфики управленческого  опыта, его удач и поражений представляет особый интерес и несомненную  актуальность.

В государственном управлении в  России проявились и особые черты  характера ее народа, создавшего единую русскую культуру — культуру универсальную и терпимую к культуре других народов. Она отразила такие черты национального характера, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. Однако проявлялась и такая черта, как стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного, до замены понятия свобода — другим, не тождественным свободе понятием воли. В последнем отсутствует представление об ответственности за совершенное. В безответственной воле — истоки «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государство как управляющая система

1.1  государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление

Страна, общество, государство. Эти три явления существенно отличаются друг от друга (страна — понятие географическое, общество — социологическое, государство — политическое) и вместе с тем они взаимосвязаны. Государство — универсальная организация населения страны, возникающая на определенном этапе развития общества. Государства, существующие в современном мире, отличаются друг от друга по своим размерам, по численности населения, по экономическому потенциалу, по социальной природе. Есть много других различий, но все государства, хотя и неодинаковыми способами, выполняют регулятивную роль в обществе.

В истории общественной мысли предпринято  немало попыток сформулировать понятие  государства, выделить его из других общественных явлений, указать его наиболее характерные черты. Многие из предложенных концепций (например, органические теории, которые пытались объяснить природу государства по аналогии с человеческим организмом, анималистические (лат. animal — животное) идеи, сторонники которых сравнивали государство с колониями пчел, муравьев) почти целиком относятся к прошлому и не оказывают влияния на современную науку, другие, хотя и были сформулированы столетия, а то и тысячелетия тому назад, продолжают использоваться и сегодня.

В современном государствоведении можно выделить пять основных подходов к понятию государства: теологический, классический (арифметический), юридический, социологический и новейший —  технико(информационно)-кибернетический.

Теологический подход безраздельно господствовал в средние века; ныне он представлен во взглядах сторонников исламского фундаментализма. Они полагают, что государство создано Аллахом через его посланника — пророка Мухаммеда. С этой точки зрения государство должно строиться и действовать по типу халифата, оно — эманация (воплощение) воли Аллаха.

Сторонники классического подхода рассматривают государство как соединение трех элементов: власти, территории и населения. Этот подход характерен для западных политологов, занимающихся вопросами международного права. Однако он скорее указывает на условия существования государства (оно невозможно без населения и вне территории, хотя бы «подвижной», как в государстве кочевников). Что же касается власти, то она существует не только в государстве — есть родительская, корпоративная и т.д. власть, власть территориального коллектива (местное самоуправление).

Юридический подход к понятию государства господствовал в науке до Первой мировой войны (1914—1918), хотя есть приверженцы такого подхода и сейчас, в частности, во французской юридической литературе (М. Тропе, Д. Бешайон). Его сторонники рассматривают государство прежде всего как систему правоотношений, специфическое нормативное единство (правда, многие из них не отрицали значение социологических трактовок государства, но, будучи юристами, отказывались заниматься этим). Они правы в том, что государство может выступать (и выступает) как юридическое лицо, но такой подход не раскрывает его особых качеств как управляющей системы.

Наиболее широкое распространение" получил социологический (с политологическим акцентом) подход к понятию государства. В нем, как и по вопросу о возникновении государства, существует марксистское и множество немарксистских направлений, школ. С точки зрения марксизма-ленинизма государство есть орган диктатуры определенного класса (демократической диктатуры народа в современном Китае; в СССР в последние десятилетия его существования было заявлено о прекращении диктатуры пролетариата, об общенародном государстве, но и при этом, как говорилось, оно остается классовым).

Конституция РФ содержит характеристики российского государства как  демократического, социального, правового, федеративного. Фактически же российское государство из-за объективных причин трудного переходного периода не в полной мере удовлетворяет этим характеристикам (на уровне современных  стандартов). Доминирование исполнительной власти и недостаточный контроль за ее деятельностью, частые силовые  санкции по наведению конституционного порядка, (что само по себе необходимо), принижение роли парламента и законодательных  органов субъектов Федерации, слабость судебной системы, малое влияние  общественного мнения на государственные  дела — все это снижает демократический потенциал государственного управления.

Российское государство не является развитым социальным государством. По некоторым данным, около трети населения находится за чертой бедности, а доход «верхних» 10% населения в 14 раз превышает доход 10% «нижних» — разрыв, невиданный в цивилизованных странах. Правда, в последнее время ситуация улучшается.

Российское государство не является полностью правовым. Многие законы не выполняются, правовые акты субъектов Федерации часто не соответствуют федеральным законам, а конституции некоторых субъектов Федерации — Конституции РФ. Престиж судов низок.

Россия — светское государство. Религиозная свобода и право атеизма обеспечены в целом, хотя в некоторых случаях, эти принципы нарушаются. В государственном гимне есть упоминание о боге, имеют место факты освящения (по христианским обрядам) военных (государственных) объектов (например, кораблей) и т.д.

Россия — федерация. Однако ее федеративная организация несовершенна, ее субъекты не вполне равноправны (республики обладают правами, которых не имеют другие субъекты Федерации, некоторые субъекты РФ (9 из 10 автономных округов) входят в другие «равноправные» субъекты РФ).

Наряду с предгосударственными создаются и государствоподобные образования (государственные образования). К их числу относятся прежде всего субъекты федерации (например, штаты в США, провинции в Канаде, некоторые из таких субъектов, например республики в России, в конституциях, в том числе федеральной, характеризуются как государства). В настоящее время в мире насчитывается более 20 федеративных государств и более 300 субъектов федерации в них (больше всего в России — 89, меньше всего в Танзании — 2). В России, согласно Конституции 1993 г., не только Федерация, но и субъекты Федерации обладают государственной властью, но она имеет подчиненный характер: основные государственные полномочия осуществляет Федерация. Кроме того, Федерация при нарушении федеральной Конституции и федеральных законов субъектом РФ (факт нарушения устанавливается судом) вправе применить к нему федеральное принуждение. Аналогичная ситуация существует и в зарубежных федерациях, их субъекты имеют свои законодательные и исполнительные органы, иногда — свою судебную систему (США), чаще — только отдельные виды судов (в России это конституционные в республиках РФ и уставные суды в других субъектах РФ, а также мировые судьи). В некоторых федерациях субъекты федерации имеют свои конституции (Германия), в других (Пакистан) этого нет. Так же обстоит дело и с гражданством субъектов федерации.

Государственными образованиями  являются некоторые формы территориальной автономии. Политической автономией являются Аландские острова в Финляндии, Гренландия в Дании, Северная Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан, Автономная Республика Крым и др. Политические автономии не имеют своих конституций, но обладают правом собственного законодательства по местным вопросам. В Шотландии (Великобритания) в 2000 г. после 300-летнего перерыва восстановлен даже свой парламент.

Незначительные элементы государственности  присущи и административным автономиям. Они не обладают правом собственного законодательства, но имеют некоторые  полномочия, не присущие обычным административно территориальным единицам.·

 

1.2  регулятивные нормы в государственном управление

Государственное управление — это распорядительная, организационная, контрольная и иная деятельность. Важнейшее значение для регулирования  этой деятельности имеют различные правила, нормы. В обществе существует много разных правил, которые используются в управленческой деятельности. Значительную роль играют нормы морали, особенно на том уровне, где управленческая деятельность смыкается с публичной политикой (например, нарушение моральных заповедей или невыполнение обещаний, данных главой государства, правительством, депутатами, неэтичное публичное поведение высших должностных лиц государства оказывает прямое влияние на отношение граждан к государственной власти, к выполнению ее требований). Доверие и объективная информация, соблюдение требований морали со стороны руководителей и подчиненных необходимы на всех ступенях государственной службы, а также между управляющими и управляемыми.

Информация о работе Государственное управление в современной России