Государственное управление в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

В государственном управлении в России проявились и особые черты характера ее народа, создавшего единую русскую культуру — культуру универсальную и терпимую к культуре других народов. Она отразила такие черты национального характера, как широта и щедрость, доброта, любовь к свободе, терпение, дружелюбие, коллективизм. Однако проявлялась и такая черта, как стремление во всем доходить до крайности, до пределов возможного, до замены понятия свобода — другим, не тождественным свободе понятием воли. В последнем отсутствует представление об ответственности за совершенное. В безответственной воле — истоки «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Государство как управляющая система...............................5
1.1 государство, государственное образование, территориальная автономия и административно-территориальное деление……………..5
1.2 регулятивные нормы в государственном управление……………...8
1.3 институты непосредственной демократии в управлении государством……………………………………………………………..11
1.4 государственное управление: человек, коллектив, общество…….13
Вывод........................................................................................................ 16
Глава 2. Современная система государственного управления Российской Федерации...........................................................................17
2.1 структура высших органов власти и управления……………….…17
2.2 прокуратура в системе управления государством...………............21
2.3 государственная служба……………………….................................24
Вывод.........................................................................................................28
Заключение...............................................................................................29
Список нормативно правовых актов и литературы........................31

Файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Office_Word.docx

— 65.46 Кб (Скачать файл)

статья 126 Конституции Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд  Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров и иных дел, рассматриваемых  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения  по вопросам судебной практики.

 

2.2 ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

Система прокуратуры. Прокуратура  — особая система органов. Должностные  лица этих органов — прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры реализуют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществление прокурорской деятельности недопустимо.

Систему прокуратуры трудно отнести  к какой-либо из ветвей власти известной  триады: законодательной, исполнительной или судебной. Некоторые исследователи  считают, что прокуратура находится  вне ветвей власти, другие утверждают, что это особая часть исполнительной власти, третьи называют органы прокуратуры  составной частью рассредоточенной контрольной власти, возникшей в  дополнение к указанным трем в  современных условиях. Существуют и  иные точки зрения.

Согласно Конституции РФ, прокуратура  представляет собой единую, федеральную  и централизованную систему. Ее единство обеспечивается особым порядком формирования, подчиненности и деятельности. Федеральный характер прокуратуры выражается в том, что она является системой органов Федерации, субъекты РФ собственных- органов прокуратуры не имеют, централизованный характер связан с . особым порядком назначения и подчиненности органов прокуратуры: все прокуроры назначаются Генеральным прокурором и ему, а также вышестоящим прокурорам, подчинены.

Систему прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ на пять лет. Отстраняет от должности Генерального прокурора также Совет Федерации по представлению Президента РФ. Президент не может уволить Генерального прокурора, но на практике временно приостанавливал его полномочия (в 1999 г.). Совет Федерации назначает и отстраняет по предложению Генерального прокурора его заместителей.

Прокуроры субъектов РФ назначаются сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ, но в соответствии со ст. 129 Конституции РФ они должны назначаться по согласованию с соответствующими субъектами. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур (например, военных, транспортных) также назначаются Генеральным прокурором РФ на пять лет и могут быть отстранены им от должности.

Основы правового статуса прокуроров. Прокурорами и следователями  могут быть граждане РФ, имеющие  высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять соответствующие обязанности. На должность помощников прокуроров и следователей низовых (районных, городских) прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся в высших учебных заведениях по юридической специальности. При назначении на должность может быть установлен испытательный срок до шести месяцев.

Прокуроры и следователи органов  прокуратуры должны быть независимы от политических пристрастий. Они не могут быть членами выборных и  иных органов государственной власти и местного самоуправления, членами  общественных объединений, преследующих политические цели, принимать участие  в их деятельности. В органах и  учреждениях прокуратуры не могут  создаваться такого рода объединения. Прокуроры не могут быть связаны  решениями общественных объединений, в которых они состоят, не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, не только оплачиваемой, но и безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

В 2002 г. в закон о прокуратуре внесены дополнения, устанавливающие специальную защиту (меры безопасности и социальную защиту) прокуроров и следователей, членов их семей, а в случае необходимости и иных родственников

Прокуроры осуществляют надзор по нескольким направлениям:

1) надзор за соблюдением Конституции  и исполнением законов федеральными  министерствами и ведомствами,  представительными

2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  теми же органами и должностными  лицами, перечисленными выше, а также  органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие;

4) надзор за исполнением законов  администрацией учреждений, исполняющих  наказание или иные меры принудительного  характера, назначенные судом,  а также надзор в отношении  администрации мест содержания  задержанных и заключенных под  стражу.

Надзорная деятельность прокурора. Под  прокурорским надзором понимается контрольная  деятельность прокуратуры, имеющая  целью обеспечение точного и  единообразного исполнения Конституции  и законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также  соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными  объединениями, гражданами и нfгражданами, находящимися в РФ как стране пребывания. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих проверки прокурора. Осуществляя проверку, прокурор может беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых органов, требовать от руководителей и других проверяемых лиц представления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушения законов. На основании материалов проверки прокурор требует привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности или возбуждает дело об административном производстве, уголовное дело.

Различаются четыре видов актов  реагирования прокурора при осуществлении  надзора: постановление, протест, представление, предостережение.

Постановление — это акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, нарушившего закон. Исходя из характера правонарушения, прокурор самостоятельно принимает решение об уголовном или административном деле.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт в орган либо к должностному лицу, который издал этот акт. Протест может быть принесен также в суд, если прокурор считает незаконным или необоснованным решение суда. Протест подлежит обязательному рассмотрению, о результатах незамедлительно (не позднее чем в десятидневный срок) сообщается прокурору в письменной форме.

Представление — это обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Если Конституции РФ и законам не соответствует принятое Правительством РФ постановление, представление не вносится. Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Предостережение о недопустимости нарушения закона возможно при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. В этом случае прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение.

 

 

2.3 государственная служба

- принципы государственной  службы РФ

Принципы государственной  службы установлены в таких законах, как Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Согласно данным законам, Агапов выделяет следующие  принципы государственной службы:

1. Принцип федерализма.

Конституционной предпосылкой данного принципа выступает целый  ряд статей Конституции РФ. Здесь  можно отметить и ч. 1 ст. 1, ст. 5, и  ст. 11, и п. «к» ст. 72.

2. Принцип законности.

Принцип законности означает, что построение и функционирование системы государственной службы должны осуществляться в полном соответствии с действующими нормативными правовыми  актами Российской Федерации и правовой системой субъектов Российской Федерации.

3. Принцип приоритета  прав и свобод человека и  гражданина, их непосредственного  действия обязывает государственных  служащих признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека и гражданина.

4. Принцип единства правовых  и организационных основ федеральной  гражданской службы и гражданской  службу субъектов Российской  Федерации.

Конституции Российской Федерации  закреплено федеративное устройство нашего государства. Это предполагает последовательное раскрытие в текущем федеральном  законодательстве единства системы  государственной власти, а, следовательно, единства основ организации государственной  службы.

В то же время это предполагает разграничение предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности  государственной службы.

Согласно пункту «т» статьи 71 Конституции в ведении Российской Федерации находится федеральная  государственная служба. Это означает, что на федеральной государственной  службе состоят государственные  служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения федеральных  органов государственной власти, а также государственные служащие, осуществляющие полномочия от имени  Российской Федерации по предметам  совместного ведения федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

5. Принцип равного доступа  граждан, владеющих государственным  языком Российской Федерации,  к гражданской службе и равные  условия ее прохождения независимо  от пола, расы, национальности, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также от других обстоятельств,  не связанных с профессиональными  и деловыми качествами гражданского  служащего.

Данный принцип закреплен  в статье 32 Конституции Российской Федерации.

Требования к кандидату  на должность гражданской службы обусловливаются исключительно  характером профессиональных требований и деловых навыков. Поэтому Федеральные  законы №58-ФЗ и №79-ФЗ содержат:

квалификационные требования к профессиональным качествам граждан, поступающих на государственную  службу (в числе наиболее важных - наличие определенного уровня образования, стажа, опыта работы по специальности);

конкурсный порядок отбора претендентов на должности;

периодическую проверку гражданских  служащих (аттестация);

сдачу квалификационного  экзамена;

формирование резерва  кадров на конкурсной основе - ведение  реестров гражданских служащих и  другие требования объективной оценки личных и профессиональных качеств  граждан при поступлении на гражданскую  службу и ее прохождении.

Вопрос о правомерности  установления возрастного требования к государственному служащему неоднократно рассматривался Конституционным Судом  РФ по запросам различных категорий  государственных служащих, считающих  закрепление предельного

возраста нарушением принципа равного доступа на государственную  службу.

6. Принцип профессионализма  и компетентности гражданских  служащих. Профессионализм означает  исполнение государственным служащим  своих должностных обязанностей  постоянно (в течение определенного  времени) и за регулярно получаемое  вознаграждение. Компетентность отражает  объем знаний и опыт работника.  Профессионализм стимулирует расширение  и повышение знаний, накапливание  опыта, развитие организаторских  способностей, постоянно высокий  уровень служебной и исполнительской  дисциплины.

7. Принцип стабильности  гражданской службы означает  относительное постоянство кадров  в занимаемых должностях, минимизацию  текучести кадров при стабильности  штатного состава. Это одно  из важнейших условий качественного  функционирования государственных  органов.

8. Принцип открытости  государственной службы и ее  доступности общественному контролю, объективного информирования общества  о деятельности государственных  служащих является существенной  проблемой российского государственного  аппарата. Именно поэтому в настоящее  время разрабатываются законопроекты  (в частности, проект Федерального  закона «Об административных  процедурах»), регламентирующие порядок  раскрытия и / или предоставления  информации о деятельности органов  государственной власти и государственных  служащих.

9. Принцип взаимодействия  с общественными объединениями  и гражданами.

10. Принцип защищенности  гражданских служащих от неправомерного  вмешательства в их профессиональную  служебную деятельность.

Правовое положение человека и гражданина в демократическом  обществе характеризуется совокупностью  прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права, и  юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности  человека и гражданина определены Конституцией Российской Федерации и рядом  других нормативных правовых актов. Права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей. ФЗ от 31.07.95 «Об основах государственной службы РФ» //СЗРФ, 95, №31, ст.2990·

Информация о работе Государственное управление в современной России