Считается, что гражданское общество
— это:
1) отделенная от государства
структура, состоящая из множества
ассоциаций, добровольных объединений;
2) сфера реализации общественных
интересов, находящихся вне непосредственной
деятельности государства;
3) совокупность людей, строящих
определенные отношения без вмешательства
государства, на основе свободы
выбора;
4) самоорганизованные группы, движения
и личности, независимые от государства;
5) материальные условия жизни.
Утверждают, что гражданское общество
— это все то, что находится
за пределами государства и государственного
вмешательства (управления), многообразные,
не опосредованные государством и правом
отношения свободных и равноправных
людей, живущих в условиях рынка
и демократического правового государства.
Некоторые зарубежные политологи определяют
гражданское общество как «самоорганизованные
группы, движения и личности, независимые
от государства».·
ВЫВОД:
На основе вышеизложенного
материала, можно сделать следующий
вывод. Государство выступает центральным
звеном политической системы. Именно оно
служит основным звеном управления в политике,
обеспечивает единство ее разнообразных
компонентов. Оно призвано быть не только
самостоятельным субъектом политических
отношений, выполнять возложенные на него
задачи по управлению делами общества,
но и создавать необходимые условия для
реального обеспечения конституционных
принципов организации деятельности политической
системы, реального действия политических
прав и свобод граждан. В этих целях оно
наделяется весьма широкими полномочиями
и в частности:
1. правом устанавливать правовой режим
организации и деятельности политической
системы, в том числе и регламентации собственной
деятельности государства, которая, по
словам И. Канта, и является объединением
множества людей, подчиненных правовым
законам; (Кант И. Собр. соч. Т. 4. Ч. 2. С. 233)
2. осуществлять регистрацию общественных
объединений, политических партий,
3. привлекать к участию в делах государства
общественные объединения и политические
партии, органы местного самоуправления
и трудовые коллективы;
4. осуществлять надзор за законность в
деятельности общественных объединений
и других компонентов политической системы;
5. применять меры государственного принуждения
к общественным объединения и иным членам
политической организации общества, нарушающим
режим законности и посягающим на права
и свободы граждан, организации иных лиц.
Для это оно обладает разветвленным государственным
аппаратом принуждения, способным обеспечить
последовательную реализацию его задач
и воли.
Таким образом, видно, что государство
является важнейшей управляющей системой
современного общества.
Глава 2. Современная
система государственного управления
Российской Федерации
2.1 структура высших
органов власти и управления
- законодательная
власть
Власть в области законодательства.
В государствах, где имеет место
разделение властей, законодательная
власть принадлежит отдельному государственному
органу, занимающемуся разработкой
законодательства. В функции законодательных
органов также входит утверждение
правительства, утверждение изменений
в налогообложении, утверждение
бюджета страны, ратификация международных
соглашений и договоров, объявление
войны. Общее наименование органа законодательной
власти — парламент.
В России законодательная
власть представлена двухпалатным Федеральным
Собранием, в которое входят Государственная
дума и Совет Федерации, в регионах
— законодательными собраниями (парламентами).При
парламентской форме правления
законодательный орган представляет
собой верховную власть. Одна из
его функций — назначение (выборы)
президента, исполняющего в основном
представительские функции, но не располагающего
реальной властью. При президентской
форме правления президент и
парламент избираются независимо друг
от друга. Законопроекты, прошедшие
через парламент, утверждаются главой
государства — президентом, который
имеет право роспуска парламента.
Является частным случаем
символической власти.
- центральные
органы исполнительной власти
Как правило, центральные
органы федеральной исполнительной
власти образуются Президентом РФ и
наделены специальной компетенцией,
они руководят порученными им
отраслями или сферами управления
и являются отраслевыми межотраслевыми
(функциональными) или смешанной
компетенции.
Правительство РФ устанавливает
предельную численность работников
центральных аппаратов министерств,
государственных комитетов и
других центральных органов исполнительной
власти, размеры ассигнований из бюджета
на их содержание. В случае необходимости
оно вправе передавать (делегировать)
им решение отдельных вопросов. Правительство
назначает и освобождает от должности
заместителей руководителей центральных
органов, членов их коллегий, комитетов,
осуществляет контроль за их деятельностью
и вправе отменять акты всех подведомственных
ему органов.
Как правило, каждый центральный
орган федеральной исполнительной
власти возглавляет определенное ведомство,
выполняет функции его центра,
штаба, обеспечивает выполнение всех производственных
и наряду с ними экономико-экологических,
социальных задач, состоящих перед ведомством.
Обычно центральный орган построен по
следующей схеме:
1) руководство (руководитель,
его заместители, коллегия, комитет,
ведомственные научные и иные
советы);
2) производственные структурные
подразделения, которые руководят
службами, непосредственно выполняющими
те задачи, ради которых ведомство
создано. Например, в МВД это
служба уголовного розыска, ГАИ
и др., в Минздраве — Главные
управления лечебно-профилактической
помощи, охраны материнства и
детства и др.
3) штабные подразделения,
занимающиеся внутриорганизационной
деятельностью в рамках ведомства
(управления бухгалтерского учета,
кадров и др.).
Слова «министерство», «комитет»,
«российское агентство», «федеральная
инспекция» имеют двойное значение,
ими обозначаются разные понятия. Во-первых,
министерство, государственный комитет,
российское агентство и т. д. —
это центральный
- президент Российской
Федерации
Высшая государственная
должность Российской Федерации, а
также лицо, избранное на эту должность.
Президент России является главой государства.
Многие полномочия президента либо имеют
непосредственно исполнительный характер,
либо приближены к исполнительной власти.
Наряду с этим, по мнению некоторых
исследователей, президент не относится
к какой-либо одной ветви власти,
а возвышается над ними, поскольку
осуществляет координирующие функции
и имеет право роспуска Государственной
думы. Президент Российской Федерации
является также гарантом Конституции
Российской Федерации, прав и свобод
человека и гражданина и Верховным
главнокомандующим Вооружёнными силами
Российской Федерации. В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
и федеральными законами президент
Российской Федерации определяет основные
направления внутренней и внешней
политики.
- правительство Российской
Федерации
высший федеральный орган,
осуществляющий исполнительную власть
в России.
Статус правительства
и порядок его деятельности определены
6-й главой Конституции и федеральным
конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации» от 17 декабря 1997
года с позднейшими изменениями.
Дом правительства Российской
Федерации расположен на берегу Москвы-реки
в Москве, по адресу: Краснопресненская
набережная, дом 2.
Правительство Российской Федерации
осуществляет свою деятельность на основе
Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных законов,
федеральных законов и нормативных
указов президента Российской Федерации
(глава 3 Закона «О Правительстве Российской
Федерации»).
На основании статьи 114
Конституции Российской Федерации
правительство осуществляет следующие
полномочия:
разрабатывает и представляет
Государственной думе федеральный
бюджет и обеспечивает его исполнение;
представляет Государственной думе
отчёт об исполнении федерального бюджета;
представляет Государственной думе
ежегодные отчеты о результатах
своей деятельности, в том числе
по вопросам, поставленным Государственной
думой
обеспечивает проведение
в государстве единой финансовой,
кредитной и денежной политики;
обеспечивает проведение
единой государственной политики в
области культуры, науки, образования,
здравоохранения, социального обеспечения,
экологии;
осуществляет управление
федеральной собственностью;
осуществляет меры по обеспечению
обороны страны, государственной
безопасности, реализации внешней политики
государства;
осуществляет меры по обеспечению
законности, прав и свобод граждан,
охране собственности и общественного
порядка, борьбе с преступностью;
осуществляет иные полномочия,
возложенные на него Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, указами
президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации,
федеральных законов, нормативных
указов президента Российской Федерации
правительство издает постановления
и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Подзаконные постановления и
распоряжения правительства обязательны
к исполнению в Российской Федерации.
Постановления и распоряжения правительства
в случае их противоречия Конституции
Российской Федерации, федеральным
законам и указам президента Российской
Федерации могут быть отменены президентом
Российской Федерации.
-судебная
власть в РФ
Правосудие в Российской
Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть
осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного
и уголовного судопроизводства.
Судебная система
Российской Федерации устанавливается
Конституцией Российской
Федерации и федеральным конституционным
законом.
Создание чрезвычайных судов
не допускается.
1. Конституционный Суд
Российской Федерации состоит
из 19 судей.
2. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросам
Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной
Думы, одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной
Думы, Правительства Российской
Федерации, Верховного Суда Российской
Федерации и Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации, органов
законодательной и исполнительной
власти субъектов Российской
Федерации разрешает дела о
соответствии Конституции Российской
Федерации:
а) федеральных законов, нормативных
актов Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы,
Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов,
а также законов и иных нормативных актов
субъектов Российской Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению органов
государственной власти Российской Федерации
и совместному ведению органов государственной
власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации;
в) договоров между органами
государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, договоров между
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных
договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд
Российской Федерации разрешает
споры о компетенции:
а) между федеральными органами
государственной власти;
б) между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации;
в) между высшими государственными
органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд
Российской Федерации по жалобам
на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и
по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в
конкретном деле, в порядке, установленном
федеральным законом.
5. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросам
Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной
Думы, Правительства Российской
Федерации, органов законодательной
власти субъектов Российской
Федерации дает толкование Конституции
Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные
положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу; не соответствующие
Конституции Российской Федерации
международные договоры Российской
Федерации не подлежат введению
в действие и применению.
7. Конституционный Суд
Российской Федерации по запросу
Совета Федерации дает заключение о
соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента Российской Федерации
в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления.
статья 125 Конституции Российской
Федерации
Верховный Суд Российской
Федерации является высшим судебным
органом по гражданским, уголовным,
административным и иным делам, подсудным
судам общей юрисдикции, осуществляет
в предусмотренных федеральным
законом процессуальных формах судебный
надзор за их деятельностью и дает
разъяснения по вопросам судебной практики.